Медленно и печально

Как челябинцы получают медицинскую помощь в поликлиниках

Андрей Ткаченко

В начале мая в Челябинске случился коллапс с обслуживанием населения в одной из поликлиник — за талонами возникли огромные очереди. В других ЛУ ждать приема узких специалистов приходится больше недели. «Челябинский обзор» пытался выяснить, является ли такая ситуация нарушением прав человека на бесплатную медицинскую помощь.

— Вчера стояла в очереди за талоном с половины шестого утра. Чуть не околела, — пенсионерка Татьяна Мотовилова зябко поеживается на холодном майском ветру. — Сегодня стояла меньше, с семи, только толку нет: анализы будут готовы через две недели, а талон к онкологу мне в регистратуре дают только на сегодня. А мне он зачем сегодня? Мне через две недели надо. А мне говорят — тогда не дадим. Потому что через две недели их нет.

Этот с нотками абсурда разговор происходит возле дверей поликлиники бывшей областной клинической больницы № 4 на проспекте Победы 376в. Это здесь пару недель назад случился настоящий коллапс: очередь в регистратуру выстраивалась аж до ворот, ограждающих территорию. Фото быстро разлетелись по всем соцсетям, а пользователи оставляли эмоциональные комментарии: до поликлиники невозможно дозвониться, а электронная система записи не работает.

Пресс-служба минздрава Челябинской области в тот же день распространила официальный комментарий: такая серьезная накладка случилась в связи с объединением ОКБ № 3 и ОКБ № 4, которое повлекло за собой слияние информационных систем, в результате чего и произошел такой сбой. «В настоящее время ведутся работы по исправлению ситуации. Процесс слияния будет длиться месяц-полтора», — уточнила пресс-секретарь ОКБ № 3 Виктория Розенберг.

В поликлинике бывшей областной клинической больницы № 4 пару недель назад случился настоящий коллапс

Месяц с того момента еще не прошел и, судя по невеселому рассказу Татьяны Мотовиловой, очередь хоть и поубавилась, но  никуда не исчезла. «Я пять лет тут наблюдаюсь, и проблемы были всегда. Но раньше я терпела, ждала, а теперь не могу: диспансеризация выявила узелок в тканях, и к онкологу надо срочно. А как вот к нему попасть, если через две недели нет талонов?» — задается женщина полуриторическим вопросом.

Мы заходим в фойе поликлиники, фотографируем грустных людей, стоящих в очереди к окошечкам, а на выходе спрашиваем молодую девушку с модным смартфоном в руке, реально ли забронировать талон через сайт «Госуслуги». Увы. «Я регулярно пытаюсь записаться к врачу с помощью этой функции — и через мобильное приложение в гаджете, и на самом сайте при помощи компьютера — это бесполезно. Услуга невозможна. Приходится идти и занимать очередь в регистратуру, но и не факт, что тебе достанется талон, они заканчиваются очень быстро», — качает головой пациентка.

Сейчас длинной очереди в поликлинике нет, но сложности с попаданием к узким специалистам все равно наблюдаются

Жалобы на качество так называемой бесплатной медицины (мы имеем ввиду под этим обслуживание в бюджетных ЛУ по страховому медицинскому полису) — дело обычное. Можно сказать, хроническое. Неудобства вызывает сама система, при которой с первичными жалобами пациента принимает участковый терапевт, и уже, приняв промежуточное решение, отправляет человека дальше, к узкому специалисту: неврологу, урологу, отоларингологу и т. д. Конечно, это вполне оправданно с точки зрения назначения лечения. Но и к терапевту, и к следующему врачу ждать талонов приходится... достаточно долго, скажем так.

— Пришла за талоном к терапевту. Предложили через пару дней. Потом, получив от него направление к эндокринологу, ждала еще восемь рабочих дней, — сообщила «Челябинскому обзору» читательница, которая «прикреплена» к поликлинике на ЧТЗ.

— В пятой поликлинике на северо-западе невозможно быстро попасть к узкому специалисту. Раньше приходилось ждать дня три-четыре. Сейчас — не меньше недели. Так и до обострения дождаться можно, — говорит другой наш собеседник. — Сами врачи говорят, что кадров стало меньше: многие либо уходят в частную медицину, либо совмещают, что тоже отнимает время от основной работы.

Автор этих строк получает медицинскую помощь в поликлинике МБУЗ «Городская клиническая больница № 5», расположенной на Каслинской, 60а. Качество работы врачей нареканий не вызывает, но вот попасть к ним — задача не из легких. Квест. 

Первый этап: прием терапевта. Не всегда талоны есть в тот же день, вполне возможно, что назначат на завтра (два терапевта в отпуске, поток пациентов огромный). Зайти в кабинет по времени, обозначенном в талоне, еще сложнее: пусть вы записаны на 14 часов, но дай бог чтобы получилось попасть хотя бы в 15. Дело в том, что, судя по расписанию, на каждого пациента полагается на больше 10 минут. Но добросовестный врач принимает по принципу: сколько надо, столько и будем, и не надо нам этой вашей бюрократии.

— У меня боли в спине, — сообщаю я терапевту, попав в кабинет после двухчасового неторопливого пребывания в очереди.

— Плохо, — кивает она. — Сильные?

— Сильные, — признаюсь я. — Сплю плохо.

После расспрашиваний и коротких манипуляций врач выписывает мне два направления: к ЛОРу и неврологу. «Прямо сейчас идете в регистратуру, народу там уже нет, и берете талоны. Живо, пока есть!» — напутствует терапевт.

Через минуту я снова стою перед окошком регистратуры.

— Невролог — через десять дней. ЛОР — через девять. Пойдете? — спрашивает регистратор.

Я слегка немею.

— Эээ... у меня болит все, — робко говорю я. — Честное слово. А пораньше талонов вообще нет?

— Вообще нет, — качает головой женщина. — Врачей мало.

— Давайте...

Сначала пациенту надо отстоять очередь за талоном к терапевту, потом — ждать, когда будет прием узкого специалиста

К врачам я попала в указанный срок, то есть больше чем через неделю (неделя выдалась так себе, потому что жить с острой болью действительно не очень комфортно). Получила квалифицированную помощь, подробные разъяснения и рецепт на лекарства, от которых сразу полегчало. Золотые люди, одно слово. Только уж очень недоступные.

Однако — внимание! — никакого формального нарушения здесь нет.

— Есть определяющий сроки документ: программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов — прим. редакции), утвержденная Правительством РФ, — комментирует начальник управления здравоохранения Администрации Челябинска Наталья Горлова. —  Сроки ожидания приема у терапевта не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию; сроки проведения консультаций врачей-специалистов — до 10 рабочих (14 календарных) дней. КТ, МРТ— до 30 календарных дней со дня назначения.

Иными словами, талон через 10 рабочих дней — это вполне себе норматив. Но что же делать, если самочувствие оставляет желать лучшего, причем прямо сейчас? Оказывается, существуют два очень важных нюанса.

— В каждой поликлинике Челябинска существует кабинет неотложной помощи, где принимает врач общей практики. В случае, если у пациента есть острая боль, он может без всякого талона обратиться в этот кабинет, ему окажут помощь, — подчеркивает Наталья Горлова. — Кроме того, если у пациента есть хронические заболевания и он стоит на диспансерном учете, он может получить талон к узкому специалисту, минуя терапевта, через сайт talon.zdrav74.ru.

Впрочем, Наталья Владимировна пообещала нам обратить внимание на поликлинику на Каслинской, 60а. Также она сообщила, что жалобы на качество оказания медпомощи в горздрав поступают регулярно, и все они находятся на контроле.

И последнее: о бесплатной медицине. По сути, в отношении каждого работающего человека это словосочетание является не совсем верным: ваш работодатель ежемесячно делает отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Возьмем простой пример: допустим, зарплата чуть выше среднеобластной, и вы получаете на руки около 40 000 рублей. Так вот: плюсом к этому ваше работодатель платит в ФОМС 5,1% — 2 052 рубля в месяц. (А еще в Пенсионный фонд 22% — 8 855 рублей в месяц, в Фонд социального страхования 2,9% — 1 167 рублей в месяц, в ФСС от несчастных случаях и профзаболеваний 0,2% — 80 рублей). Таким образом, ежегодные отчисления составят более 24 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма не покроет сложной операции или дорогостоящего лечения, которые оказывают государственные учреждения в случае необходимости. Но все же, как нам кажется, говорить о бесплатной медицине в таком контексте — не совсем корректно.

К тому же — каждый ли из тех, за кого работодатель отчисляет такую сумму ежегодно, часто посещает врача? Нет, до определенного возраста и состояния здоровья люди, как правило, не так уж часто навещают поликлиники. Вопрос: если условный 25–30-летний челябинец опосредованно платит за то, чтобы медицинскую помощь получали другие люди, постарше — почему эти люди стоят в очередях с шести утра и не могут быстро и оперативно получить талоны к врачу, пока их заболевание, невзирая на все нормативные документы, растет, обостряется и ухудшает жизнь?