Ну где же заграница?

Как аэропорт Челябинска готовится к приему (и отправке) международных рейсов

Андрей Ткаченко

Полеты за рубеж — Турция, Египет, Таиланд, Кипр... Теплое море, пальмы, коктейли на пляже... Увы, в ближайшие недели все это остается туманными перспективами. Дело, конечно, в закрытых границах. А вот сама воздушная гавань готова отправлять пассажиров далеко и надолго. К официальному открытию готовится международный терминал аэропорта. Что нового в нем увидят челябинцы?

— Таможенную зону не снимать!

Так встречают журналистов в международном секторе челябинского аэропорта. Здесь продолжают готовиться к официальному открытию, остались вещи чисто косметические — все помыть, пылинки сдуть, двери распахнуть. Впрочем, обо всем по порядку.

Международный сектор аэропорта откроется в мае

История с реконструкцией челябинского аэропорта была, прямо скажем, непростой. Модернизация всего комплекса воздушной гавани началась еще в 2018 году. Внутренние перевозки с тех пор успели съехать в новенький красный «Игорь». А вот международный терминал изначально должны были открыть к лету 2020 года, но начались какие-то проблемы. Проверки прокуратуры, уголовные дела о мошенничестве...

Ударившая по миру пандемия надолго перекрыла международные перевозки и снизила число рейсов. За год пассажиропоток аэропорта снизился на 32,5% в сравнении с 2019 годом. Причем лишь 2% пришлось на международные авиалинии. Напоследок, не так давно силовики задержали гендиректора Андрея Осипова (хоть это и не связано напрямую с самим аэропортом).

Старое здание полностью отдано под международные направления

Но история тем не менее движется к финалу, и новая-старая воздушная гавань готова вновь принимать пассажиров. Непосредственно к реконструкции международного сектора приступили около года назад. Удачно совпало с закрытием из-за коронавируса заграничных рейсов, так что на полетах это не то чтобы сказалось.

Обновленный международный сектор захватил оба старых здания. Постройку времен 50-х (та, которая с башней и колоннами), где раньше ютились и зона вылета, и зона прилета для заграничных рейсов; и более позднее здание — построенное в 70-х, где до этого располагался ныне съехавший терминал внутренних линий.

Увеличено число стоек регистрации

В зале, конечно, пустовато — пока без пассажиров. Официальное открытие планируется в начале мая. Так что сейчас — предварительный осмотр того, что было сделано за год. Губернатор Алексей Текслер в сопровождении представителей аэропорта оценивает: вот зона вылета с «размножившимися» стойками регистрации, вот таможенные пункты (куда так и не пустили прессу), вот новые табло, кресла, камеры. Все отремонтировали, расширили, «омодернили», одним словом.

В здании осталось навести порядок

Чистый выбеленный зал, стулья, обмотанные пленкой; никаких киосков, кафешек (насчет последних двух пунктов — это временно). Самое подходящее слово: «стерильность». Вскоре сюда должны въехать арендаторы, но пока главное — официально открыть объект. Буквально через месяц эти белые стены оживут — если только международные рейсы возобновят, конечно.

Тогда аэропорт сможет предложить пассажирам:

  • Больше стоек регистрации;
  • И больше кабинок для прохождения паспортного контроля;
  • Больше метров багажных лент (для одной из них сделали новый пристрой);
  • Свободные, широкие, просторные помещения.

Это все должно привести к увеличению пропускной способности почти в два раза — до 400 пассажиров в час. И до 2,5 миллионов пассажиров в год.

Аэродром под сумрачным небом

— Современное развитие региона, Челябинска невозможно без современного транспортного сообщения. За последние два года аэропорт существенно изменился. Введен в эксплуатацию новый терминал внутренних воздушных линий с пропускной способностью 2 млн пассажиров в год. Построен новый перрон с местами стоянок воздушных судов, реконструирована взлетно-посадочная полоса, привокзальная площадь, — напомнил глава региона на совещании, посвященном развитию авиаперевозок.

Сделал он и еще одно важное заявление. Если вы помните, челябинцам говорили: в конце прошлого года аэропорт должен был получить III А категорию ICAO. Это означает, что на аэродроме смогут садиться и взлетать самолеты в условиях ограниченной видимости. Таких площадок нет во всем УрФО. Так вот, по словам Алексея Текслера, эту категорию аэродром получил в феврале.

Алексей Текслер провел совещание по развитию перевозок

— Готовы ли вы подтвердить готовность пункта пропуска сразу же начать работу после получения всех документов? — вопрошает Алексей Текслер «Росгранстрой», отвечающий за реконструкцию пропускной зоны.

— Готовы, — уверяют представители учреждения и обещают, что подрядчики будут 2 года блюсти гарантию и, в случае необходимости, править огрехи.

— «Новапорт», есть ли у вас вопросы? — обращается глава региона к представителям холдинга — оператора воздушной гавани.

— Вопросов нет. Оборудование приобрели, залы оснастили, сейчас занимаемся заключением договоров по кафе, по зоне дьюти-фри.

Увеличение площадей и монтаж нового оборудования — естественно, не конечная цель. Главное — наращивание полетной программы, увеличение частоты рейсов и возврат пассажиров, некоторые из которых чаще бывали в том же «Кольцово», нежели в родном аэропорту. Как это сделать и как вернуть пассажиропоток для начала хотя бы до доковидного уровня?

Перевозчики надеются на возобновление международных рейсов

На встрече с губернатором присутствуют представители Red Wings. «Крылышки» выбраны не случайно — ранее прошла информация, что в Челябинске появится хаб авиакомпании. Теперь это подтверждено. В южноуральской столице планируется, для начала, база обслуживания одного SSJ компании, затем их должно стать больше.

— Мы уже приняли решение и утвердили организацию филиала в Челябинске. Авиакомпания войдет сюда полноценным налогоплательщиком, резидентом, и наше присутствие не ограничится просто полетами и представительством. Это будет настоящий филиал, и все пилоты и бортпроводники будут зарегистрированы здесь, — комментирует гендиректор Red Wings Евгений Ключарев.

Зал вылета за границу

— Red Wings — новая компания, которая буквально с 1 мая заходит в Челябинский аэропорт и начинает свою программу под субсидируемые и коммерческие рейсы. Напомню, мы в прошлом году начали субсидировать межрегиональные перевозки — около 100 тысяч пассажиров было перевезено на таких рейсах. Мы существенно расширили географию полетов из аэропорта Челябинска, эту работу продолжаем и в этом году, — отмечает Алексей Текслер. — Для нас важно расширить маршрутную сеть, географию полетов. В челябинский аэропорт компания заходит с постоянным базированием одного самолета. В следующем году таких самолетов с постоянным базированием должно быть не менее пяти. Мы рассчитываем на дальнейшее взаимодействие с Red Wings, в том числе ведем переговоры об открытии здесь ремонтной базы для «Суперджетов».

Алексей Текслер: «Мы продолжим расширять географию полетов»

Но главное, стартуют ли из Челябинска перевозки за границу, раз уж на повестке дня международный терминал?

— У нас уже подтверждена программа полетов в Турцию, мы ведем переговоры с перевозчиками по открытию Стамбула. Также в планах Анталья, Даламан. По направлению СНГ — это Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Решение перевозчики будут принимать после получения разрешения об открытии полетов. Подтверждена заинтересованность авиакомпаний по программе полетов на Кипр. Перевозчики подтверждают и интерес к возобновлению полетов в Египет в случае открытия, и в Таиланд, где полеты разрешены, но пока большого спроса нет, так как достаточно длительный период карантина. У перевозчиков есть резервы, мы постоянно находимся в контакте. Так что при снятии ограничений все историческая программа полетов будет возобновляться, — отмечает руководитель коммерческого направления холдинга «Новапорт» Ксения Агафонова.

Так что ждем мая и внимательно следим за международными новостями. Итого имеем: международный терминал к приему рейсов готов. Вот только когда борта из челябинской воздушной гавани смогут отправиться бороздить заграничные небеса, пока неясно. Многие границы пока еще закрыты...