У банков появился новый механизм взаимодействия для решения проблем должников, попавших в сложную жизненную ситуацию. Он закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков, сообщает пресс-служба Банка России.
Заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и иными трудностями, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты.
К трудным жизненным ситуациям Центробанк относит следующие:
- переход долга по наследству;
- смерть одного из заемщиков;
- временную нетрудоспособность больше двух месяцев подряд;
- признание инвалидом I или II группы;
- утрату или повреждение имущества по не зависящим от должника причинам;
- регистрацию безработным в органах службы занятости;
- призыв на срочную военную службу;
- потерю дохода за два месяца более чем на 30% по сравнению с доходом за прошлый год. При этом размер платежей по кредитам за следующие полгода должен превышать 50% от среднемесячного дохода, рассчитанного за два месяца перед подачей заявления о реструктуризации.
Далее, после подачи заявления о комплексной реструктуризации, банки или самостоятельно взаимодействуют друг с другом в рамках Стандарта, или назначают один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
— Это сэкономит время и деньги заемщику, на выходе он получит посильный график платежей, учитывающий долги перед всеми кредиторами. На текущем этапе Стандарт является добровольным, но уже сейчас к нему может присоединиться каждый российский банк, — сообщил начальник Управления регулирования Службы по защите прав потребителей Банка России Алексей Чирков.
Банки, которые решат присоединиться к Стандарту, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.