Память в звуке

Зачем челябинские актеры оживили голоса улицы Пушкина?

Андрей Ткаченко

Вы когда-нибудь слышали голос города или, может, какой-то конкретной его улицы? Уникальный для Челябинска по своему формату спектакль записали актеры местных театров во время «Мастерской Пушкина». Он проходит в виде пешей прогулки по этой улице, и во время променада участник слышит истории и воспоминания людей, которые так или иначе связаны с этим местом...

Мы встретились с авторами и исполнителями проекта, чтобы узнать подробности о «Голосах Пушкина».

Почти два месяца «Мастерская Пушкина» исследовала одну из самых старых улиц в центре Челябинска. Для чего? Все эти выводы сформировались в конкретные предложения для властей города о том, как можно благоустроить облик улицы Пушкина. Мы писали про это исследование подробности, почитайте обязательно.

У художников же, которые также стали участниками мастерской, была своя задача. Какая именно, мы узнали у создателей mini театра Александра Черепанова и Екатерины Писаревой, а также актрисы Молодежного театра Елены Шингареевой. Конечно же, местом нашей встречи стал сквер на улице Пушкина.

На создание аудиоспектакля у ребят ушло чуть больше месяца

— Как возникла идея сделать аудиоспектакль? И что вы хотели донести до слушателя?

Александр: Мы приняли участие в мастерской, целью которой было изучение улицы Пушкина вдоль и поперек, а иногда и вглубь — нужно было заглянуть во все дворы и заброшки. Изучали улицу с разных аспектов: в проекте принимали участие архитекторы, экономисты, антропологи. Наша группа художников должна была найти локальную идентичность улицы, ее лицо, и выразить его в художественной форме.

Было много разных идей, но мы остановились именно на создании аудиоспектакля. Изучили интервью, которые во время исследования сделали антропологи, взяли их за основу, и актеры разных челябинских театров их переозвучили. Мы попытались показать, что улица Пушкина обладает своим голосом — это голоса ее жителей и прохожих. Услышали самые разные истории, которые так или иначе западают в душу.

Актеры приняли участие в «Мастерской Пушкина», чтобы найти эмоциональные детали этой улицы

— Удалось ли найти это лицо улицы Пушкина?

Елена: Я думаю, что удалось показать не только голос, но и портрет улицы. Ведь в интервью участвовали люди разного возраста, мужчины и женщины. Поэтому вполне складывается впечатление о том, что это за человек, гуляющий по Пушкина.

Екатерина: Когда ты слушаешь готовый трек, ты представляешь тех, кто рассказывает историю. Хотя каждый, наверное, свое в этом услышит, увидит, почувствует. А может быть, кто-то никогда и не ходил по этой улице, и услышав эти голоса, у него возникнет желание сделать это. Улица Пушкина ведь не проходная. Чаще всего по ней люди идут куда-то, строят маршрут; она промежуточная.

Технически дело было так: антропологи расшифровали записи интервью — перенесли звук в текст. И мы уже из этого текста выбирали то, что близко нам. Потому что специалисты задавали свои вопросы, а нам из этого нужно было взять то, что нужно нам, художникам. Люди, отвечая на вопросы, часто уходили в какие-то воспоминания — эти эмоциональные «фишки» нам и пригодились. Много времени занял сам отбор материала. Потом мы отдельно с каждым актером встречались и записывали историю, которую ему нужно было отыграть.

Озвучкой историй занимались актеры нескольких театров

— Но ведь в спектакли звучат не только голоса героев, но и звуки самой улицы — шум машин, крики детей и так далее?

Екатерина: Наш звукорежиссер Кирилл Миллер занимался сведением всех историй в один трек; он проделал, пожалуй, самую сложную работу: прошел по улице, отдельно записал звуки и соединил их с голосами участников спектакля. Еще мы решили добавить в аудиофайл стихи самого Александра Пушкина, которые начитали актеры. Это все-таки на улице его имени происходит. И вообще, как говорится, все мы произошли от Пушкина (смеется).

— Я заметила, что в аудиоспектакле у героев остались слова-паразиты: то есть, как бы и так далее. Это специально сделано?

Александр: Да, конечно. Расшифровка была дословная, и мы ее сохранили при озвучке. Мы специально оставили эту ритмику, это придает живость речи. Ты понимаешь, что это не постановка, говорит обычный прохожий.

Елена: И у актеров сразу возникает образ того, кого им нужно озвучить. Историю незнакомых людей на это время они «присваивают» себе, проживают ее. В процессе озвучки ты все равно представляешь, что это за персонаж. Когда я озвучивала свою героиню, мне казалось, что где-то есть незаконченная фраза, или иногда мысль перескакивает с одной темы на другую — так обычно и бывает во время живого диалога. Но мне с этим было интересно работать.

Для Елены Шингареевой это не первый опыт озвучки аудиоспектакля, и опыт с «Голосами Пушкина» она нашла интересным

— А кто эти люди, которых опрашивали на улице?

Екатерина: Несколько человек оказались нашими знакомыми, мы уже после записи спектакля об этом узнали. Но большинство людей не знакомы нам — это те, кто жили или живут на улице Пушкина, кто гуляет на ней или учится неподалеку. Кто-то своими детскими воспоминаниями делился.

Например, несколько раз в спектакле можно услышать мужчину, который живет внизу улицы Пушкина, рядом с синагогой. Он рассказывал, как он обустроил двор своего дома, елки посадил. Мы специально потом ходили к его дому и видели, что у него там целый огород, где он выращивает овощи. Это просто удивительно, с какой любовью человек относится к месту, где живет. Мне кажется, это очень ценно, сейчас такое не часто встретишь.

Александр: Он рассказывал, что помнит еще как в домах по соседству было печное отопление, как люди пилили дрова во дворе, и многое другое.

Александр уверен, что такие спектакли помогают сохранить память в звуке, пронести ее через долгие годы

— Удалось ли вам самим найти что-то новое в этой улице?

Екатерина: Это был необычный опыт, когда мы ходили пешком по улице вместе с антропологами. И вдруг ты понимаешь, что ты ходил много-много раз по этой улице, но каких-то вещей не замечал. Это как бытовые ежедневные дела, которые ты делаешь уже на автомате, и взгляд на них замыливается.

И вдруг у тебя фокус внимания меняется, ты совсем по-другому смотришь на здания, детали. И одна из задач сделанной нами записи — обратить внимание человека на эти детали. Дело не в том, что ты должен знать всю историю этой улицы, а в том, что ты можешь посмотреть на уже знакомые вещи другим взглядом.

— Есть ли в планах сделать что-то подобное, но уже про другую челябинскую улицу?

Екатерина: Нам очень понравился этот опыт — знакомить людей с родным городом. И сам начинаешь больше любить эти места. Аудиоспектакль про город — не новый жанр, мы здесь не первооткрыватели. Но для Челябинска такие аудиоспектакли все же в новинку — и надо продолжать развивать этот вид искусства.

Есть у нас некоторые задумки. Пока мы изучали улицу Пушкина, нашли еще темы, которые нас заинтересовали. Например, кладбища, на которых челябинские театры стоят. Ведь на месте, где сейчас находится театр оперы и балета, драмтеатр, кинотеатр Пушкина и даже этот сквер, где мы сейчас с вами сидим, были кладбища. Это очень интересно.

Аудиоспектакль доступен всем желающим, для этого нужны лишь смартфон, наушники и интернет

— Люди увидят ссылку на аудиоспектакль про улицу Пушкина. Но зачем им слушать его? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Екатерина: Челябинск для многих ассоциируется с промышленностью, а вот культурную жизнь здесь считают скудной, якобы никаких событий тут не происходит. Поэтому важно искать что-то интересное не где-то, а здесь, в том городе, где ты находишься. А самое главное — такого интересного в Челябинске полно, только нужно это показать.

Елена: Такими проектами мы как будто говорим слушателю: не торопись, притормози и посмотри вокруг.

Екатерина: Еще нам было важно, что именно люди создают среду и атмосферу этого места, каждой улицы.

Все истории реальны, их рассказали жители улицы Пушкина и те, кто на ней бывает

— Мне, например, понравился один из рассказов спектакля про интеллигентных алкашей, которые во дворах выпивают, но при этом никого не трогают... Про это ведь могли и умолчать, всегда же стараешься только хорошее показать.

Екатерина: Да-да (смеется), было такое. Нам тоже очень понравилось, как мужчина забавно об этом рассказывает.

Александр: Мы, конечно, далеко не все истории взяли в финальный трек. Но в большинстве из них люди все же с любовью отзываются о родных городе и улице. Это приятно. Мне очень нравится, что все эти рассказы документально зафиксированы на аудио. Есть, например, там история про дедушку — он жил в доме на углу Пушкина и проспекта Ленина. И он всегда с балкона смотрел на демонстрации, которые 1 мая проходили.

И вот один из героев, чей рассказ вошел в наш спектакль, запомнил этого дедушку. Его наверняка уже в живых нет. А история о нем есть, и она будет жить в этом аудио. И нас не будет, а голоса с историями останутся. Очень странное ощущение, когда ты можешь выходить за рамки времени и пространства, создав такой аудиоспектакль. Стирать время и другие границы — это одно из магических свойств театра.

Екатерина: Еще одной целью изучения улицы Пушкина было выяснить, как благоустроить ее, что нужно добавить, чтобы она стала более уютной. И нам было очень важно показать, что те, кто будет проводить это благоустройство, должны прислушиваться к людям, которые живут на этой улице или постоянно гуляют на ней. Одни любят Пушкина за то, что это тихая и тенистая улица, и они хотели бы, чтобы эти моменты сохранились. Другие ругаются на собачников и так далее. Важно услышать мнения людей.

У команды актеров уже есть идеи для создания нового аудиоспектакля. Возможно, он увидит свет уже в следующем году

— Что требуется для того, чтобы прослушать аудиоспектакль про улицу Пушкина?

Екатерина: Мы постарались сделать максимально удобный формат. Человек в любое время может его послушать. Самое главное, чтобы у вас были телефон с доступом в интернет, наушники и желание прогуляться по улице Пушкина. Это можно делать как одному, так и компанией — просто каждый будет в наушниках. Мы, например, поздним вечером тестили этот спектакль. Лето, тепло — прекрасно прогулялись. Пока в городе теплая погода, очень советуем всем прогуляться и послушать этот аудиоспектакль.

Александр: И очень важно, что контекст этого места не давит на слушателя. Вам не обязательно знать, где находится синагога или протезный завод, о которых идет речь в рассказах героев. Если у вас появится желание — вы сами без труда найдете позже информацию об этих местах. А наш аудиоспектакль — это про атмосферу и про людей.

Этот спектакль — не путеводитель. Это собрание эмоций, воспоминаний и впечатлений людей

В записи спектакля приняли участие актеры челябинских театров: Александр Черепанов, Екатерина Писарева, Елена Шингареева, Дмитрий Писарев, Полина Подивилова, Денис Саратников, Кирилл Рыжов, Вадим Долговых, Светлана Худякова, Денис Филоненко, Алена Свиришевская.