Это не тренинг. Это Дзюбинг!

Ведущий актер театра Виктюка погрузил челябинцев «сквозь себя»

Катерина Суханова

Заезженное слово «тренинг» никак не подходит к тому, что делает Александр Дзюба. Ведущий актер театра Романа Виктюка создает «оружие». И тот, кто им владеет, может сворачивать горы, управлять людьми и вообще делать все, что ему по-настоящему хочется.

«У вас не тренинг, а атомная бомба!» — восклицают те, кто был на «Дзюбинге». В течение двух дней посредством разных актерских упражнений у челябинцев был шанс почувствовать себя, открыть воображение, дать волю истинным эмоциям. Юлия Фищукова и Екатерина Пашкова, организаторы тренинга, отметили, что такого события в Челябинске не было еще ни-ког-да.

«Моя задача — произвести в сознании человека квантовый скачок. В 90 процентах случаев это происходит. Я собрал такие упражнения и так их адаптировал, что они работают не как удар молотка, а как взрыв. В Челябинске взрыв произошел», — отвечает Александр Дзюба.

Читатель может сейчас возразить: «Да от всех этих тренингов эффект короткий! Пару недель будешь делать то, чему тебя якобы научили, а потом опять вернешься к привычной жизни». Но «Дзюбинг» — это не хлопок, не крик «эй». У взрыва есть ударная волна, которая влечет за собой определенные последствия. Как?

Попробуйте включить музыку, лучше классику. И растворитесь. Почувствуйте, что вы и есть музыка. Как будет вести себя ваше тело? Позвольте себе быть свободным в ней. А затем — второе упражнение: побудьте внутри этой мелодии, представьте какой-то сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Отыграйте его до мельчайших деталей. Во время куплета, например, вы начинаете готовить завтрак. Достаете продукты из холодильника, варите кофе, расставляете посуду. И вот... на припеве вы вкушаете то, что только что приготовили! Представьте вкус еды, аромат, температуру кофе. И на втором куплете вы постепенно заканчиваете трапезу, прибираете стол, моете чашку и уходите с кухни. Музыка задала ритм вашего поведения.

Попробуйте пойти на сопротивление музыке

Самое сложное — третье упражнение. Быть «сквозь» музыку. Ее ритм ускоряется, а вы замедляетесь. Она громкая, вы безмолвны. И все время вы идете ей наперекор.

«Только когда мы движемся сквозь, мы обретаем свой путь, — объясняет Александр Дзюба. — Ведь именно в этом направлении мы можем наблюдать. Участники тренинга после нашего с ними погружения идут по улице и уже замечают больше, чем раньше. Слышат. Воспринимают. Действуют».

Растворяться можно не только в музыке. Природа, другие люди, фильмы, книги... все зависит от того, как развито ваше воображение. Только погружаться нужно полностью. И не стараться иллюстрировать то, во что вы погружены, а попробовать все это прочувствовать и пропустить «сквозь». По-честному!

— Не нужно пытаться нае**ть мир, — говорит Александр, переходя на крик. — В течение всей моей профессиональной жизни самым популярным является слово «система». Почему оно встречается везде? Почему она, система, может быть солнечной, спутниковой? Почему крест — это система? Откуда она берется? И я понял, что это и есть способ существования живого организма. Мы все находимся в системе, выйти из нее невозможно. Да и не нужно. В ней есть свобода, которую может обрести любой.

— Но как?

— В системе есть два вида действий: внутрь и наружу. Поощрение и наказание. Интроверсия и экстраверсия. Останьтесь наедине с собой, а потом выйдите к людям. И так постоянно. Обрести свободу — преодолеть препятствия. Вот купила ты машину, боишься гаишников. Нужно наработать навыки, чтобы перестать их бояться. Так? Твоя задача не избавиться от машины, чтобы не бояться, а приобрести «скиллы». Чем точнее ты контролируешь происходящее, тем ты счастливее. Контроль, счастье и система — это синонимы.

Александр включает музыку Pink Floyd. Люди пытаются двигаться «сквозь» нее, нарушая ритмы, громкость, вибрации... Сначала заметно, что действия идут от головы. Все думают, какое движение сделать следующим. Но ближе к кульминации — движения становятся настолько непродуманными, что музыки больше не существует, да и мыслей больше нет. Раз-два-три... каждый на своей волне!

— Какие вы все талантливые, боже! — Дзюба убежден, что актерство есть в каждом, нужно это просто раскрыть.

— Вам как актеру не надоело говорить чужими словами в чужих пьесах?

Александр Дзюба

— Мне это нравится. Я отражаю жизни других людей. Хотя на самом деле... признаюсь тебе: меня перестали удовлетворять уже написанные пьесы, к которым я примеривался как режиссер. Не подумай, я очень люблю Чехова, Вампилова, Арбузова и других драматургов. Но когда я их читал, то ловил себя на мысли: это бы я изменил, тут бы убрал, это бы не сказал.

— Смело!

— Вот именно, какое я имею право? Поэтому я стал писать свои пьесы. Теперь у меня есть шанс говорить не чужие тексты, а свои. Когда придет время, поставлю на них спектакли. Отражений я в себе накопил столько, что уже сам могу отражать и вдохновлять.

Некоторые участники тренинга жаловались на отсутствие вдохновения в жизни. На этот счет «Дзюбинг» подсказывает: вначале ты должен что-то сделать количественно, а потом это перерастет в качественное. Упражнения, которые предлагает любой мастер-класс, нужно сделать несколько раз, пока не появится момент озарения. А он, в свою очередь, очень похож на вдохновение.

«Представь, что ты хочешь прыгнуть высоко. Прыгаешь, прыгаешь, а этого „высоко“ не получается. Что нужно сделать? Жизнь себе усложни! Утяжели себя. Возьми кого-нибудь на руки, повесь что-то тяжелое на плечи и попробуй прыгнуть. А когда сбросишь груз, ты „подлетишь“ на том же уровне, на котором была, но ощущения будут, что ты паришь. Появится вдохновение!» — объясняет Дзюба.

Самое ценное, чему научил тренинг — замедление. Мы все куда-то торопимся, боимся что-то не успеть. Но стоит чуть-чуть притормозить и... ты увидишь все детали вокруг. Убираешь суету из тела, стараешься говорить медленней. Говорить по делу. Говорить низким, вкрадчивым голосом.

«В трамвае или в метро, где есть определенная доля шума, нужно тренировать связки. Мычите. Долго. А потом вы заметите, как ваш голос становится бархатным, а речь замедляется. Как только вы перестаете торопиться, мир вокруг движется с вами в одном ритме. И вы поймете, что в голове не кавардак, а абсолютная ясность. Только посредством физического действия можно развить творческий потенциал человека, а все умные разговоры — на потом. Жизнь — это движение, смерть — это статика. Мертвое удобно всем, а вот живое неудобно никому», — резюмирует Александр.

Чтобы сделать что-то, нужно делать