«Кузнечики» или «кабачки»

В Челябинске выпустили на линию новые трамваи

Андрей Ткаченко

Масштабная реформа общественного электротранспорта начала материализовываться. На днях по Челябинску поехали 10 новых трамваев. До конца года их число доведут до 30. Губернатор Алексей Текслер, который и пообещал челябинцам качественные преображения в сфере пассажирских перевозок, нынче одним из первых познакомился с новой техникой, а затем прокатился по городу в одном из вагонов в роли пассажира.

Депо № 1. Здесь пока еще пустующими на рельсах стоят 10 новых электрокрасавцев. С предшественниками, которые десятками лет возят горожан, конечно, не сравнить. Каждый вагон полностью оборудован системой кондиционирования как в кабине водителя, так и в салоне; системой USB-разъемов для зарядки гаджетов, автоматическим, кнопочным открыванием дверей. А еще трамвай удалось сделать более энергоэффективным: он потребляет меньше энергии, чем потребляли его предшественники. В общем, комфорт обеспечен всем.

В Челябинск поступила первая партия из 10 новых трамваев

Изготавливаются новые трамваи на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Но в Челябинск их привозят в полуразобранном виде. Так оптимальнее, нежели отправлять громоздкую технику сюда целиком. Уже здесь, в депо, вагонам придают привычный вид: навешивают отсутствующие детали корпуса, монтируют пантограф (токоприемник на крыше — прим. редакции).

«На дооснащение одного трамвая и проверку его работоспособности требуется буквально три дня. Плюс еще сутки уходят на клейку паттерна (пленки с узорами, — прим. редакции). Затем готовые вагоны отправляют на обкатку», — рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.

Трамваи привозят в Челябинск из Усть-Катава в полуразобранном виде, здесь их ждет финальная сборка

Для ускорения процесса отправки вагонов в рейс транспортники обновили ремонтный цех, закупили новое оборудование, наняли и обучили новых специалистов, а также в ночное время не раз проехались на трамваях по городу (в реальных условиях, но без пассажиров).

Перед выводом на линию — финальная инспекция от губернатора Челябинской области. Сотрудники депо, а также водители с кондукторами заверяют, что новыми трамваями исключительно довольны. Причем речь идет не только об удобстве, но и безопасности пассажиров.

«Вся электронная начинка вагона является единой цифровой платформой. В салоне установлены мониторы, по которым пассажиры могут отследить движение транспорта: во время пути остановки на нем выводятся в режиме реального времени, позволяя людям заранее сориентироваться, где им лучше выйти. А во время каких-то чрезвычайных ситуаций на экран поступит информация из единого диспетчерского центра. Да и самим диспетчерам будет гораздо проще следить за движением техники, так как сигналы от каждого трамвая непрерывно за счет цифровых технологий стекаются в единый пункт. С точки зрения организации движения к нему нет никаких жалоб», — рассказывает губернатору сотрудник завода АО «УКВЗ», принимавший участие в изготовлении, частичной досборке и комплексной подготовке вагонов к эксплуатации.

Алексей Текслер анонсирует сотрудникам «ЧелябГЭТ» новое депо и повышение зарплаты

Алексей Текслер анонсирует масштабные перемены и для самих сотрудников ЧелябГЭТ. Для начала — новое депо. Как известно, срок службы транспорта напрямую зависит от того, где он хранится и как обслуживается, поэтому эта задача стоит наравне с обновлением модельного ряда:

— Вопрос депо — он принципиальный. Те же троллейбусы — нет возможности закупить новые, потому что они стоят на улице. Поэтому необходимо сделать новое депо, чтобы просто проходить по рамкам надежной эксплуатации, чтобы хотя бы мыть транспорт можно было, — утверждает глава региона.

Ну и неоспоримый бонус — повышение зарплаты сотрудникам.

Первые трамваи вышли на маршруты № 15, 17, 20 и 22. На другие линии их выставлять пока проблематично — не позволяет ветхая инфраструктура. Для Алексея Текслера это — не новость.

Алексей Текслер опробовал новый трамвай в качестве пассажира

— Трамвайное полотно, контактная сеть — это одна из проблем. Вы знаете, инфраструктура не имела никаких ремонтных работ или серьезной модернизации с советских времен, и одна из задач — в дополнение к тому, что мы будем обновлять весь трамвайный, троллейбусный парк — полная замена всей инфраструктуры. Это большие инвестиции, но на это надо пойти, мы говорим о полной модернизации всего электротранспорта в Челябинске. Мы будем в это вкладываться и таким образом превращать наш электрический транспорт в самый доступный и самый комфортный, как это всегда, кстати, в Челябинске и было. И мы сделаем это уже в ближайшие-ближайшие годы, — обещает губернатор, проехавшись на одном из трамваев в качестве пассажира (и, как положено, оплатив проезд).

К слову, в городе будет не только отремонтирована нынешняя трамвайная сеть, но и появятся новые ветки. Так, например, в перспективе рельсы появятся на улице Университетская набережная. Протяженность нового маршрута составит почти пять километров.

«Я уверен, что таким образом мы сможем пересадить наших жителей, жителей Челябинска на общественный транспорт. Это важно, так как пока растет только личный автопарк горожан. Вы знаете, я когда в регион пришел в 2019 году, первый проект, который мне показали — это создание платных парковок. Это меня удивило: общественный транспорт в упадке, горожане вынужденно садятся на машины, а с них еще и дополнительные деньги хотели собирать. Я сказал: нет, мы сначала займемся общественным транспортом, дадим людям возможность выбора, а уже потом будем говорить уже о платных парковках и о прочих достаточно современных методах сделать город более комфортным. Но это все, конечно, комплексная, единая задача, мы и начали ее решать», — подчеркивает губернатор.

Кстати, с подачи пассажиров к зеленым вагонам уже приклеилось прозвище «кузнечики»; а водители нарекли их «кабачками». В будущем их число будет только прирастать. К концу года к нынешним 10 новым трамваям добавят еще 20. В перспективе, как уже сказал губернатор, вся устаревшая техника уйдет в утиль.