Премьера постановки режиссера Олега Хапова «Я на границе тебя. Ты на границе меня» прошла в рамках фестиваля «Дебаркадер». Это был смелый художественный эксперимент в формате иммерсивного спектакля или, проще говоря, «бродилки».
Спектакль был поставлен по мотивам пьесы Егора Черлака «Малахитовая кукушка». В основу положена фронтовая переписка семейной пары — актеров Челябинского театра кукол. Казалось бы, тема Великой Отечественной войны уже до боли знакома всем зрителям. Но Олег Хапов решает каждого погрузить в эту историю с головой, сделав постановку в иммерсивном формате. Для исполнения главных ролей он приглашает артистов Челябинского театра современного танца Ольги Поны Владислава Морозова и Елену Пришвицыну.
Смысл иммерсивного спектакля прост: на протяжении всей постановки зритель вместе с актерами переходит из одной локации в другую. В классическом театре сменяются декорации, а гость остается на месте. Здесь же наоборот — перемещается зритель, но окружение статично. Риск режиссера, решившегося на такое, велик: поймут ли люди, зачем и почему все это затеяно? Но Олег Хапов уверен, что театр и искусство — удел бесстрашных. Главное — перестать бояться и начать действовать.
Однако сначала нужно помочь зрителю привыкнуть к происходящему и постепенно ввести его в необычную атмосферу. Поэтому кроме стандартного «переведите телефоны в беззвучный режим», режиссер попросил всех, кто пожелает, взять лист бумаги и цветной карандаш и изобразить ассоциацию к фразе «близкий человек». В любом виде: нарисовать, написать, начертить линию или хотя бы поставить точку. Что угодно. Этот пункт и становится первым шагом на пути к погружению внутрь действа.
Затем гости выбрали себе по чемодану. Те кучкой громоздились на входе: пузатые, заштопанные, со сломанными замками, и каждый преданно ждал своего товарища. Сделав выбор, зрители прятали внутрь чемоданов свои листочки. Расставались с самым личным и интимным — образом близкого человека. Так началось путешествие в военное прошлое вместе с артистами.
Кстати, чемоданы выполняли и функцию сидений. Все-таки иммерсивный спектакль предполагает постоянное перемещение, поэтому нужно быть мобильным. Чемоданы — это и символ путешествия, и возможность зрителя максимально погрузиться в происходящее. Ведь когда в метре от тебя разыгрывается сцена, ты должен и телом, разумом быть здесь, кожей чувствовать и понимать происходящее. Здесь нет удобных кресел, в которых можно предаваться праздным размышлениям.
Впервые мы видим актеров в локации комнаты: июнь 1941 года, беззаботное время. Никто даже не может представить, что их ждет. И вдруг, как гром среди ясного неба, голос Левитана. Громкий, четкий, уверенный. Проговаривающий до боли знакомый текст. Но герои слышат его впервые, и этот момент становится для них переломным. Их жизнь разделится на «до» и «после». Муж уйдет, и обычная жизнь любящей женщины превратится в настоящий кошмар. Исчезнет и уютная комната: герои окажутся в агрессивном внешнем мире. Она — на холодной безлюдной улице, он — в окопах на передовой, постоянно ощущая за своей спиной дыхание смерти. Она будет ждать своего любимого бесконечно, независимо от времени года и суток.
Единственной нитью, связывающей две жизни на фоне страшных военных событий, станут письма. Письма как глоток свежего воздуха. Письма как знак того, что он жив и что надежда на его возвращение еще не потеряна. Отрывки из этих писем звучат на заднем плане. По словам режиссера, переписка, использованная в спектакле, не совсем аутентичная — ее немного переработали, добавили «художественности». Однако и ситуация, и герои — реальны. Изменены лишь их имена.
Чем больше происходит событий, тем сильнее наблюдатели взаимодействуют с героями. Вот Мария отдает кому-то мужское пальто, рубашку и брюки со словами: «возьмите, это Кости, он их почти не носил». Потом каждый получает небольшой подарок: Костя прислал коробочку конфет, и этими гостинцами, как и радостью, Маша тоже щедро делится с присутствующими.
Но вот зрители получают страшное извещение. «Пропал без вести». Они читают эти слова раньше героини. Тем ужаснее ситуация: женщина еще не представляет, какой удар ее ждет. Потеря близкого человека. Потеря любимого. Отца. Мужа.
Пожалуй, самой шокирующей, неоднозначной и непривычной для зрителей становится локация в абсолютно темной комнате. К тому же помещение настолько мало, что люди буквально дышат друг другу в затылки. А героиня, забившись в угол, дрожащими руками зажигает спички и беспрерывно повторяет: «Костя. Костя. Костя?».
По словам режиссера Олега Хапова, такое выдергивание наблюдателя из привычной ему зоны комфорта сделано специально.
«Мы нарушаем законы обычного театра и зрительского восприятия. Здесь мы пытаемся говорить совершенно другим языком — языком ощущений, чувств. Зритель должен понимать все, что происходит, но не головой, а кожей, всем своим нутром», — рассказывает Хапов.
Именно поэтому и для этого в спектакле поднята такая важная и серьезная для каждого из нас тема — война. И не просто война, а потеря близкого человека.
«Эта тема родилась из устойчивого ощущения, что и телевизор, и государство нам твердят: война — это не так уж плохо, давайте воевать! Я уже не говорю о лозунгах „можем повторить“, которые мы часто видим на автомобилях. Это словосочетание вызывает у меня сильнейшую боль — оба моих деда погибли на войне. Помню и много рассказов о тех временах от родителей — это страшно. Я не хочу, чтобы мои дети жили в этом страхе. Поэтому все происходящее здесь создано скорее ради высказывания. Это своеобразный крик души», — комментирует Олег Александрович.
Также он объясняет, что те самые листочки, которые зрители убрали в чемоданы в самом начале — это как раз история о том, что каждый из нас может потерять близкого человека. В финале Маша ищет во всех этих чемоданах вещи Кости — и не может найти. Для нее эти вещи — последний след любимого человека. Его образ и так начинает стираться из ее памяти и жизни, а теперь у нее не остается даже его вещей. В этом и состоит вся трагедия ситуации: несмотря на то, что героиня всеми силами старается сохранить внутри себя ощущение любимого человека, внешние обстоятельства и происходящие вокруг события неумолимо его вырывают.
«Самая главная задача всего этого действа — донести до зрителя мысль о том, что такие вещи никогда не должны повторяться, — говорит артист Владислав Морозов, сыгравший роль мужа Марии Костю. — Это страшно, когда из семьи уходят родные и не возвращаются. Ведь люди, встречая свою вторую половину, рассчитывают, что они вместе навсегда, до конца пойдут рука об руку. А такие события в один прекрасный момент просто все это обрывают».
И речь идет не только о Великой Отечественной войне. Так, на стенах коридора, ведущем посетителей на встречу с актерами, развешаны фотографии военных действий разных лет. Здесь и Афганистан, и Сирия, и Донбасс. Все эти события происходят в наше время. И, к сожалению, могут коснуться каждого.
Добавим, что у челябинцев еще есть возможность увидеть этот спектакль в рамках фестиваля «Дебаркадер» 12 октября в 17:00 и 19:00 часов по адресу: улица Труда, 100 (дебаркадер Государственного исторического музея Южного Урала, вход со стороны набережной).