Жизнь после затвора

В Челябинске открылась выставка проекта «Пост-фотография»

Предоставлено организаторами выставки

В Выставочном зале Союза художников открылась выставка историка, фотографа Марины Шумаковой «Ливадийские сады». Но спешим вас предупредить — никаких красивых видов заповедных мест вы там не увидите. Постфотографическое искусство — территория, где дивный новый мир можно создать из куска ткани, морского камушка, отражения в зеркале и графического редактора.

Кураторская группа Soft Focus занимается организацией необычных выставок. Их новый проект — «Пост-Фотография», в котором собраны работы, созданные из всего, чего угодно — были бы фантазия автора, исходный снимок и обработка графическим редактором.

«Ливадийские сады» — крупное полотно, отпечатанное на ткани. Абстрактная картина, напоминающая при определенном угле взгляда то языки пламени, то земляничную поляну, то капли крови на узбекском ковре.

— Это снимок искусственного цветка, обработанный в графическом редакторе, — поясняет автор работы, историк, фотограф Марина Шумакова. — Вот видите, в центре видно шершавую структуру — это бархат, или велюр, из которого и делают искусственные цветы. А языки света по краям — это блестки в гелевых свечах.

Выставка «Ливадийские сады» открылась 5 июля

Выставочное пространство также завешано огромными «гобеленами», на которых изображено нечто, напоминающее то ли коралловый риф, то ли узор на персидском халате. Выясняется, что это Спас на крови. Золото собора, «растекшееся» по телу снимка, превращает полотно в яркую абстрактную загадку. Причем как толковать эту картину — каждый зритель решает сам. Можно, конечно, посмотреть на табличку с названием, чтобы сложить в голове две картинки — визуальную и смысловую. Но, вообще, куда интереснее обойтись и без этого.

Фотографические гобелены — очень интересная форма пост-фотографии

— Вот изображение цветка каллы. После сканографии (сканированные и в последующем обработанные фоторедакторами на компьютере изображения, занимающие промежуточное место между фотографией и иллюстрацией, — прим. редакции) я получила желанные серебристость, фактурность цветка, — говорит Марина Шумакова. — Вот эти коричневые оливковые тона долго получались, но их нашла и привела к гармонии. Видно на изображении, что это цветок, но он приобретает новую форму, какое-то движение, потому что изображение было сделано в тот момент, когда полоска сканера бежит, и мы немножко двигаем цветок, и появляются новые формы для привычных нам вещей.

Марина Шумакова, Ольга Конфедерат, Сергей Жатков

Мы замираем у масштабного полотна под названием «Босхиниана». На нем изображены непонятные, размытые, преломленные в какой-то тягучей среде людские фигуры, окрашенные в характерные для великого Иеронима охряные тона.

— Марина, скажите, что это? Не хватает фантазии догадаться.

Фотограф смеется.

— Это Кировка. Джазовый фестиваль. Все фотографы охотились за музыкантами, а я — за трубами. В них отразилась вся энергия события.

Мы также видим работу на шероховатой поверхности, которая очень напоминает сильно смазанную фотографию праздничного стола или продуктового прилавка — кажется, что на ней разбросаны сыр, хлеб и лук. Однако выясняется, что объектом съемки были морские камушки.

Марина Шумакова работает на обычном цифровом «Никоне». А потом с помощью редакторов превращает снимок в удивительное произведение искусства.

— Зритель сам решает, что за сущность, предмет перед ним, — объясняет Шумакова свою философию художника. — Да, это порой пугает. Но когда мы лишаемся привычной точки опоры, когда мы не знаем, кто мы, где мы, — именно в тот момент у нас появляется шанс самих себя пересобрать и обрести заново.

Экспозиция работ Марины Шумаковой в Выставочном зале союза художников продлится до 30 июля

— Мы, кураторы группы Soft Focus, хотели сделать серию выставок, где фотография начиналась бы после того, как щелкнет затвор, — рассказывает искусствовед, куратор выставки Ольга Конфедерат. — Ну, то есть, как было раньше? Щелкнул затвор и появилось фото. А вот что с ним происходит потом, как оно живет после того, как с ним поработают в графическом редакторе? К ним сейчас вообще такое щекотливое отношение, говорят — мол, пользовался фотошопом, ой, так это второй сорт. Но графический редактор — это такой же инструмент, как есть у художника — как мел, как карандаш, как уголь. Как краски. Пользоваться редактором надо, чтобы усиливать фотографию, а не тушевать ее! Кроме того, есть эксперименты с форматами, с инсталляциями. Вообще, редакторы и спецэффекты давно присутствуют во всех сферах искусства. Чем же хуже фото?

В том, что фото совершенно ничем не хуже, могут убедиться посетители выставки. Экспозиция работ Марины Шумаковой в Выставочном зале союза художников продлится до 30 июля.