Игорь Фетисов:

«Итоги опросов в АЖ 74 обязательны к исполнению, и чиновникам придется с этим смириться»

Выбрать площадку для благоустройства, проголосовать за место для отдыха, выбрать «Символы Южного Урала». Это и многое другое доступно челябинцам благодаря проекту «Активный житель 74». По сути, он позволяет горожанам самим влиять на развитие областного центра. А вот насколько часто они этой возможностью пользуются? Об этом и многом другом — большой разговор с министром информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области.

— Игорь Борисович, реализация проекта понятна: появился опрос, челябинец зашел на страницу проекта «Активный житель 74» или в мобильное приложение, сделал свой выбор — а дальше ожидаем, куда выведет голосование. А давайте для начала об идеологии. Ради чего это вообще все затевалось?

— Изначально проект нами задумывался и реализовывался в 2018 году. Мы тут, чего греха таить, «подтянули» идею у Москвы, в которой на тот момент набрал обороты подобный сервис «Активный гражданин». Наше решение — это технически полная копия. Что нам понравилось? Система задумывалась как неотвратимость наступления исполнения решения граждан. То есть как они проголосовали, так то и должно свершиться. В Москве, правда, поначалу были к этому достаточно серьезные вопросы, которые сводились к неудобству реализации...

— ...я так полагаю, вы про взаимодействие чиновников в различных ведомствах, которые ведь могли усилия тратить не на то, чтобы перевести итоги голосования в практическую плоскость, а чтобы эту работу спихнуть на коллег?

— Наверное, не так. Все-таки опрос — это выбор из нескольких вариантов. Мы наравне с Москвой на начальном этапе, кстати, столкнулись в муниципалитетах с такими же прецедентами. Запуская опрос в каких-то территориях, главы были настолько уверены, что победит условно второй вариант, что начинали теряться, когда в лидеры выбивался первый или третий. Поэтому пришлось разговаривать жестко: «Будьте готовы ко всему, имейте на это средства, возможности. Ведь это вам продиктовано желанием граждан». Здесь мы возвращаемся к принципу: «На любое решение голосующих, даже если оно не соответствует ожиданиям, власть должна найти ресурсы и это решение исполнить».

Прообразом проекта «Активный житель 74» послужил московский «Активный гражданин»

— А как вообще сами опросы формируются?

— Сейчас у нас опросы используются в большинстве своем для практики «Инициативное бюджетирование». Сейчас поясню: есть определенные деньги по программе «Реальные дела», в прошлом году губернатор этому уделял немалое внимание, и в этом году Правительство Челябинской области выделяет серьезнейшие средства. Граждане и инициируют опросы, которые могут, на их взгляд, улучшить ситуацию: благоустроить двор, сделать освещение, отремонтировать дорогу. Чтобы инициировать опрос, человеку нужно обратиться в местную администрацию, которая сгенерирует электронное голосование на портале «Активный житель 74». Поэтому в 2021 году мы ждем сигналов от горожан. Это про то, как формируются опросы сейчас.

До этого инициатором выступали муниципалитеты, но это тоже было неплохо. Скажу по Челябинску: когда у нас началась программа озеленения, улучшения парков, обустройства скверов, то здесь, конечно же, вставал вопрос: в одном районе может быть несколько зон для отдыха, а средства есть только на одну.

Здесь надо понимать: российские чиновники не такие, как американские. В США запустили печатный станок и выпустили уйму денег, мы так не можем. Ежегодно планируется бюджет, выделяется определенный объем средств. И если их хватает на один парк, то можно сделать один парк. В следующем году будут другие территории.

— Но граждане же хотят здесь и сейчас.

— Так вот именно для того, чтобы этот вопрос «разрулить», и используется «Активный житель 74». Хочешь, чтобы парк был возле тебя — заходи и голосуй. Делается это за пару кликов, процесс несложный, уйму времени не отнимает.

— А можете припомнить наиболее знаковые для Челябинска голосования?

— Первое серьезное голосование «выстрелило» в 2019 году, когда челябинцы выбирали цвет общественного транспорта. Именно в этом опросе мы тогда увидели соревнование «ноздря в ноздрю». Развернулась нешуточная борьба между зеленым и красным цветом. Тогда победил зеленый, и сейчас мы видим, все новые автобусы именно такие.

Голосование

Число участников

К приему «цифры» готов!

4753

Региональный фирменный стиль к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

4120

Создание ландшафтного парка на территории Сада камней в г. Челябинске

3796

Приз зрительских симпатий: выбираем лучший детский рисунок (Всероссийская перепись населения)

3768

Челябинцы выбирают цвет экотранспорта

3566

Цветочное оформление центральной части города Челябинска

3105

Челябинская область. Бесплатный стакан молока для младших школьников

2944

Необходимость установки антенн коллективного пользования в многоквартирных домах

2873

 

Топ голосований в проекте «Активный житель 74»

 

— Это да, но я смотрю, даже в самых активных опросах число голосующих приближается к пяти тысячам. Простите за тавтологию, можно ли сказать, что активные жители пока не шибко активны?

— Что такое пять тысяч для миллионника? Кто-то скажет: «Да это нерепрезентативно, это не может отразить полной ситуации». Я таким критикам отвечаю: «Коллеги, так вы включайтесь, знакомых, друзей привлекайте, выборка и увеличится». Мы предоставляем мост между гражданами и властью. И ничего не мешает этим пользоваться.

— А сколько всего сегодня насчитывается участников проекта?

— На конец января на портале «Активный житель 74» зарегистрировано почти 70 тысяч пользователей. Прирост в прошлом году по сравнению с 2019-м почти в 2 раза. Наращивается и число пользователей мобильного приложения. В принципе, это обоснованно. Уже практически у каждого есть смартфон или планшет, и через гаджет, если честно, и заходить-то в приложение удобнее, нежели каждый раз вводить данные своей учетной записи на «Госуслугах».

Кроме того, возможность голосования на портале имеют минимум 200 тысяч человек — это те, кто является пользователями «Региональных Госуслуг», модулем которого является «Активный житель 74».

Кроме настольной версии «Активного жителя 74» существует и мобильное приложение

— Что спровоцировало всплеск интереса? Пандемия? Люди стали чаще обращаться к технике?

— Думаю, что свою роль все-таки сыграла программа «Реальные дела». Когда жители начали видеть, что действительно после голосования объекты начинают преображаться, стали подключаться к опросам.

— А вот вы упоминали сложность в необходимости авторизации через «Госуслуги». Почему был выбран такой способ? Не проще было бы пойти по пути наименьшего сопротивления и дать возможность голосовать всем посетителям сайта, а не только верифицированным?

— Это наш принципиальный момент. Аноним голосовать не должен. Должно учитываться мнение конкретно каждого человека. Плюс это исключает любую возможность «накрутки» голосов.

Добавлю, что мы заточили систему на таргетирование. И сейчас по наиболее активным с точки зрения голосования территориям уже проще формировать новые опросы. Если несколько человек с одного дома ведут себя в проекте наиболее активно, то велик шанс, что, к примеру, вариант благоустройства именно этого двора попадет в новый опрос. Такой таргетинг работает по дому, по району, по муниципалитету и так далее.

— Поправьте, если я ошибаюсь: московским приложением «Активный гражданин» не пользовался, но читал, что через него можно отправлять и жалобы. Увидел машину на газоне — сфотографировал — через приложение отправил — ждешь реакции. И такой же алгоритм по всем насущным вопросам: снег не убирают, помойка захламлена третий день, граждане на лавочках с горячительным. Меня такие вещи откровенно вымораживают, бесят. Я бы с радостью жаловался. Не рассматриваете возможность расширения функционала в ту сторону?

— Вы чуть промахнулись. Такая функция в Москве действительно есть, но только в другом приложении, называется «Наш город». Там решили развести функционал по двум этим проектам, а сейчас Федерация создала форму обратной связи на «Госуслугах», где вы можете оставить обращения по перечисленным выше вопросам: снег, наледь, сосульки, ямы на дорогах, неубранные помойки и так далее. У нас были планы по разработке такого приложения, мы их пока не свернули, но отложили в сторону, так как эта возможность реализована на федеральном уровне, а создание отдельного сервиса требует колоссальных затрат. Это даже не сотни тысяч рублей.

Есть возможность выражать свое мнение уже сегодня. У нас в области действует Центр управления регионом. Все жалобы и обращения стекаются туда, обрабатываются и перенаправляются в инстанции. Чиновники обязаны отреагировать в максимально короткие сроки.

— Вы сказали, что проект заточен на то, что все результаты голосований обязательны к исполнению. Мне вот на память приходит опрос по тому, что делать с выделенным поворотом для движения транспорта с проспекта Ленина на улицу Красную. Очевидно, что пешеходам он неудобен, но если его убирать, то сложнее будет автомобилистам. Такова была драматургия. Челябинцы проголосовали за ликвидацию. Дело было в феврале 2020-го, спустя год этот участок без изменений. Горожане же вполне справедливо, на мой взгляд, могут заметить: «Мы свое волеизъявление выразили, где реконструкция, где обещанный результат?» Не дискредитирует ли, по-вашему, подобное поведение городских чиновников саму идею «Активного жителя 74»?

Убрать выделенный проезд для машин на Ленина/Красной обещали еще в прошлом году

— Я за мэрию отвечать не могу. Но, на мой взгляд, эта история была заложена в бюджете, однако могла сказаться нагрянувшая пандемия. Не исключаю, что потребовалось срочное перераспределение средств на другие статьи: закупку масок, санитайзеров и так далее. Уверен, что эту историю однажды закроют, но чуть позже. Говоря о неотвратимости решения, мы всем муниципалитетам эту парадигму в голову внедряем, и Челябинск — не исключение.

И. Фетисов: «На любое решение голосующих в „Активном жителе 74“ власть должна найти ресурсы»

Примечание: редакция «Челябинского обзора» отправила запрос в городскую администрацию с просьбой пояснить затянувшиеся сроки реконструкции перекрестка Ленина /Красной и прояснить его дальнейшую судьбу. Начальник Управления информационной политики Владимир Сафонов обращение принял и пообещал предоставить информацию. На момент публикации материала подробного ответа от мэрии не поступило.