Выбрать площадку для благоустройства, проголосовать за место для отдыха, выбрать «Символы Южного Урала». Это и многое другое доступно челябинцам благодаря проекту «Активный житель 74». По сути, он позволяет горожанам самим влиять на развитие областного центра. А вот насколько часто они этой возможностью пользуются? Об этом и многом другом — большой разговор с министром информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области.
— Игорь Борисович, реализация проекта понятна: появился опрос, челябинец зашел на страницу проекта «Активный житель 74» или в мобильное приложение, сделал свой выбор — а дальше ожидаем, куда выведет голосование. А давайте для начала об идеологии. Ради чего это вообще все затевалось?
— Изначально проект нами задумывался и реализовывался в 2018 году. Мы тут, чего греха таить, «подтянули» идею у Москвы, в которой на тот момент набрал обороты подобный сервис «Активный гражданин». Наше решение — это технически полная копия. Что нам понравилось? Система задумывалась как неотвратимость наступления исполнения решения граждан. То есть как они проголосовали, так то и должно свершиться. В Москве, правда, поначалу были к этому достаточно серьезные вопросы, которые сводились к неудобству реализации...
— ...я так полагаю, вы про взаимодействие чиновников в различных ведомствах, которые ведь могли усилия тратить не на то, чтобы перевести итоги голосования в практическую плоскость, а чтобы эту работу спихнуть на коллег?
— Наверное, не так. Все-таки опрос — это выбор из нескольких вариантов. Мы наравне с Москвой на начальном этапе, кстати, столкнулись в муниципалитетах с такими же прецедентами. Запуская опрос в каких-то территориях, главы были настолько уверены, что победит условно второй вариант, что начинали теряться, когда в лидеры выбивался первый или третий. Поэтому пришлось разговаривать жестко: «Будьте готовы ко всему, имейте на это средства, возможности. Ведь это вам продиктовано желанием граждан». Здесь мы возвращаемся к принципу: «На любое решение голосующих, даже если оно не соответствует ожиданиям, власть должна найти ресурсы и это решение исполнить».
— А как вообще сами опросы формируются?
— Сейчас у нас опросы используются в большинстве своем для практики «Инициативное бюджетирование». Сейчас поясню: есть определенные деньги по программе «Реальные дела», в прошлом году губернатор этому уделял немалое внимание, и в этом году Правительство Челябинской области выделяет серьезнейшие средства. Граждане и инициируют опросы, которые могут, на их взгляд, улучшить ситуацию: благоустроить двор, сделать освещение, отремонтировать дорогу. Чтобы инициировать опрос, человеку нужно обратиться в местную администрацию, которая сгенерирует электронное голосование на портале «Активный житель 74». Поэтому в 2021 году мы ждем сигналов от горожан. Это про то, как формируются опросы сейчас.
До этого инициатором выступали муниципалитеты, но это тоже было неплохо. Скажу по Челябинску: когда у нас началась программа озеленения, улучшения парков, обустройства скверов, то здесь, конечно же, вставал вопрос: в одном районе может быть несколько зон для отдыха, а средства есть только на одну.
Здесь надо понимать: российские чиновники не такие, как американские. В США запустили печатный станок и выпустили уйму денег, мы так не можем. Ежегодно планируется бюджет, выделяется определенный объем средств. И если их хватает на один парк, то можно сделать один парк. В следующем году будут другие территории.
— Но граждане же хотят здесь и сейчас.
— Так вот именно для того, чтобы этот вопрос «разрулить», и используется «Активный житель 74». Хочешь, чтобы парк был возле тебя — заходи и голосуй. Делается это за пару кликов, процесс несложный, уйму времени не отнимает.
— А можете припомнить наиболее знаковые для Челябинска голосования?
— Первое серьезное голосование «выстрелило» в 2019 году, когда челябинцы выбирали цвет общественного транспорта. Именно в этом опросе мы тогда увидели соревнование «ноздря в ноздрю». Развернулась нешуточная борьба между зеленым и красным цветом. Тогда победил зеленый, и сейчас мы видим, все новые автобусы именно такие.
Голосование |
Число участников |
К приему «цифры» готов! |
4753 |
Региональный фирменный стиль к |
4120 |
Создание ландшафтного парка на территории Сада камней в г. Челябинске |
3796 |
Приз зрительских симпатий: выбираем лучший детский рисунок (Всероссийская перепись населения) |
3768 |
Челябинцы выбирают цвет экотранспорта |
3566 |
Цветочное оформление центральной части города Челябинска |
3105 |
Челябинская область. Бесплатный стакан молока для младших школьников |
2944 |
Необходимость установки антенн коллективного пользования в многоквартирных домах |
2873
|
Топ голосований в проекте «Активный житель 74»
— Это да, но я смотрю, даже в самых активных опросах число голосующих приближается к пяти тысячам. Простите за тавтологию, можно ли сказать, что активные жители пока не шибко активны?
— Что такое пять тысяч для миллионника? Кто-то скажет: «Да это нерепрезентативно, это не может отразить полной ситуации». Я таким критикам отвечаю: «Коллеги, так вы включайтесь, знакомых, друзей привлекайте, выборка и увеличится». Мы предоставляем мост между гражданами и властью. И ничего не мешает этим пользоваться.
— А сколько всего сегодня насчитывается участников проекта?
— На конец января на портале «Активный житель 74» зарегистрировано почти 70 тысяч пользователей. Прирост в прошлом году по сравнению с 2019-м почти в 2 раза. Наращивается и число пользователей мобильного приложения. В принципе, это обоснованно. Уже практически у каждого есть смартфон или планшет, и через гаджет, если честно, и заходить-то в приложение удобнее, нежели каждый раз вводить данные своей учетной записи на «Госуслугах».
Кроме того, возможность голосования на портале имеют минимум 200 тысяч человек — это те, кто является пользователями «Региональных Госуслуг», модулем которого является «Активный житель 74».
— Что спровоцировало всплеск интереса? Пандемия? Люди стали чаще обращаться к технике?
— Думаю, что свою роль все-таки сыграла программа «Реальные дела». Когда жители начали видеть, что действительно после голосования объекты начинают преображаться, стали подключаться к опросам.
— А вот вы упоминали сложность в необходимости авторизации через «Госуслуги». Почему был выбран такой способ? Не проще было бы пойти по пути наименьшего сопротивления и дать возможность голосовать всем посетителям сайта, а не только верифицированным?
— Это наш принципиальный момент. Аноним голосовать не должен. Должно учитываться мнение конкретно каждого человека. Плюс это исключает любую возможность «накрутки» голосов.
Добавлю, что мы заточили систему на таргетирование. И сейчас по наиболее активным с точки зрения голосования территориям уже проще формировать новые опросы. Если несколько человек с одного дома ведут себя в проекте наиболее активно, то велик шанс, что, к примеру, вариант благоустройства именно этого двора попадет в новый опрос. Такой таргетинг работает по дому, по району, по муниципалитету и так далее.
— Поправьте, если я ошибаюсь: московским приложением «Активный гражданин» не пользовался, но читал, что через него можно отправлять и жалобы. Увидел машину на газоне — сфотографировал — через приложение отправил — ждешь реакции. И такой же алгоритм по всем насущным вопросам: снег не убирают, помойка захламлена третий день, граждане на лавочках с горячительным. Меня такие вещи откровенно вымораживают, бесят. Я бы с радостью жаловался. Не рассматриваете возможность расширения функционала в ту сторону?
— Вы чуть промахнулись. Такая функция в Москве действительно есть, но только в другом приложении, называется «Наш город». Там решили развести функционал по двум этим проектам, а сейчас Федерация создала форму обратной связи на «Госуслугах», где вы можете оставить обращения по перечисленным выше вопросам: снег, наледь, сосульки, ямы на дорогах, неубранные помойки и так далее. У нас были планы по разработке такого приложения, мы их пока не свернули, но отложили в сторону, так как эта возможность реализована на федеральном уровне, а создание отдельного сервиса требует колоссальных затрат. Это даже не сотни тысяч рублей.
Есть возможность выражать свое мнение уже сегодня. У нас в области действует Центр управления регионом. Все жалобы и обращения стекаются туда, обрабатываются и перенаправляются в инстанции. Чиновники обязаны отреагировать в максимально короткие сроки.
— Вы сказали, что проект заточен на то, что все результаты голосований обязательны к исполнению. Мне вот на память приходит опрос по тому, что делать с выделенным поворотом для движения транспорта с проспекта Ленина на улицу Красную. Очевидно, что пешеходам он неудобен, но если его убирать, то сложнее будет автомобилистам. Такова была драматургия. Челябинцы проголосовали за ликвидацию. Дело было в феврале 2020-го, спустя год этот участок без изменений. Горожане же вполне справедливо, на мой взгляд, могут заметить: «Мы свое волеизъявление выразили, где реконструкция, где обещанный результат?» Не дискредитирует ли, по-вашему, подобное поведение городских чиновников саму идею «Активного жителя 74»?
— Я за мэрию отвечать не могу. Но, на мой взгляд, эта история была заложена в бюджете, однако могла сказаться нагрянувшая пандемия. Не исключаю, что потребовалось срочное перераспределение средств на другие статьи: закупку масок, санитайзеров и так далее. Уверен, что эту историю однажды закроют, но чуть позже. Говоря о неотвратимости решения, мы всем муниципалитетам эту парадигму в голову внедряем, и Челябинск — не исключение.
Примечание: редакция «Челябинского обзора» отправила запрос в городскую администрацию с просьбой пояснить затянувшиеся сроки реконструкции перекрестка Ленина /Красной и прояснить его дальнейшую судьбу. Начальник Управления информационной политики Владимир Сафонов обращение принял и пообещал предоставить информацию. На момент публикации материала подробного ответа от мэрии не поступило.