Протоиерей Игорь Шестаков:

«Если город породил святых, значит, есть некий потенциал добра»

Андрей Ткаченко

Продолжаем начатый в июле разговор о смыслах, брендах и самоидентичности Челябинска. Кто может претендовать на роль небесного покровителя города и как это отражает историю и менталитет местного населения — об этом мы поговорили с секретарем Челябинской епархии протоиереем Игорем Шестаковым.

— Все знают Ксению Петербургскую, Матрену Московскую, Петра и Февронию Муромских... А вот Челябинску как-то не повезло обрести собственных святых покровителей. Почему так?

— По правде сказать, вопрос серьезный, потому что совсем говорить о том, что у Челябинска нет своих святых, наверное, неправомочно, нельзя. Потому что за историю города было здесь немало храмов, существовал женский монастырь, но вопрос канонизации даже новомучеников и исповедников — это вопрос, ожидающий своего решения. К тому же Челябинск стал самостоятельной кафедрой и обрел самостоятельность только в годы Гражданской войны. В 1918 году на Поместном соборе Русской православной церкви был принят титул епископа Челябинского, так что самостоятельная епархия у нас, с перерывами на годы советской власти, фактически существовать начала только в 1989 году. То есть понадобился по большому счету 71 год для того, чтобы началось какое-то церковное строительство — и не на обломках прежнего. У нас не было клировых ведомостей, мы даже персоналий не знали — не знали имен священников, которые служили здесь!

— Как говорится, не стоит село без праведника, а город без святого...

— У нас огромное количество прославленных святых, которые смело могут считаться нашими! Например, возьмем только митрополита Омского Сильвестра, который носил титул Челябинского. Очень много новомучеников и исповедников, которые пострадали здесь, имена которых, по вполне понятным причинам, никогда не разглашались, они были достоянием только небольшого круга историков. И вот, говоря о небесных покровителях, мы все-таки должны обратиться, наверное, к истории города. Возникнув как крепость в линии исетских укрепленных пунктов, Челябинск начинался как военно-административный центр.

— Кстати, первый храм, который был здесь построен, был освящен в честь Николая Чудотворца. Можно ли его назвать нашим покровителем?

— Ну никольских церквей в России много — едва ли не в каждом городе...

«У Челябинска есть история, которая связывает его со всем российским православием особыми связями»

— Означает ли это, что надо нам каких-то особых покровителей искать, или они, может быть, у нас уже есть, но мы их еще не знаем и эти имена еще не открыли?

— Тут вопрос дискуссионный... Но хочу сказать, что церковная жизнь Челябинска все время по отношению к экономической жизни находилась несколько в тени. У нас религиозными центрами были города Троицк, Златоуст, Кыштым, Касли, а вот Челябинск как-то чуть в теньке все время находился. Я думаю, что вопрос о каком-то небесном покровителе — это вопрос, который не может быть привнесен — мы не можем сами себе назначить, сами кого-то объявить. У нас были святые, которые были в Челябинске, и их было довольно много, тем более, что сейчас святцы за счет новомучеников сильно расширились. Но не будем забывать о том, что у Челябинска есть еще история, которая связывает его со всем российским православием особыми связями. И вот здесь, наверное, нам бы надо посмотреть, что и как мы могли бы преподнести. Я только три эпизода приведу в пример. Во-первых это то, что здесь, у нас, в Свято-Троицком храме города Челябинска находится одна из самых больших частиц мощей Святого апостола Андрея Первозванного. Подлинность частицы доказана, история ее нахождения в Челябинске описана — она попала сюда в 80-е годы XIX века. Попала не случайно, не была открыто похищена. Или еще какая-то там история не очень галантная за ней стоит. Это удивительный факт, описанный в литературе! Во-вторых, мы так или иначе сталкиваемся со свидетельствами того, что в челябинских храмах уже не существующих, разрушенных было большое множество икон — списков с икон чудотворных, которые пользовались очень большой популярностью у верующих. Вот эту историю тоже надо поизучать. И в-третьих, Южный Урал праздновал всегда День Святой Троицы — до революции здесь были Троицкие гуляния, праздник отмечался повсеместно. Это очень интересно. Одно дело, когда покровительство святого, другое — когда Святая Троица...

— Что-то в этом есть объединяющее...

— Да. И троицких храмов у нас много: Троицкий храм был в Златоусте, Троицкий храм в Челябинске, Троицкий собор в Троицке, Святодуховский Троицкий храм в Кыштыме и так далее. И, может быть, то, что Южный Урал был землей Святой Троицы, жил под покровительством Святой Троицы, то выше уже не бывает! И вот, может быть, это послужило тому, что святых покровителей особенно и не искали.

— Может ли сейчас кто-то стать покровителем нашей уральской земли?

— Может быть, блаженная Евдокия Чудиновская как один из святых местночтимых. Она пользуется очень большим почитанием — совершенно справедливо и совершенно закономерно, потому что это жизнь-подвиг ради Христа. Сейчас поднимается вопрос о ее канонизации. И надеюсь, что очень скоро она будет прославлена — все сейчас к этому идет. Потом, на территории Челябинской области пострадал местоблюститель патриашего престола святитель Петр Полянский, митрополит Крутицкий. Но тут вопрос — это слишком серьезная фигура, чтобы нам можно было претендовать на то, что Святитель Петр стал бы нашим покровителем, тем более что его земная биография никак не связана с Челябинском, он здесь даже не бывал — был расстрелян в Верхнеуральске. Может быть, это кто-то из наших новомучеников и исповедников, но кто из них? Список очень пространен.

«Я думаю, что нам надо посмотреть на нашу духовную историю, поглубже ее изучить»

— А Симеон Верхотурский, наш, уральский, святой может стать заодно и покровителем Челябинска?

— Конечно, Симеон Верхотурский очень популярен, пользуется почитанием вполне заслуженно и оправданно. Но все-таки мы понимаем, что центр находится в Верхотурье. Это старинный город, 1598 год. Мы все же никак не можем претендовать эту историю. Я очень надеялся и рассчитывал на то, что, может быть, с возрождением Одигитриевского монастыря, «Плодушки», все-таки мы будем говорить о канонизации, причислении к лику святых основательницы монастыря, игуменьи Анны Полежаевой. Но мы не знаем места ее захоронения, к сожалению. Тут вопрос очень спорный. Канонизация — это, прежде всего, наличие святых мощей. Если с новомучениками и исповедниками проще, потому что понятно — люди пострадали. Но когда человек своей смертью отошел ко Господу, то для его прославления в чине преподобных, конечно, необходимы нетленные мощи, необходимы его житие (жизнеописание), посмертные чудеса и очень много таких моментов. Может быть, это вопрос будущего. И вот из таких кирпичиков складывается общая картина, но решать, я думаю, нам надо всеми вместе. Мы не обрели святого покровителя — плохо молимся, значит (улыбается). Молиться надо лучше!

— А вот, допустим, святой Георгий — покровитель воинства и казачества, с учетом истории Челябинска как военного поселения, может считаться покровителем Челябинска?

— Я думаю, что нет. Конечно, воинство, казачество, я с вами согласен, да. Но Святой Георгий красуется на гербе города Москвы.... Хотя да, войсковой праздник Оренбургского казачьего войска — День Святого Георгия... Святой Архистратиг Божий Михаил, покровитель воинства, кстати, на гербе города Киева, так что тоже все понятно. Я думаю, что нам надо посмотреть на нашу духовную историю, поглубже ее изучить. Наверняка есть у нас какой-то след, может быть, мы сами недостаточно внимательно смотрели сегодня на то, кто мог бы быть святым покровителем нашего города. Как-то наша история церковная в Челябинске пока немножко безлика — меня это очень огорчает. Вот, возьмем Екатеринбург. Хотя у меня там есть друзья, которые говорят, что вот, мол, царское имя на себя натянули, а ведь хорошего в этом мало: царя-то в городе убили — вот в чем дело! Вот если бы это была другая история... И хотя император бывал в Челябинской области, мне все-таки кажется, что нам надо искать среди местных. У нас есть один из наших святителей, один из архиреев, которые здесь были, на Челябинской кафедре, и кого прославила Русская православная церковь за границей именно с титулом Челябинский. Это Святитель Дионисий Челябинский (Сосновский), который был казнен в 1919 году в Вятке большевиками. Вот, может быть, он может стать святым покровителем города. Но эту историю тоже надо рассказать.

«А давайте дискуссию запустим, спросим, что думают читатели?»

— У человека, в зависимости от дня рождения, святого покровителя определяют по святцам. Может быть, применить этот принцип и к городу? Дата основания известна.

— «Природа чахлая степи его в день гнева породила...» хотите вы сказать (улыбается)? Вот Златоусту видите, как повезло! Креативные были люди в XVIII веке! В день Святого Иоанна Златоуста освящали завод, и поэтому назвали его златоустовским. Место, которое купил Мосолов под завод никак не называлось, Ай, видимо, его совсем не вдохновил, а то назвали бы город Айском. Нарекли Златоустом, да так и пустили в жизнь, и даже большевики не дерзнули переименовать, что, конечно, удивительно. Но не всегда основание города совпадало с основанием церкви. Давайте посмотрим святцы...

— Но есть такой нюанс, связанный с календарем. В документах фигурирует 2 сентября 1736 года. По новому стилю мы сегодня празднуем 13-го. Но сегодня в церковном календаре этой дате соответствует уже 31 августа...

— О, вы знаете, неожиданно! 31 августа церковь празднует память замечательных святых — мучеников Флора и Лавра. Их очень почитали как заступников на Руси, и кроме того, они вообще-то были покровителями тех, кто занимался лошадьми. О них очень много написано. Кроме того, это день празднования иконы Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса» по-гречески), ее очень почитают греки. Она очень почитается как избавительница от онкологических заболеваний — у нас небольшой храм стоит в онкоцентре в честь иконы Божией матери «Всецарица». Но, конечно, онкозаболевания не очень приятная и популярная тема, а вот про Флора и Лавра надо подумать — почему они не могут быть святыми покровителями города в день его основания?

— Тем более, может любопытная аналогия с верблюдом на гербе получиться...

— А потом опять нам какие-нибудь горячие головы скажут, что, мол, мы-то сейчас празднуем другую дату...

— Да, а кто почитается непосредственно 2 сентября?

— Ну 2 сентября у нас ничего не происходит. Собственно, почти как у Гоголя в «Шинели»: «Вот ведь имена-то все какие! — подумала покойница. — Да нет уж, раз уж отец его был Акакий, то пусть же и он будет Акакием» (улыбается). 2 сентября — день памяти пророка Самуила, ну и такие мученики не на слуху. А Флор и Лавр, пожалуй, интересная мысль! Надо подумать, есть о чем поразмышлять! А давайте дискуссию запустим, спросим, что думают читатели? Пусть попредлагают варианты. Да и вообще, что они думают — есть ли святое покровительство над Челябинском?

— А что, собственно, это дает городу, что означает — иметь своего святого покровителя?

— Для города это причастность. Святой — это праведник, это определенные устои. Если город породил святых, значит, в городе есть некий потенциал добра — того, что определяет его развитие, благополучие, благосостояние его жителей. Это все-таки небесное покровительство, которого бы мы очень хотели.

— Насколько уместен в данном случае термин «брендирование»?

— С точки зрения терминологии вполне корректно, но все-таки это не одно и то же. Бренд или trade mark — это не совсем то, о чем мы говорим. Рассуждая о небесном покровительстве, мы должны понимать, что иконы не подпадают под категорию товарного знака, как красная звезда или православный крест. Потому что марка и бренд — это некая отличительная черта, метка, знак, узнаваемость. Как тавро на лошади — все знают, что это мое. А здесь совсем другое, сама идея имеет более высокий смысл. Поэтому говорить о брендировании все же неправильно, речь идет именно о высоком покровительстве.

«Святой — это праведник, это определенные устои»