В английском языке есть такая аббревиатура: R. I. P (rest in peace: покойся с миром — прим. редакции). И вот на днях в стенах Администрации Челябинска прозвучало, что статус РИП (теперь уже на кириллице) присвоен некоторым городским школам. Запахло эпитафией или, напротив, можно говорить о том, что учебные заведения вступают в новую жизнь? И что с этого самим ученикам?
РИП по-русски

Статус инновационной площадки может быть федеральным, региональным или муниципальным
Не будем вокруг да около. РИП — это региональная инновационная площадка.
«Региональными инновационными площадками признаются образовательные организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития региональной системы образования», — делится подробностями пресс-служба Министерства образования и науки Челябинской области.
Проще говоря, РИП — это образовательные организации, которые реализуют какой-то инновационный проект, востребованный в данный момент.
«Инновационные площадки — это всегда что-то новое: разработка, апробация и внедрение новых технологий, новых форм организации образовательного процесса, нового содержания образования, которое востребовано сегодня», — объясняет председатель Комитета по делам образования города Челябинска Светлана Портье.
Речь идет не только о развитии и обучении детей, но и о повышении компетенции учителей и педагогов, а также вовлечении родителей школьников.

Количество детей в школах региона растет, а учителей, наоборот, не хватает
Челябинские образовательные организации, которым присвоен статус РИП, работают по нескольким направлениям:
- «Психолого-педагогические классы»,
- «Духовно-нравственная культура народов России»,
- «Механизмы управления качеством образовательной деятельности»,
- «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды»,
- «Целевая модель наставничества обучающихся» и так далее.
Одним из нововведений считается направление «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения предпрофессионального развития». По словам специалистов, новая инновационная площадка может помочь школьникам с выбором профессии, а именно — создать условия, которые позволят им стать педагогами в будущем. Дело в том, что количество детей в школах региона растет, а учителей, наоборот, не хватает.
«Во-первых, город нуждается в кадрах, соответствующих новым требованиям, которые могут научить современного ребенка актуальным для данного времени компетенциям (учитель должен помочь ребенку стать успешным в современном мире). Во-вторых, такой подход позволит избежать дефицита кадров», — делятся в Комитете по делам образования города.
Помимо РИП в областном центре есть и муниципальные инновационные площадки (МИП), которые реализуют 60 проектов на базе 57 образовательных организаций. Среди них такие, как:
- «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды города Челябинска»,
- «Навигатор успеха»,
- «Территория наставничества»,
- «Хочу руководить»,
- «Реализация проектов по внедрению цифровой образовательной среды»,
- «Умный город. Образование. Челябинская электронная школа»,
- «Профессиональная навигация в условиях образовательных экосистем» и другие.
Отметим, что уже в 2022 году гимназия № 1 получила статус федеральной инновационной площадки. В конкурсе приняли участие более 160 образовательных организаций. Победителями стали 18 школ из 13 субъектов РФ, в том числе и челябинская гимназия.

Светлана Портье: «В Челябинске 35% учреждений работают в инновационном режиме»
«У нас в городе 35% учреждений работают в инновационном режиме. Это значит, что они реализуют в обязательном порядке какой-то инновационный проект, — рассказывает Светлана Портье. — Учителя и воспитатели не просто должны выполнять свои ежедневные обязанности, но и стремиться к развитию. Как показывает практика, на получение статуса инновационной площадки заявляются те учреждения, которые находятся в режиме постоянного развития и творческого поиска».
Отметим, что каждое учебное заведение выбирает актуальную для себя задачу, которую решает с помощью инноваций. К реализации проектов подключаются социальные партнеры: вузы, предприятия, бизнес-структуры, организации профессионального образования.
Участвовать в реализации проекта могут как целые классы, так и отдельные группы школьников. Причем в некоторых случаях учеников собирают со всех школ района.
Так, в прошлом году в Образовательном центре № 1 Челябинска было принято решение открыть 10 класс по психолого-педагогическому профилю. Представители школы проинформировали родителей района о создании особого класса, после чего был объявлен набор. В итоге класс был сформирован из детей, ранее обучавшихся в других школах города.
«Плюшки» инновационной площадки
У детей, обучающихся в школах со статусом РИП, никаких формальных преимуществ нет. То есть получить аттестат об окончании инновационной площадки не удастся. Своеобразной «плюшкой» для детей, окончивших такую школу, может стать портфолио, которое в будущем поможет заработать дополнительные баллы при поступлении, например, в вуз. В случае окончания профильных классов по ряду направлений инновационной деятельности возможно получить свидетельство о профессиональном обучении.
«Преимущество у детей, получивших образование в школе, имеющей статус инновационной площадки, — знания и особый склад ума. Отличий в документах об образовании нет, — объясняют в Комитете. — Для учителей дела обстоят иначе. В аттестационной карте у них имеется отметка о том, что педагог является, к примеру, разработчиком определенной методики».
Как получить статус РИП?

Статус РИП дает образовательной организации дополнительное финансирование
Получить статус РИП может любая образовательная организация (школа, лицей или гимназия) региона. Конкурс проводит Министерство образования и науки Челябинской области. Ведомство публикует приказ, перечень документов и сроки подачи заявок. Образовательная организация, решившая получить статус РИП, собирает пакет заявительных документов и сдает их в министерство.
«Статус РИП дает образовательной организации дополнительное финансирование. Из областного бюджета школа, лицей или гимназия, которая станет инновационной площадкой, получает индексированную субвенцию на образовательную деятельность», — комментируют в пресс-службе Минобразования и науки области.
Как правило, эти деньги идут на повышение квалификации сотрудников учреждения, на приобретение оборудования, издательскую деятельность и так далее.
Отметим, что действует статус РИП в течение трех лет, образовательная организация должна подтверждать его ежегодно.
РИП-2022. Челябинск

В Челябинске 22 школы обладают статусом РИП
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области на 2022 год утверждены региональными инновационными площадками 36 образовательных организаций. В список вошли 10 челябинских школ:
- По направлению «Духовно-нравственная культура народов России» — гимназия № 26;
- По направлению «Информационная политика образовательной организации» — школа № 116;
- По направлению «Механизмы управления качеством образовательной деятельности» — школа № 104 с углубленным изучением отдельных предметов;
- По направлению «Образовательная модель „Ресурсный класс“ для организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием АВА-терапии» — школа № 109 и школа-интернат спортивного профиля;
- По направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды» — гимназия № 93 им. Александра Фомича Гелича;
- По направлению «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения предпрофессионального развития» — школа № 94 и лицей № 148;
- По направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели» — лицей № 82 и школа № 108.
Также некоторые образовательные организации, признанные РИП годом ранее, продолжат свою деятельность в 2022 году. В списке 12 челябинских школ:
- По направлению «Управленческие технологии организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды» — школа № 145;
- По направлению «Система управления качеством образования в школе» — гимназия № 80;
- По направлению «Механизмы управления качеством образовательных результатов» — гимназия № 1 и школа № 42;
- По направлению «Проектная школа „Практики будущего“» — лицей № 11, академический лицей № 95, лицей № 77, Образовательный центр «Ньютон», а также гимназия № 23 им. В.Д. Луценко;
- По направлению «Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам общего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» — лицей № 120, школа № 68 имени Е.Н. Родионова, лицей № 67.
В 2021 году в Челябинской области работали 56 региональных инновационных площадок. В 2022 году будут действовать 60 таких площадок на базе региональных общеобразовательных организаций.