Поехали!

Насколько безопасны аттракционы в Челябинске

Андрей Ткаченко

Близится лето. В парках Челябинска начинается новый сезон. Хотя многие аттракционы работают круглогодично, с мая нагрузка на них увеличивается в разы. Готовы ли они к этому? Выяснял «Челябинский обзор».

«Непонятно, чей надзор»

С 18 апреля 2018 года вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Видимо, от того, что документ еще слишком свежий, чиновники на местах не очень понимают, как именно он будет работать. Все на него ссылаются, но конкретики не дают.

Так, в управлении Роспотребнадзора по Челябинской области сообщили, что новый регламент упорядочит надзор в сфере аттракционного бизнеса, а «раньше было непонятно, чей это в принципе надзор». В региональном управлении Гостехнадзора подтвердили, что некий документ «спустила Москва», но пока нет четких директив. «Возможно, мы будем этим заниматься», — прокомментировали в отделе по надзору и административной практике управления Гостехнадзора по Челябинской области.

На сайте Евразийской экономической комиссии сказано, что новый регламент распространяется на колеса обозрения, катапульты, качели, картинги, надувные батуты, горки, электромобили, водные аттракционы и массу других развлекательных механизмов, где при несоблюдении элементарных правил безопасности есть риск получить травму.

Под новый регламент попали все без исключения аттракционы, в том числе электрокары и батуты

В зависимости от степени потенциальных рисков аттракционы делятся на четыре группы. В первую вошли самые опасные: с высотой подъема людей выше восьми метров и скоростью движения более 20 м/с. «Изучив причины и последствия аварий, разработчики считают, что именно на таких аттракционах при несоблюдении требований безопасности возникает реальная угроза для жизни», — сказано на сайте ЕЭК.

Парадокс в том, что новый регламент не распространяется на аттракционы, которые начали работать до его вступления в силу. То есть аттракционы, на которых выросло не одно поколение челябинцев, так и будут работать, не подвластные современным требованиям.

Более того, есть подозрение, что новый документ, призванный усилить безопасность, возымеет совершенно противоположный эффект. Собственники до последнего будут эксплуатировать морально устаревшие механизмы, перманентно вкладываясь в их ремонт, зато оставаясь в тени для новой контролирующей системы.

С другой стороны, так было бы и без нового регламента. Ведь латать дешевле, чем приобретать новое.

Колесо обозрения в ПКиО Им. Гагарина катает уже не одно поколение челябинцев

Большой ба-бах

Но не стоит паниковать. Все-таки аттракционы — это, прежде всего, отдых детей. А к вопросам детской безопасности у нас в стране относятся достаточно щепетильно. Парки отдыха и собственники аттракционов жестко контролируются муниципалитетами. Хотя не во всем.

По словам начальника управления культуры администрации Челябинска Дмитрия Назарова, готовность парков отдыха к летнему сезону ежегодно проверяет выездная комиссия в составе чиновников, общественников и депутатов. «Мы смотрим, как подготовлены парки, была ли проведена экспертиза аттракционов, как проводится настройка механизмов», — комментирует Назаров. Выездные проверки проходят в конце апреля — начале мая.

При этом чиновник отметил, что комиссия не проверяет одиночные аттракционы и «штопаные-перештопанные батуты», каждый сезон тот тут, то там появляющиеся по городу. Ответственность за них ложится на районные администрации.

Прокомментировать этот момент «Челябинский обзор» попросил главу администрации Центрального района Виктора Ереклинцева. «Мы выдаем разрешение на размещение объекта на территории района. Как правило, это батуты. Проверяем, есть ли у собственника необходимые документы: на электроподключение (тут должно быть согласование с энергетиками или управляющей компанией), сертификаты качества от производителя, актуальные сроки годности. Но мы не контролируем объект в процессе эксплуатации. Ответственность за безопасность всецело лежит на собственнике», — комментирует Ереклинцев.

Смотрим, что говорит на эту тему ЕЭК: «порядка 85% несчастных случаев наступают в результате неправильного монтажа или эксплуатации механизмов». К счастью, по Челябинской области в этом контексте трагической статистики мало. Как сообщили в прокуратуре региона, за последние годы травматически тяжелых и, тем более, смертельных случаев на аттракционах не было.

Около 85% несчастных случаев на аттракционах возникает из-за неправильного монтажа или эксплуатации механизмов

Но к точечным батутам, обычно вырастающим летом на перекрестках неподалеку от проезжих частей, нужно относиться настороженно. Безопасность по документам и безопасность фактическая — разные вещи. В каком подвале хранился всю зиму батут, надежно ли его закрепили, не улетит ли он вместе с ребенком под колеса машин при сильном порыве ветра, — вряд ли на эти вопросы сможет ответить безучастная контролерша, следящая только за тем, не напрыгал ли ваш отпрыск больше положенного.

Критичный компонент

Иная ситуация, к счастью, с теми же батутами имеется в городских парках. Здесь вообще другой подход к эксплуатации аттракционов, что вселяет надежду.

Например, Парк культуры и отдыха имени Гагарина. Здесь имеется собственный штат механиков и электриков, которые ежедневно мониторят работу всех аттракционов.

«Аттракционы проверяются каждый день. Не один из них не запускается в работу без предварительной утренней проверки. В течение всей смены оператор следит за работой объекта, если появятся какие-то подозрительные шумы, он тут же останавливает аттракцион и вызывает механиков. Батуты также каждый день осматриваются на предмет повреждений», — рассказывает главный механик ПКиО им. Гагарина Валерий Попов.

Главный механик парка Гагарина демонстрирует, как проводится ежедневная проверка аттракционов

По словам Попова, ежегодно в парк вызывается лицензированная организация, которая проводит аттестацию всех аттракционов перед началом сезона. По результатам проверки выдается сертификат, подтверждающий безопасность объекта и дающий право эксплуатировать его в течение следующего года. Параллельно вызывается электрическая лаборатория, которая проводит проверку электрики и выдает свое заключение на каждый аттракцион. На случай отключения электроэнергии в парке имеется резервная линия питания.

В горсаду имени Пушкина аналогичный подход к безопасности. «Мы не разрешаем нашим арендаторам запускать аттракционы в эксплуатацию и продавать билеты, пока они не предоставят нам действующий сертификат, выданный аттестованной организацией. Такая организация каждый год у нас проводит проверку аттракционов перед началом нового сезона. По каждому объекту мы отчитываемся в администрацию города», — рассказал замдиректора Горсада им. Пушкина Игорь Линьков.

В Горсаду им. Пушкина началась сборка экстремальных аттракционов

В управлении культуры челябинской администрации подтвердили, что аналогичные документы проверяются по каждому парку в городе.

Таким образом, если не считать точечные аттракционы, расположенные не на территории парков, безопасность «увеселительных агрегатов» обеспечивается и контролируется. Несмотря на то, что многие из них служат уже не один десяток лет и давно превысили отведенные производителями сроки годности, лицензированные фирмы допускают их к работе, если был проведен капитальный ремонт с заменой критичных компонентов.

Ежегодно каждый аттракцион проходит аттестацию в лицензированной организации

Но важно понимать, что безопасность — это не только то, что обеспечено нам третьими лицами, потому что так положено. Это еще и собственные действия, бдительность, мера ответственности. Невнимательность, пренебрежение правилами безопасности и здравым смыслом могут сыграть не менее роковую роль, чем отсутствие сертификата. В этом контексте можно сказать, что человеческий фактор — не менее критичный компонент, чем та или иная запчасть.