Если в бизнесе сгрудились малые…

Малый и средний бизнес — основа экономики Челябинска

Андрей Ткаченко

Председатель Комитета экономики города Челябинска Александр Руденко — о масштабах развития малого и среднего бизнеса в областном центре и мерах поддержки, которые предпринимают власти столицы Южного Урала.

— Экономика крупного города, такого, как Челябинск, достаточно разнообразна. Принято считать, что Челябинск во многом — центр крупных промышленных предприятий. А какова роль в экономике города малого и среднего бизнеса?

— На самом деле, роль малого и среднего бизнеса в экономике города очень велика, если не сказать — во многом определяющая. Об этом нам говорят показатели, выведенные на основании официальных данных Росстата, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других органов.

Судите сами. Всего на территории Челябинского городского округа на конец 2017 года было зарегистрировано более 61 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) — более 60 процентов от общего числа хозяйствующих субъектов (около 100 тысяч). Отмечу, что в последние годы, несмотря на экономические сложности, число субъектов МСП плавно, небольшими темпами, но все же растет.

Если брать количество работающих на предприятиях МСП людей, то их около 258 тысяч человек, или 42,5 процента от общего числа занятых в экономике города (607 тысяч человек).

Наконец, не менее впечатляющие цифры по объему деятельности. Общий оборот субъектов малого и среднего бизнеса за прошлый год — более 775 миллиардов рублей! Для сравнения — общий оборот крупных промышленных предприятий меньше — около 733 миллиардов рублей. Доля МСП в общем валовом городском продукте — более 51 процента.

Чуть ниже доля в налоговых платежах, поступающих в местный бюджет — около 32,5 процента, но во многом это связано с особенностями нашей налоговой системы.
Если суммировать, получается, что именно малый и средний бизнес сегодня в Челябинске — это бОльшая часть действующего бизнеса, крупнейший в городе работодатель и чуть больше половины всего оборота городской экономики.

— Впечатляет. А можно ли составить своего рода социологический, социоэкономический портрет малого и среднего бизнеса в Челябинске?

—В принципе, имеющиеся данные позволяют это сделать.
Подавляющее большинство зарегистрированных субъектов МСП — либо индивидуальные предприниматели, либо юридические лица-микропредприятия (штатная численность — до 15 человек). БОльшая часть рабочих мест — у микро- и малых (до 100 человек) предприятий (45,2 и 28,5 процента соответственно). Еще 20,5 процента — у индивидуальных предпринимателей. Если говорить об общем обороте — опять в лидерах микропредприятия: почти 398 миллиардов рублей.

Если смотреть отраслевую структуру, то почти половина субъектов МСП занята в оптовой или розничной торговле. Еще 18 процентов — операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, 10 процентов — транспорт и связь, всего семь процентов — обрабатывающие производства. Дальше — меньше: коммунальные, социальные и персональные услуги — пять процентов, строительство — четыре процента, гостиницы и рестораны — всего два процента. Наконец, «прочие виды экономической деятельности» — пять процентов.

 

Данные — Комитет экономики города Челябинска.

 

Исходя из этих данных, «портрет» среднестатистического субъекта малого и среднего бизнеса выглядит так: это индивидуальный предприниматель или микропредприятие со штатом сотрудников от 1 до 4–5 человек, с оборотом от 300 тысяч до 1,3 миллиона рублей в месяц, который работает в сфере торговли.

— Ларек?

— Ну, если в хорошем смысле этого понятия (улыбается). Но в целом примерно так. Небольшой магазин, отдел в торговом комплексе, киоск, маленькая оптовая фирма.

Если добавить к этому личные впечатления — тот малый бизнес, который мы описываем, в последние годы стал более квалифицирован, более грамотен и финансово и юридически, потихоньку учится отстаивать свои интересы там, где он это может сделать, в том числе если он сам где-то выходит за рамки норм.

— Впечатляет. Но вы привели официальные данные, а именно субъекты МСП довольно часто, скажем так, подозревают в не совсем достоверной отчетности и работе «в серую»? Насколько, по-вашему, велика эта «серая зона»?

— Понятно, что точных данных по этому вопросу мы вряд ли найдем (улыбается). Думаю, что если говорить о количестве субъектов МСП, то данные верны — практически все предприниматели все-таки регистрируются официально, нелегальное предпринимательство — это уже уголовная статья, все серьезно.

Основная «тень» малого и среднего бизнеса скорее связана с занижением оборотов, выручки, «белой» части заработной платы (или вовсе трудовые отношения с работником официально не регистрируются) и, соответственно, занижением налоговой базы.

Отчасти я даже понимаю, почему так происходит — налоговая нагрузка на рубль произведенной продукции или услуги в России сейчас достаточно высока, и чтобы на заработанное официально прокормить и себя, и своих 3–4 сотрудников, нужно отдать довольно много. Но это не значит, что такие действия нужно одобрять — наоборот, те, кто занимается этим, создают проблемы не только себе (с налоговыми и правоохранительными органами), но и тем своим коллегам, которые ведут бизнес чисто (но чья конкурентоспособность от этого ниже).

Если говорить о том, сколько, скажем, бюджет Челябинска недополучает налогов из-за того, что часть МСП работает в «серой зоне» — думаю, что процентов на 30 наши доходы выросли бы за счет «обеления» малого и среднего бизнеса. Вопрос в том, какие стимулы мы можем им дать для этого.

Забегая чуть вперед, отмечу вот что — у ИП-шников или микропредприятий, даже если они активно интересуются теми субсидиями на развитие, которые им может предоставить администрация города, все равно довольно часто присутствуют опасения.

— Чего боятся?

— Что получение в том или ином виде бюджетных денег станет поводом для проверок со стороны налоговых или правоохранительных органов. Причем опасаются не столько проверки расходования собственно бюджетных средств, но того, что проверяющие «заодно» начнут проверять все остальное. И дело не в том, что кто-то что-то «химичит» — просто сами проверки всегда отнимают время и силы. И те же налоговики — безусловно, в своем праве. Тем не менее, многие предприниматели из-за этого не идут к нам за помощью.

— Может, это просто нехватка знаний о том, как грамотно и безопасно работать в том числе с льготами и субсидиями?

— Скажу, что мы в комитете стараемся сделать максимум для того, чтобы предприниматели имели информацию и понимание того, что и как они могут.
У нас еще с 2009 года существует такой проект — «бизнес-четверг». За те почти девять лет, что он существует, мы тем или иным образом проинформировали или обучили тому или иному аспекту знаний и умений более 10 тысяч предпринимателей. Это немало.

Сейчас этот проект построен по принципу «бизнес-сессий». Темы и предметы для обучения выбирают сами предприниматели, голосуя на нашем сайте и на нашей страничке в Фейсбуке. Мы, в свою очередь, стараемся подбирать для работы с ними опытных специалистов, в том числе — из бизнеса, из тех, кто профессионально занимается консалтингом, юридическим сопровождением, постановкой продаж. Подчеркну — городскому бюджету их услуги не стоят ни копейки. И для предпринимателей такое обучение — бесплатно.

Но замечу вот что. Понятно, что трудно достучаться в короткие сроки до всех предпринимателей города. Но ведь и предприниматель — человек по своей природе активный, ищущий. И если ему действительно интересно работать с городом, интересны возможности поддержки, которую ему могут предоставить власти, то он сам должен проявлять заинтересованность, и искать информацию, что это за поддержка, в каких формах она бывает, соответствует ли его бизнес требованиям. И для таких бизнесменов дорога к поддержке часто бывает открыта. Под лежачий же камень вода, как известно, не течет.

Предприниматель — человек по своей природе активный, ищущий.

— Давайте перейдем к конкретике. Чем город, администрация Челябинска может помочь и помогает малому и среднему бизнесу?

— В городе существует муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства. Всего видов поддержки три. Про информационно-консультационную мы уже поговорили. Также есть прямая финансовая помощь через субсидии и имущественная, которая в зоне ответственности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города (КУИиЗО).

Финансовая поддержка заключается в двух видах субсидий. Это субсидии на развитие бизнеса (туда входят и затраты на платежи по лизингу, и компенсации на закупку оборудования, и другое) и субсидии на развитие групп по дневному уходу за детьми дошкольного возраста.

Субсидии на развитие бизнеса могут составить до 500 тысяч рублей. И хотя финансовые возможности города не так велики — в этом году на эти цели выделяется 6,2 миллиона рублей — конкуренция за право получить субсидию велика.

Что же до второго вида субсидий — это своего рода целевая помощь для частных детских садов. Максимальный ее размер — 250 тысяч рублей. И в этом году ее смогут получить три частных детских сада. Думаю, что на деле это очень хороший пример поддержки не только частных дошкольных образовательных учреждений, но и родителей ребятишек, которые смогут отдать их в детский сад, а сами — устроиться на работу...

— ...и получать зарплату, с которой будут платиться налоги, в том числе — НДФЛ, который идет в бюджет города.

— Все верно (улыбается). Эта субсидия в целом вполне окупаемый проект.

— Каковы требования, предъявляемые при отборе кандидатов на получение субсидий?

— Они максимально просты и прозрачны.

Прежде всего, это должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории города Челябинска.
Во-вторых, они должны подтвердить, что ведут реальную деятельность — у них есть наемные работники, которым выплачивается «белая» зарплата не меньше 9700 рублей в месяц.

В-третьих, они должны подтвердить те затраты, которые собираются компенсировать с помощью субсидии. То есть, например, если речь идет о лизинге или покупке оборудования — представить соответствующий договор.

И, разумеется, эти предприятия не должны иметь текущих задолженностей по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды.

На самом деле, пакет документов очень небольшой.

Критерии выделения субсидий малому бизнесу просты и понятны

— По каким критериям отбираете будущих получателей субсидии?

— Эти критерии вполне просты и прозрачны и перечислены в положении о субсидиях. Прежде всего, это бюджетная, социальная и экономическая эффективность. У кого больше прирост за год — тот и получит эти деньги. В приоритете — производственные и научные предприятия, имеющие высокий уровень заработной платы и налоговых отчислений, которые создают новые рабочие места.

— А имущественная поддержка? Что она включает?

— Повторюсь, она проходит по линии КУИиЗО. Прежде всего, речь о сдаче в аренду объектов (зданий, помещений), находящихся в муниципальной собственности, и о возможности преимущественного права выкупа таких объектов арендаторами у города.

Особо хочу отметить то, что мы очень тесно сотрудничаем с представителями малого и среднего бизнеса, с объединениями предпринимателей в рамках Общественного координационного совета по развитию предпринимательства, созданного при администрации города. На встречах в рамках этого совета мы обсуждаем и проблемы, возникающие у конкретных предпринимателей, и их инициативы, и те предложения и нормативные акты, которые разрабатываются властями города.

Это сотрудничество очень полезно. Малый бизнес стал одной из основ экономики города. Знать и понимать его чаяния и нужды, помогать ему активно развиваться просто необходимо.