Артисты московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой после спектакля «Ранчо»

Лаборатория идей должна уже заработать

В Челябинске прошел VI фестиваль «CHELoВЕК Театра». Почему такой фестиваль нам нужен и для кого он создан? Мнений много, перспективы есть, а как насчет модернизаций и организаторов, и участников, и зрителей?

Евгений Гельфонд, художественный руководитель фестиваля «CHELoVEK Театра»:

«В этом году мы добавили мастер-классы и творческие встречи. В разных театрах города были сыграны 17 спектаклей. И везде были аншлаги!

Я не понимаю определения „зритель“ как бессмысленное нечто. Вы зритель, и вы, и вы... а я вам сейчас предложу что-то одно в попытке угодить. Это же неправильно! Нужно честно делать свое дело. Каждый день. Отдаваться ему полностью. Кому-то нравится — это прекрасно. Кому-то не нравится — это тоже реакция, которая поможет двигаться дальше. На мой взгляд, зрители нашего фестиваля — уникальны. И чем-то мы смогли их удивить, чем-то порадовать. Но это НАШИ зрители. Театральные гурманы».

Капитолина Кокшенева, руководитель Центра наследования русской культуры, литературный и театральный критик:

«„CHELoVEK Театра“ — это лаборатория идей. У нас как-то принято под словом „лаборатория“ подразумевать что-то эскизное, какую-то недоделанную работу. Но в случае с челябинским фестивалем под „лабораторией“ нужно понимать ре-зуль-тат! Если это лекция, то это лекция мастера. Если это спектакль, то это законченное художественное произведение.

Живая связь сцены и зала существует только в театре. Сколько раз театр не хоронили, залы полны! Но для того, чтобы стать театральным зрителем, нужно что-то сделать с собой. Нужно трудиться. Не приходить в театр со словами „сделайте мне красиво“, а постараться понять весь процесс. С одной стороны, современный театр вынужден делать кассовые спектакли, которые публику просто развлекают. Это, кстати, можно делать очень качественно. Примером стала „Лысая певица“ от Озерского театра „Наш дом“. С другой стороны, очень много спектаклей, где есть смыслы и о них нужно говорить. И говорить должны не только критики, а еще и зрители. Причем вслух».

Нина Шалимова, историк театра, театральный критик, профессор ГИТИС:

«Для того, чтобы зритель остался в зале до конца спектакля, нужна хорошая актерская игра. И на фестивале „CHELoВЕК Театра“ хорошей актерской игры было много! Здесь представлен человек во всей его человечности. Независимо от того, из какого он города или из какой страны. И мне кажется, что за пределами Садового кольца больше востребована душа. И она чище откликается на то, что предлагает театр. В Челябинске очень благодарный и отзывчивый зритель.

У меня большой зрительский опыт. И могу отметить, что довольно часто происходит так: умный спектакль — зритель умнеет. А если спектакль пошловатый и плосковатый, то зритель дуреет, и к концу спектакля он уже согласен смеяться над тем, над чем в начале постановки смеяться не хотелось. Нужно чтобы зритель просто пришел в зал, а все остальное сделает театр! Но сначала зрителю нужно захотеть потратить немного усилий».

Рональд Рэнд, актер театра и кино, США:

«В Америке много различных театров, но настоящий актерский процесс на сцене можно увидеть очень редко. В России удивительная техника игры. Это глубокое ощущение правды на сцене, русский артист никогда не останавливается в исследовании материала. И я вижу, как горят глаза ваших актеров! Это удивительно. Хочется, чтобы также горели глаза и у зрителей, и у критиков, и у всех людей, кто приближен к волшебству театра».

«Челябинский обзор»:

«Шестой год подряд фестиваль проходит в Челябинске. Шестой год подряд к нам съезжаются театры, критики и уважаемые люди искусства. Но театральных фестивалей в России более 200. Со столичными тягаться сложно, безусловно. А с остальными? Не пора ли Челябинску сделать несколько шагов вперед, чтобы была „красота среди бегущих: первых нет и отстающих“ в театральном мире?

Спектакли проходили на нескольких театральных площадках. „Театральных гурманов“, как называет зрителей фестиваля Евгений Гельфонд, в Челябинске... есть! Но попасть на мероприятия им было сложно. Почему? Потому что у нас много театральных критиков. А еще много деятелей искусств. А еще, раз на фестиваль приехали люди со всей страны, то их как гостей фестиваля тоже проводят в залы. Простой горожанин может умиляться вопросами на улице: „А у вас билетика лишнего не найдется?“. Но нет, не найдется. Мест нет. Sold out, как пишут сегодня. И как же мы будем растить зрителя при таком количестве театральных деятелей в промышленном городе? Критики на гастролирующие антрепризные постановки не ходят. Поэтому челябинцы запросто могут достать туда билет. И им „делают весело и красиво“.

А ведь фестиваль получился хорошим! Рональд Рэнд покорил своим обаянием всех, кто просто встречал его на южноуральских улочках. Театр из Казахстана показал свой взгляд на Шекспира. Челябинский театр НХТ сразил столичных гостей „Рождеством в доме Купьелло“... да много всего хорошего было за целую неделю фестивальных показов. Только вот придется всем желающим и опоздавшим ждать следующего года, чтобы стать Человеком Театра и хоть чуть-чуть приобщиться к Лаборатории идей».