Время — ночь

Как в Челябинске прошли мероприятия в честь всероссийского флешмоба искусства

Андрей Ткаченко

«Ночь искусств» в Челябинске на деле оказалась двумя днями, плавно переходящими в промозглый поздний ноябрьский вечер. В такое время года особенно приятно сидеть в мягко освещенном зале или бродить по закулисью театра, наблюдая за тем, как исчезает четвертая стена и спектакль становится частью жизни.

Афиша «Ночи искусств» в Челябинске оказалась довольно подробной — свои мероприятия представили и Картинная галерея, и Исторический музей, и «Манекен». Мы же решили посетить читку текстов Николая Коляды в Молодежном театре и «сборную солянку» из отрывков спектаклей в театре Драмы.

Запоздавшее собрание сочинений

Молодежный театр грамотно подошел к приему гостей «Ночи искусств» — ныряющих в фойе из мрака осеннего вечера граждан отпаивали горячим чаем и угощали вкусными (и мягкими) сушками. После чего провели по всему закулисью и усадили на мягких подушках в небольшом репетиционном зале, декорированном на манер советской квартиры середины 80-х годов.

Молодежный театр устроил читку текстов Николая Коляды

Николай Коляда — драматург с непростой судьбой, о чем он и поведал с экрана собравшимся перед началом читки. Парадоксально, но и в начале пути, и даже будучи главным редактором журнала «Урал», Коляда не мог добиться того, чтобы его короткие рассказы печатались. «Мне говорили, что это обочина жизни, и отказывали», — пояснил писатель. В результате малоизвестные прозаические произведения Коляды, созданные им с 1978-го по 1987 годы, увидели свет, по признанию самого автора, несколько поздновато. Три из них — «В Москву — разгонять тоску», «Царица Тамара» и «Зоя» — прочитали актеры Молодежного театра.

Центральные персонажи этих коротких рассказов — женщины

Центральные персонажи этих коротких рассказов — женщины. Смешливые провинциальные девчонки, заночевавшие на пару дней у незнакомого мужика в Москве. Две деревенских бабы, ждущих любви и романтики от заезжих солдат. Наконец, женщины, не поделившие любимого мужчину ни при его жизни, ни после смерти.

Актрисы Екатерина Филимонова и Александра Одегова замечательно справились с задачей, раскрасив простые и в то же время филигранно выписанные тексты нужными эмоциями, интонациями и нюансами. Надо сказать, что последняя читка — про Зою — была по-настоящему страшной. Николая Коляду часто называют любителем чернухи (видимо, той самой обочины жизни), и порой очень сложно с этим не согласиться.

Актрисы Екатерина Филимонова и Александра Одегова

В завершение читки зрителям представили небольшое сооружение — арт-объект — на котором можно было оставить свои пожелания драматургу в письменном виде. Организаторы «Ночи искусств» пообещали все передать лично Николаю Коляде, который заочно очень благодарен челябинским зрителям за интерес к его прозе и актерам театра, которые сделали ее такой живой.

А перед читкой в Молодежном театре предлагали попить чаю в импровизированном буфете прямо при гардеробе

Танцы из отрывков

Челябинский театр Драмы представил программу «Драма в движении» — зрителям показали отрывки с элементами хореографии из нескольких спектаклей и даже пригласили чуть-чуть подыграть артистам.

Первым составным фрагментом «Ночи искусств» стал отрывок из премьерного спектакля «Сейчас или никогда», который только-только выпустила труппа Драмы. Актеры Борис Власов, Олег Барышев, Татьяна Власова и Лариса Меженная показали эпизод, где вся сложность чувств в любовном четырехугольнике обостряется до предела и выливается в выразительные танцы с песнями.

Отрывок из премьерного спектакля «Сейчас или никогда»

Интерактив со зрителями получился в продолжение «Ночи искусств» — когда показали эпизод из премьеры прошлого сезона «Простые истории». Это пластическая драма, которую поставил профессиональный балетмейстер Николай Реутов. Он проделал огромную работу: вывел на сцену около тридцати человек. Одна из зарисовок — милая сценка в кабаке, где бравые парни в широких штанах и смешных кепках снимают девиц кукольного вида. И все это — под аккомпанемент незабвенной  «Иду, курю» группы «Ноль».

Эпизод из премьеры Драмы прошлого сезона «Простые истории»

Зрителей пригласили потанцевать вместе с профессиональными артистами. Как ни странно, нашлось несколько добровольцев ( в основном, конечно, девушки). Вполне сносно скопировав движения партнеров-актеров, они получили свою порцию аплодисментов.

Зрители «Ночи искусств» очень тепло реагировали на все, происходящее на сцене

После этого к зрителям «Ночи искусств» с экрана обратился сам постановщик Николай Реутов. Он поблагодарил собравшихся за то, что они находят время, силы, душевные ресурсы на то, чтобы ходить в театр, ведь все, что творится на сцене, делается ради тех, кто сидит в зале. Театр без зрителя — нонсенс, как говорил великий Бертольд Брехт. Еще Реутов пожелал людям быть внимательнее к окружающим и уметь проживать чужую боль и радость, как свои. Без этого умения в большей мере не стать актером, в меньшей — не ощутить полноты жизни.

И, наверное, без этого желания не было бы «Ночи искусств».