Челябинский театр современного танца представил новый проект — спектакль в локациях ДК ЧЗМК, где сейчас располагается репетиционная база. Легендарная «Металлка» — завод, где не только делали конструкции для всех промышленных оплотов страны, но и взрастили целое поколение талантливых людей. Как это было, рассказали и показали артисты.
Спектакль «Металлочка» вошел в программу фестиваля современного искусства «Дебаркадер», и его показ начался еще в Историческом музее Южного Урала. Зрителям представили фильм «Танкоград» датского документалиста Бориса Бертрама, который показал, как работает в суровом Челябинске уникальный театр современного танца.
Взгляд художника весьма своеобразен — наш город снят с нескольких точек, а за частоколом дымных труб танцоры творят свой подвиг: служат искусству в маловыносимых (с точки зрения режиссера) условиях. Впрочем, как предупредила перед показом художественный руководитель театра Ольга Пона, «это авторский взгляд».
После фильма зрителей ждала долгая поездка в Ленинский район — в ДК завода металлоконструкций. Экскурсоводом выступила сама Ольга Пона. В течение получаса хореограф рассказывала зрителям, что легендарная «Металлочка» не только выпускала конструкции для ведущих заводов города и страны, но и держала на балансе детские кружки, хор, театральную студию. Дворец культуры в Ленинском районе был точкой притяжения для сотен человек. Многие из них после работы в цехах сделали блестящую творческую карьеру: например, фотограф Сергей Васильев. Непосредственное отношение к «Металлочке» имели и хоккеисты Николай и Сергей Макаровы.
Иммерсивный спектакль начинается прямо в фойе ДК: сначала этюд перед зрителями исполняет артист Владимир Вдовенко. Затем вспыхивает свет за конторкой и свою историю рассказывает вахтерша, отработавшая на «Металлке» 35 лет.
Дальше зрители движутся по лестничным проспектам ДК. Их сопровождают юные гибкие музы. В коридоре второго этажа распахивается дверь и затянутые в черное юноши являют пластический этюд под электронную музыку...
Само здание Дворца культуры наполнено приглушенным светом. Здесь столько закоулков и тихих уголков, что за каждым поворотом может скрываться вход в удивительное. Рассказ — танец, движение по коридорам — вспышка. Зрители оказываются участниками этого действа — их берут за руки, вовлекают в происходящее. Здесь нет границы между артистами и теми, кто наблюдает.
Звучит еще пара историй — работницы, помнящей веселый отдых работников «Металлочки» на Еланчике, и участника самодеятельности — он рассказывает, как театральная студия при ДК давала надежду одаренным людям сделать профессиональную карьеру. Малоизвестные молодому поколению челябинцев факты открывают удивительную историю удивительной «Металлочки».
Заканчивается спектакль-бродилка выступлением хора «Металлочки». Это те самые люди, для которых завод и советское прошлое ДК — еще не история, а самая что ни на есть жизнь.
Среди зрителей на показе в рамках «Дебаркадера» были критик Владимир Спешков и народная артистка России Валентина Качурина. Актриса поблагодарила Ольгу Пону и коллектив за удивительное погружение: «Это было сделано великолепно и физически, и на уровне смысла. Мы получили новый опыт».
Сам Дворец культуры ЧЗМК получил новые жизнь и опыт после того, как стал репетиционной базой для Челябинского театра современного танца. И легендарная «Металлочка» еще не раз вспыхнет искрами творчества для жителей нашего города.