Сделать пластик

Как НПО «Урал» завоевало рынок и потеснило зарубежных конкурентов

Андрей Ткаченко

26 февраля глава Челябинска Евгений Тефтелев посетил площадки НПО «Урал». Компания занимается разработкой и производством деталей из полимерных и композиционных материалов, работает с крупнейшими заводами России, основательно потеснила зарубежных конкурентов и реализовала инвестпроект на 300 млн рублей.

Производственные цеха НПО «Урал» находятся на Копейском шоссе, 29. Здесь относительно чисто, поскольку процесс изготовления деталей из полимеров довольно экологичен, но очень шумно: беспрестанно работают станки. Объем заказов достаточно большой, так как сейчас предприятие сотрудничает с несколькими гигантами российского рынка, в том числе знаменитым автозаводом «КАМАЗ» и Карачаровским механическим заводом. В перечне локальных партнеров: Челябинский механический завод, автозавод «Урал», ММК. На рынке предприятие уже более 20 лет и в последнее время активно расширяет производство.

Предприятие сотрудничает с несколькими гигантами российского рынка, в том числе знаменитым автозаводом «КАМАЗ» и Карачаровским механическим заводом

Собственник, основоположник и одновременно технический директор НПО Виталий Павлов показывает журналистам детали для лифтов: диски из полиамида с бороздками для канатов. Это очень востребованная продукция, и покупают ее у НПО «Урал» сразу 10-15 заводов, от уже упомянутого Карачаровского до самых мелких. Единственный потенциальный крупный партнер в этой отрасли, с кем пока переговоры не удались — Щербинский лифтостроительный завод, на котором, по словам Павлова, по-прежнему используют металлические чугунные колеса. «Полиамид (пластик на основе линейных синтетических высокомолекулярных соединений — прим. редакции) намного лучше, мы можем задавать твердость, регулировать прочность детали. Так как такой блок весит очень мало, порядка 6 кг, монтаж оборудования значительно упрощается, — разъясняет Виталий Павлов, легко покачивая деталь на весу одной рукой. — Плюс канат дольше не изнашивается, так как полиамид — материал достаточно гладкий. Крановые заводы охотно берут наши блоки. Нам даже удалось вырвать рынок у зарубежных конкурентов. Например, удалось „победить“ немцев. Они требовали предоплаты и сроки поставок были бы дольше. А мы можем делать срочно и деньги получать через 3-4 месяца, рассрочка нас не пугает. Конечно, в итоге выбрали нас».

НПО «Урал» выпускает современные, легкие блоки для лифтостроения и кранов

О прочих тонкостях конкурентной борьбы Виталий Павлов рассказывал главе Челябинска Евгению Тефтелеву, который приехал оценить предприятие. Павлов показал цеха, где выпускают запчасти для «КАМАЗа»: сателлиты дифференциала заднего моста, ресиверы. Также глава Челябинска посмотрел склад готовой продукции, где, в частности, есть детали для сеялок «Ростсельмаш» — это еще один крупный и надежный партнер НПО «Урал». Евгений Тефтелев высоко оценил производство и, выйдя к журналистам, не преминул отметить, что сам когда-то работал на метизно-металлургическом заводе в Магнитогорске, и они с директором отлично друг друга понимают.

Основоположник НПО «Урал» Виталий Павлов рассказал главе Челябинска Евгению Тефтелеву о тонкостях конкурентной борьбы на рынке

— Очень приятно видеть, как на предприятии внедрены новые технологии, как они позволяют удешевить процессы. НПО «Урал» работает в реальной конкуренции, завоевывает рынок. И нам, администрации Челябинска, очень приятно, что мы провели это предприятие через инвестпроект, — подчеркнул Евгений Тефтелев.— Губернатор Борис Дубровский тоже очень их поддержал, поэтому самое время НПО думать и о расширении производства, и об увеличении сбыта.

НПО «Урал» выпускает сателлиты заднего моста для КАМАЗ

Виталий Павлов раскрыл детали инвестпроекта, под который как раз попало производство сателлитов для «КАМАЗа» ( стратегический договор о партнерстве с заводом подписан на 5 лет): «Мы хотели расширять производство, для этого необходимо было получить новый земельный участок. Ходили по инстанциям, по кабинетам, но результата не было. Потом получили информацию, что, согласно распоряжению правительства региона и губернатора, инвестор может получить участок в пользование без торгов, если предоставит бизнес-план с объемом инвестиций не менее 300 млн рублей. Мы все сделали, как было нужно, в 2015-м году получили участок, без торгов. Построили цеха, завезли оборудование, через полгода запустили производство» . 

Виталий Павлов несколько раз подчеркнул, что льготное получение земельного участка — реальная, очень большая помощь инвестору. Сейчас в планах НПО «Урал» — дальнейшее расширение производства, плюс сотрудничество с новосибирским Академгородком в сфере нанотехнологий. И, соответственно, расширение штата.

Благодаря инвестпроекту на 300 млн рублей, НПО «Урал» удалось получить земельный участок под новые цеха без торгов

— Сейчас у нас работает порядка 160 человек, — говорит директор НПО «Урал» Мария Эйдельштейн. — Мы планируем в ближайшие 3–4 года создать еще около 100 рабочих мест. Около 20 процентов наших сотрудников — инженеры с высшим образованием. Средняя зарплата на предприятии около 35–40 тысяч рублей. Найти квалифицированного специалиста не так просто, но мы решаем эту проблему самостоятельно: некоторых будущих сотрудников привлекаем еще в вузе и проводим обучение. Как правило, они после этого у нас остаются.

Средняя зарплата на предприятии около 35–40 тысяч рублей

На вопрос, были ли у предприятия серьезные потери в прибыли за последние 3–4 года, руководство НПО «Урал» отвечает отрицательно. Так как перечень продукции довольно обширный, «просесть» сразу по всем фронтам никогда не случалось. Такой же стратегии тут намерены придерживаться и далее. И, что довольно важно для Челябинска, процесс производства основан на полной переработке пластика и, как заверил Виталий Павлов, нулевых выбросах.