Кто из челябинцев знает, что в городе уже два года работает ЭЗС — электрозарядная станция, предназначенная для «заправки» транспортных средств, работающих на электричестве? 31 августа их стало уже 10 — на открытие новой сети чудо-заправок приехал и министр энергетики РФ. Сколько стоит современный электромобиль и довольны ли владельцы таких машин — в репортаже «Челябинского обзора».
Десяток блестящих «Ниссанов» с изящным названием Leaf (в переводе с английского — «лист», — прим. редакции) разместились в ряд под дождливым утренним небом. Владельцы, прячась от непогоды, сидят за рулем — причем все, как один, справа. Эта модель хоть и менее удобна для российских дорог, дешевле леворульных раза в два. Такая вот экономия — хотя главная экономия, конечно, в том, что заряд автомобилей происходит от обычной розетки. Даже несмотря на то, что в Челябинской области — самый дешевый в стране бензин, расходовать его, колеся по городу, приходится немерено.
Одна из девяти новых электрозаправок расположилась на Северо-Западе, на улице 40-летия Победы. Рядом — новые микрорайоны, в том числе Парковый. И, в большинстве своем, именно молодые люди выбирают новый вид транспорта, не загрязняющий атмосферу.
Показывает, как происходит процесс заряда, активист, представитель сообщества любителей электрокаров Челябинска Дмитрий Ямщиков. Чтобы зарядить автомобиль, нужно приложить к экрану специальную карточку — ее пока еще бесплатно (выделяем слово «пока») выдают в офисах «Россетей». У электрокара два порта — один для подзарядки от самой обычной бытовой розетки, и второй, побольше — как раз для пистолетов ЭЗС. На вид они не сильно отличаются, кстати, от тех, что мы привыкли видеть на АЗС.
После авторизации карточкой можно смело приступать к зарядке. Просто вставляем кабель в зарядный порт автомобиля, жмем на табло «пуск» и ждем. Сколько ждем, кстати?
— Если автомобиль полностью разряжен, то ждать надо 50 минут — час. В зависимости от температуры тяговой батареи — чем она холоднее, тем дольше процесс зарядки. Этого заряда хватит приблизительно на 100–150 километров пути, — рассказывает Дмитрий. И отключает электрокар от станции.
— Пока не было зарядных станций, конечно, владельцы электрокаров испытывали проблемы. Люди заряжались кто как может — я на первом этаже живу, так что заряжаю через окно. Соседи с пониманием отнеслись. На это нужно было порядка 5–6 часов. Конечно, с помощью станции это будет гораздо быстрее, — добавляет Дмитрий.
— Ну что же вы так, надо было DC и AC местами поменять, — шутит любитель рока и журналист Дмитрий Моргулес. Кабели разные — по правому поступает переменный ток, по двум левым — постоянный. И если тот, что DC, пользоваться популярностью наверняка будет, то вот AC-зарядка этим холодным утром «страдает» от одиночества. Кабель переменного тока предназначен для марки Tesla. Их на презентации, увы, не оказалось ни одной. В городе их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Официально зарегистрированных электрокаров по области всего 34. К их услугам теперь — 13 ЭЗС (включая три штуки на трассах региона). Новые станции расположены слишком уж сгруппированно — в основном, в центре города и на Северо-Западе. Советский, Ленинский и Металлургический районы такой чести не удостоились.
— Далеко мы не ездим, потому что негде подзарядиться. По трассе километров 90–130 я могу проехать. Инфраструктуры, конечно, не хватает. Я когда регистрировался в том году, был всего четвертый владелец электромобиля в городе, — признается электрокаролюбитель.
Теперь подзаряжаться все-таки станет проще. Для удобства — наглядная карта. Синим цветом отмечены ЭЗС марки «Фора», фиолетовым — Enel X. Зеленым — первая станция, открывшаяся в 2017-м.
«Фора» — станции отечественного производства, полного заряда здесь придется ждать порядка четырех часов. На совместных итальяно-российских электрозаправках Enel X владельцы смогут потратить на порядок меньше времени, буквально в пределах часа.
Несколько электрозаправок расположены и по области. Что, впрочем, вызывает вопросы их целесообразности. Как доехать, например, до станции под Магнитогорском, если полной зарядки хватает на 100–150 км?
К 2023 году планируют поставить и еще одну в городе — прямо в центре, на площади Революции, и две по области — на М-5 под Чебаркулем и на трассе Челябинск-Курган. Может быть, к тому времени ЭЗС действительно станут актуальны для южноуральцев.
Красным цветом обозначены действующие электрозаправки, серым — те, что в планах.
Идея создать сеть таких заправок 21 века пришла в голову руководителю области Алексею Текслеру. Причем достаточно неожиданно — на июльском «Иннопроме» в Екатеринбурге.
— Я увидел там на стенде зарядную станцию, — признается глава региона. — И еще когда мы вместе работали в министерстве энергетики, то продвигали развитие зарядной инфраструктуры. Я переговорил с министром, с руководством ПАО «Россети», предложил в Челябинске сделать масштабную региональную сеть ЭЗС. И очень благодарен, что они быстро отреагировали на просьбу, и сегодня это стало реальностью. В том числе и быстрые зарядные станции у нас появились, где за час можно зарядить электромобиль мощностью 50 кВт. Таким образом мы даем людям возможность более активно принимать решения по поводу использования электротранспорта. Это экологичный вид передвижения, и мне хотелось бы, чтобы это стало одним из шагов к новому, экологичном образу Челябинска и области.
На выстроенных в ровный ряд иномарках красуются стикеры с логотипом «Россетей».
— Вы наклеили для мероприятия? — интересуемся у владельца еще одной иномарки.
— Они меня даже не спрашивали, сами налепили, — улыбается Иван Сарынин. И рассказывает о личном опыте. — Подержанную такую машину можно приобрести от 450 до 600 тысяч рублей. Если заказывать трех-пятилетку — то от 600 до 750 тысяч. Новые сейчас такие уже не выпускают. Идут с новым кузовом — уже около двух миллионов. Преимущества электрокара — экология и экономия. За два года, что у меня машина, на электроэнергию ушло, может, тысяч 12. Я живу за городом, подзарядка нужна раз в два дня. Заряжаю и дома, и на работе. Но теперь будет удобно сюда приезжать за продуктами (ЭЗС расположена возле торгового комплекса — прим. редакции) и сразу подзарядиться.
Так как поддержали Челябинскую область в благих начинаниях Министерство энергетики РФ и ПАО «Россети», то их руководство и посетило открытие новых объектов в столице Южного Урала. Знаменитый разворот, надо сказать, случился прямо на месте. Причем разворот в прямом смысле слова — повернувшись, делегаты прямо посреди толпы делятся впечатлениями о технологиях.
— Хочется поздравить жителей Челябинска, что здесь появляются такие новые, современные объекты, — отмечает министр энергетики РФ Александр Новак. — Думаю, мы находимся только в начале пути реализации проектов по внедрению в нашу обычную жизнь электромобилей. У нас пока еще их небольшое количество, и мы надеемся, что этот шаг позволит решать вопросы не только экологии, но и реализовывать компетенции. Будут строиться российские электромобили, будет строиться заправочная инфраструктура. Это, конечно, нужно все параллельно развивать. Надеемся, что в будущем это будет масштабная программа, и жители Челябинска и области смогут воспользоваться современными методами передвижения.