По заветам Теслы

Как Челябинск стал центром развития инфраструктуры для электромобилей

Андрей Ткаченко

Кто из челябинцев знает, что в городе уже два года работает ЭЗС — электрозарядная станция, предназначенная для «заправки» транспортных средств, работающих на электричестве? 31 августа их стало уже 10 — на открытие новой сети чудо-заправок приехал и министр энергетики РФ. Сколько стоит современный электромобиль и довольны ли владельцы таких машин — в репортаже «Челябинского обзора».

Десяток блестящих «Ниссанов» с изящным названием Leaf (в переводе с английского — «лист», — прим. редакции) разместились в ряд под дождливым утренним небом. Владельцы, прячась от непогоды, сидят за рулем — причем все, как один, справа. Эта модель хоть и менее удобна для российских дорог, дешевле леворульных раза в два. Такая вот экономия — хотя главная экономия, конечно, в том, что заряд автомобилей происходит от обычной розетки. Даже несмотря на то, что в Челябинской области — самый дешевый в стране бензин, расходовать его, колеся по городу, приходится немерено.

Электрокары бывают разные — синие, черные, белые, красные

Одна из девяти новых электрозаправок расположилась на Северо-Западе, на улице 40-летия Победы. Рядом — новые микрорайоны, в том числе Парковый. И, в большинстве своем, именно молодые люди выбирают новый вид транспорта, не загрязняющий атмосферу.

Показывает, как происходит процесс заряда, активист, представитель сообщества любителей электрокаров Челябинска Дмитрий Ямщиков. Чтобы зарядить автомобиль, нужно приложить к экрану специальную карточку — ее пока еще бесплатно (выделяем слово «пока») выдают в офисах «Россетей». У электрокара два порта — один для подзарядки от самой обычной бытовой розетки, и второй, побольше — как раз для пистолетов ЭЗС. На вид они не сильно отличаются, кстати, от тех, что мы привыкли видеть на АЗС.

«Пуск», поехали. Хотя до «поехали» еще нужен час подзарядки

После авторизации карточкой можно смело приступать к зарядке. Просто вставляем кабель в зарядный порт автомобиля, жмем на табло «пуск» и ждем. Сколько ждем, кстати?

— Если автомобиль полностью разряжен, то ждать надо 50 минут — час. В зависимости от температуры тяговой батареи — чем она холоднее, тем дольше процесс зарядки. Этого заряда хватит приблизительно на 100–150 километров пути, — рассказывает Дмитрий. И отключает электрокар от станции. 

— Пока не было зарядных станций, конечно, владельцы электрокаров испытывали проблемы. Люди заряжались кто как может — я на первом этаже живу, так что заряжаю через окно. Соседи с пониманием отнеслись. На это нужно было порядка 5–6 часов. Конечно, с помощью станции это будет гораздо быстрее, — добавляет Дмитрий.

Заряжать одновременно можно до трех авто

— Ну что же вы так, надо было DC и AC местами поменять, — шутит любитель рока и журналист Дмитрий Моргулес. Кабели разные — по правому поступает переменный ток, по двум левым — постоянный. И если тот, что DC, пользоваться популярностью наверняка будет, то вот AC-зарядка этим холодным утром «страдает» от одиночества. Кабель переменного тока предназначен для марки Tesla. Их на презентации, увы, не оказалось ни одной. В городе их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Официально зарегистрированных электрокаров по области всего 34. К их услугам теперь — 13 ЭЗС (включая три штуки на трассах региона). Новые станции расположены слишком уж сгруппированно — в основном, в центре города и на Северо-Западе. Советский, Ленинский и Металлургический районы такой чести не удостоились.

— Далеко мы не ездим, потому что негде подзарядиться. По трассе километров 90–130 я могу проехать. Инфраструктуры, конечно, не хватает. Я когда регистрировался в том году, был всего четвертый владелец электромобиля в городе, — признается электрокаролюбитель.

Теперь подзаряжаться все-таки станет проще. Для удобства — наглядная карта. Синим цветом отмечены ЭЗС марки «Фора», фиолетовым — Enel X. Зеленым — первая станция, открывшаяся в 2017-м.

«Фора» — станции отечественного производства, полного заряда здесь придется ждать порядка четырех часов. На совместных итальяно-российских электрозаправках Enel X владельцы смогут потратить на порядок меньше времени, буквально в пределах часа.

Несколько электрозаправок расположены и по области. Что, впрочем, вызывает вопросы их целесообразности. Как доехать, например, до станции под Магнитогорском, если полной зарядки хватает на 100–150 км?

К 2023 году планируют поставить и еще одну в городе — прямо в центре, на площади Революции, и две по области — на М-5 под Чебаркулем и на трассе Челябинск-Курган. Может быть, к тому времени ЭЗС действительно станут актуальны для южноуральцев.

Красным цветом обозначены действующие электрозаправки, серым — те, что в планах.

Идея создать сеть таких заправок 21 века пришла в голову руководителю области Алексею Текслеру. Причем достаточно неожиданно — на июльском «Иннопроме» в Екатеринбурге.

Одна из девяти новых ЭЗС успешно протестирована

— Я увидел там на стенде зарядную станцию, — признается глава региона. — И еще когда мы вместе работали в министерстве энергетики, то продвигали развитие зарядной инфраструктуры. Я переговорил с министром, с руководством ПАО «Россети», предложил в Челябинске сделать масштабную региональную сеть ЭЗС. И очень благодарен, что они быстро отреагировали на просьбу, и сегодня это стало реальностью. В том числе и быстрые зарядные станции у нас появились, где за час можно зарядить электромобиль мощностью 50 кВт. Таким образом мы даем людям возможность более активно принимать решения по поводу использования электротранспорта. Это экологичный вид передвижения, и мне хотелось бы, чтобы это стало одним из шагов к новому, экологичном образу Челябинска и области.

Презентация новых электрозаправок вызвала ажиотаж

На выстроенных в ровный ряд иномарках красуются стикеры с логотипом «Россетей».

— Вы наклеили для мероприятия? — интересуемся у владельца еще одной иномарки.

— Они меня даже не спрашивали, сами налепили, — улыбается Иван Сарынин. И рассказывает о личном опыте. — Подержанную такую машину можно приобрести от 450 до 600 тысяч рублей. Если заказывать трех-пятилетку — то от 600 до 750 тысяч. Новые сейчас такие уже не выпускают. Идут с новым кузовом — уже около двух миллионов. Преимущества электрокара — экология и экономия. За два года, что у меня машина, на электроэнергию ушло, может, тысяч 12. Я живу за городом, подзарядка нужна раз в два дня. Заряжаю и дома, и на работе. Но теперь будет удобно сюда приезжать за продуктами (ЭЗС расположена возле торгового комплекса — прим. редакции) и сразу подзарядиться.

На стенде адреса заправок — действующих и запланированных

Так как поддержали Челябинскую область в благих начинаниях Министерство энергетики РФ и  ПАО «Россети», то их руководство и посетило открытие новых объектов в столице Южного Урала. Знаменитый разворот, надо сказать, случился прямо на месте. Причем разворот в прямом смысле слова — повернувшись, делегаты прямо посреди толпы делятся впечатлениями о технологиях.

— Хочется поздравить жителей Челябинска, что здесь появляются такие новые, современные объекты, — отмечает министр энергетики РФ Александр Новак. — Думаю, мы находимся только в начале пути реализации проектов по внедрению в нашу обычную жизнь электромобилей. У нас пока еще их небольшое количество, и мы надеемся, что этот шаг позволит решать вопросы не только экологии, но и реализовывать компетенции. Будут строиться российские электромобили, будет строиться заправочная инфраструктура. Это, конечно, нужно все параллельно развивать. Надеемся, что в будущем это будет масштабная программа, и жители Челябинска и области смогут воспользоваться современными методами передвижения.

Министр энергетики РФ Александр Новак