Игорь Лопаткин:

«Городское хозяйство — более укрупненная модель того же театра»

Андрей Ткаченко

Заместитель главы Челябинска по социальному развитию — о новых спортивных объектах, бюджете на культуру, схожести театра и городского хозяйства, а также о том, почему надо обязательно отремонтировать памятник Ленину.

— Игорь Владимирович, ваша биография достаточно интересна для чиновника. Вы столько лет были артистом в труппе театра Драмы, затем стали директором, а потом ушли в администрацию Челябинска. Каково сначала работать внутри системы, а потом стать ее в некотором роде контролером?

— Знаете, нормально. Театр — серьезный отрезок моей жизни. Я в нем вырос, получил становление как личность. Вот мой наставник, учитель, крестный — Наум Юрьевич Орлов ( кивает на портрет — прим. редакции). Всегда он у меня перед глазами, а театр — всегда в моей душе. Театр представляет уменьшенную копию нашей жизни. Там есть цеха: декоративные, слесарные; есть столовая; есть отражение разных ситуаций на сцене. В общем, театр может сам себя внутри обеспечивать и материальным, и духовным (улыбается). А городское хозяйство — более укрупненная модель того же театра. Каждый раз, когда мы ведем личный прием граждан или встречаемся с сотрудниками наших учреждений, приходится с чистого листа разбираться в ситуациях, гасить конфликты, приходить к компромиссам, при этом обязательно в рамках правового поля.

— Как вы считаете, есть ли сегодня серьезные проблемы с финансированием культуры? Не так давно они были, и существенные, причем как раз в то время, когда вы работали директором драмы.

— Были, да. Но сегодня, благодаря майским указам президента, серьезно выросла зарплата. Сегодня в челябинских учреждениях культуры даже вакантных должностей-то почти нет, а в случае освобождения проходят серьезные конкурсы на замещение.

— А что скажете о репертуаре? Есть мнение, что челябинским театрам не хватает, скажем так, политических спектаклей с подтекстом...

— Театр должен быть классическим. Не надо изобретать велосипед. В классических произведениях все уже есть, в том числе то, о чем вы сказали. Там уже все заложено, а подгонять материал в угоду времени — не надо. Это лишнее. Конечно, должны быть экспериментальные спектакли, но все же в меньшем объеме. Либо их должны ставить частные театры, либо это должны быть авторские проекты не для широкого круга зрителей. А настоящий академический государственный театр должен быть с классическим репертуаром.

Игорь Лопаткин много лет работал в труппе челябинского театра Драмы

— Кто у нас в Челябинске успешно экспериментирует?

— Например, наш муниципальный театр современного танца Ольги Пона. Уникальный коллектив. Но для широкого круга ли он? Наверное, нет. Это, конечно, не так называемое «элитарное искусство», но все же далеко не все зрители понимают, считывают заложенные в пластических этюдах смыслы. И при этом это один из самых известных в Европе театров. Мы всячески их поддерживаем. Предоставили помещение бывшего ДК в пользование, надеемся в начале сезона туда приехать, посмотреть, как они освоили это пространство.

— По данным минкульта, посещаемость театров в Челябинске существенно выросла. С чем это связано, на ваш взгляд?

— В первую очередь, с удачным репертуаром и ценовой политикой. Лучше сходить в театр, чем в кино, на мой взгляд. А цена билета в театр — вполне себе социальная.

— Сколько тратится денег на культуру из бюджета Челябинска?

— Вот цифры. 1 млрд 26 млн рублей — на содержание всей отрасли культуры города в 2018 году. Зарплата, коммуналка, ремонты, фонды. По театрам: в Челябинске их четыре (муниципальных — прим. редакции). На них выделено 105 млн рублей. Работа кипит. Вообще, у нас Управление культуры уже как Управление строительства почти. То памятник Ленину чиним, то вот конкурсные процедуры на следующей неделе по ремонту Аллеи пионеров-героев на Алом поле будем проводить. Плюс подобный объект на Аллее славы. Там при финансовой поддержке Заксобрания будет возводиться стелла с именами челябинцев, погибших в локальных конфликтах.

— Нынешний бюджет на культуру — бюджет сохранения или развития?

— Конечно, развития. Плюс театры могут эффективно вкладывать свои внебюджетные средства и в стимулирующую оплату труда, и на улучшение материальной базы, и на постановки. Они могут приглашать хороших режиссеров, сильных. Чтобы вода, скажем так, не застаивалась. Необходимы фестивали, гастроли. Обмен опытом.

«Открытие скейт-парка в Челябинске — долгожданное событие для федерации хип-хоп культуры»

— В вашем ведении помимо культуры еще и спорт. Буквально на днях произошло весомое событие: в Челябинске возле памятника Курчатову открыли скейт-парк.

— Да, и это долгожданное событие для федерации хип-хоп культуры, которая объединяет в себе все экстремальные молодежные виды спорта. Мы понимали, что скейт-парк необходим для молодежи города. Энергии у подростков много, а значит, ее нужно направить в правильное русло. Раньше они любили гонять на Театральной площади — на ступеньках и бортиках. Но это ведь все разрушается. Поэтому еще в 2011 году был куплен первый скейт-парк и установлен на Площади Революции. Но годы берут свое. Все обветшало, даже и ремонты уже не помогали. Бизнес откликнулся на нашу просьбу и передал новый скейт-парк в дар нашему городу. Оборудование изготовила одна из лучших фирм в стране.

— Возле памятника Курчатову также расположена площадка для воркаута.

— Да, там образовался такой хороший спортивный уличный кластер. А за этой площадкой — мини-футбольные поля, волейбольные площадки. Рядом — студгородок. Студенты любят это место. Да и из разных районов приезжают жители — отдыхают, занимаются спортом.

— Подобные площадки есть в других районах Челябинска?

— Да, причем это уличные тренажеры последнего поколения, производства Карелии. В прошлом году мы поставили их в каждом районе Челябинска. В саду Победы, у Центрального стадиона, в парке Тищенко, в северо-западном парке. И все благодаря пятилетней федеральной программе «Городская среда». Она начала действовать в 2017 году.

— То есть получается, все за счет федерального бюджета? Без нагрузки на местный.

— Да, это именно целевые деньги. Из федерального центра.

— Это все очень хорошо, единственный вопрос — как содержать уличные тренажеры в порядке? Вандалов никто не отменял.

— Мы этими тренажерами очень дорожим. Они очень важны в том числе и для маломобильных групп населения — есть снаряды для инвалидов. Каждый может найти тренажер, который подойдет ему. Все оборудование — антивандальное, сломать его очень сложно. Хотя... Помню, в парке Тищенко были железобетонные фонтанчики с питьевой водой, так и их умудрились сломать. Но надо сказать, таких проявлений в последнее время все меньше. А на площадке с уличными тренажерами мы ставим камеры видеонаблюдения. В случае попыток нанесения ущерба подается сигнал на пункты охраны.

— Сколько сегодня в Челябинске спортивных объектов в совокупности? И сколько на это тратится денег?

— Бюджет профильного Управления — 1,2 млрд рублей на 2018 год. 1 027 плоскостных сооружений в городе (плоскостные сооружения — это открытые конькобежные дорожки и футбольные поля, горнолыжные и лыжные трассы — прим. редакции). Девять спортивных комплексов; 49 спортивных школ, в которых занимается 36 500 детей. Работа по реконструкции сооружений поддерживается главой города и депутатским корпусом. Вообще, при
распределении финансов и утверждении годового бюджета у нас очень интересные баталии происходят. Направлений много, нужны деньги и на образование, и на здравоохранение, и мы пытаемся так все распределить, чтобы ни одна отрасль не осталась без развития.

«Площадь Революции — это единое архитектурное пространство, где сама скульптура Ленина является доминантой»

— Про детские спортшколы: было немало конфликтов по части их укрупнения. Это не нравилось родителям. Как на сегодняшний день обстоят дела?

— Идет обычная реорганизация. Ради увеличения зарплат тренерам мы сокращаем административный состав. А на уставной деятельности школы, на количестве часов и воспитанников это никак не отражается.

— Про памятник Ленину. Действительно ли необходима эта дорогостоящая реконструкция?

— С момента открытия памятника в 1959 году его ни разу не ремонтировали. Только «губы подкрашивали», как говорится. Сейчас будет проводиться серьезная реставрация центральной трибуны. Подчеркиваю, ремонт коснется только ее. Деньги мы получили целевой субсидией от областного правительства. В прошлом году провели все изыскательские работы, экспертизу, объявили конкурс. Так как этот памятник находится в реестре объектов культурного наследия, то принимать участие в конкурсе на восстановительные работы могут только организации, имеющие соответствующую лицензию Минкультуры. А их не так много. Выиграла компания из Перми. По графику проведения работ в октябре реставрация должна быть закончена.

— У челябинцев есть сомнение: так ли необходима реконструкция памятника человеку, к которому много исторических вопросов?

— Вы сами сказали — это наша история. Вообще, площадь Революции — это единое архитектурное пространство, где сама скульптура Ленина является доминантой. Да, урбанисты предлагали убрать памятник и поставить там купол. Простите, а куда деть чувства того поколения, которое жило и воспитывалось на этих идеалах, а? Давайте пока мы не будем в это лезть. Пусть потомки и время решат, что делать с этим наследием. Но не мы.

— Вы — человек, который знает как себя подать, как сконструировать некий образ, имидж, какие приложить для этого усилия. Что не так сегодня с образом Челябинска?

— Челябинску как воздух необходимо проведение саммитов ШОС и БРИКС. Благодаря которому можно привлечь средства федерального бюджета, бизнеса. И из промышленного города, что было предопределено исторически, сделать комфортное городское пространство. Челябинцы этого достойны! Наш город долгое время вообще был закрыт для въезда иностранных граждан. Помню, в нашем театре был замечательный спектакль «Бал Манекенов». Поставил его знаменитый европейский режиссер Ежи Яроцкий. А попал в Челябинск он очень необычно. Кто-то из его родственников получил травму и был направлен в институт Елизарова в Курган. Ежи поехал с ним, лечение было долгим. Он режиссер, и жить без работы не мог. Отдельным распоряжением правительства СССР Ежи разрешили постановку спектакля. А Курганский театр ему не приглянулся... Поэтому Яроцкий приехал в Челябинск и с труппой челябинской Драмы поставил такой замечательный спектакль, где блистали и Качурина, и Цапник, и Мезенцев, и Русинова. Представьте, какой в те времена это был глоток воздуха! Челябинск и сегодня остро нуждается в новой крови, новых идеях, чтобы к имиджу промышленной державы добавился образ города открытого, смелого. А для этого надо и нам быть смелыми и открытыми.