Срыв (снежных) покровов

Готовы ли челябинские дорожники к наступлению зимы и снегу

Андрей Ткаченко

На дворе все еще золотая осень, но зима близко. Скоро улицы и трассы покроются слоем снега и льда. Чтобы обезопасить движение в холодное время года, специалисты предложили революционную идею — электродороги. То есть покрытие с подогревом. Осуществима ли эта идея в Челябинске и готовы ли южноуральские дорожники к зиме?

Автомобилисты в большинстве своем очень не любят зиму. Тут тебе и дополнительные расходы на замену шин (тем, кто этого не делает, на дорогах вообще не место); и больший расход топлива на прогрев машины; и сама езда по криво почищенным улицам приносит мало удовольствия — да и вообще, чревата неприятностями.

Каждый год челябинцы неизменно жалуются и на снежные завалы, которыми забиты все обочины. Зимой каждое еженедельное совещание в Администрации Челябинска начинается с отчетов: сколько убрали снега, сколько техники и работников вышло на улицы, да только легче от этого не становится. Очередной снегопад — очередные завалы и пробки.

Вместе со снегом в жизнь приходят еще и вечные жалобы на реагенты, которыми засыпают улицы, дабы снизить аварийность. Все эти смеси соли и песка только портят обувь (и наносят непоправимый ущерб чувству прекрасного), к тому же снег толком не ликвидируют, а лишь превращают в малоприятного вида коричневую жижу.

Вот оно, печальное следствие грязи и реагентов

Борьба со снегом и льдом — это и борьба с печальной статистикой аварийности. Да, если судить по данным ГИБДД, летом ДТП происходят даже чаще. Однако, объективности ради, на статистику зимой все же влияют новогодние праздники, когда по трассам и улицам носятся меньше машин, да «сокращенный» февраль. И все же цифры удручающие. За три месяца прошлой зимы по области произошло 1 013 аварий, в которых пострадало 1 327 человек, 109 — погибли.

Возможное решение пришло, как говорится, откуда не ждали. Российский дорожный научно-исследовательский институт (проще говоря, РосдорНИИ) предложил идею, которая взбудоражила дорожников, экологов, синоптиков и, конечно, самих любителей покрутить руль.

Специалисты института заявили о радикальном способе бороться со снегом и оледенением на улицах и трассах: строить «теплые дороги», в толщину покрытия которых будет вмонтирован электропроводящий цементобетон (или ЭПБ). И не нужно бояться, что «шарахнет» в мокрую погоду — конечно, при таком покрытии предусмотрен защитный слой, также будет обеспечено заземление, отмечает РБК, ссылаясь на заверения исследователей РосдорНИИ.

Благодаря такому «наполнителю» снег и лед будут эффективно сходить с покрытия (образуя потопы). Потому что, увы, дорожные службы с метлами и тракторами порой попросту не справляются с вывозом образовавшихся куч. Да и зима у нас, как складывается ощущение, всегда наступает внезапно.

Новость тут же разлетелась по всем федеральным СМИ. Вот это действительно новое слово в дорогостроении. Пока мы, южноуральцы, мечтаем хотя бы о нормальных ливневках (чтобы во время дождей Челябинск не превращался внезапно в Венецию), где-то в столичных умах рождается идея, воплотить которую на практике можно только полной реконструкцией улиц и загородных трасс. На это в полной мере, естественно, никто не пойдет.

За прошлую зиму на дорогах Челябинской области произошло более 1 000 аварий

К обсуждению возможности воплотить столь амбициозные планы в реальность тут же подключились эксперты по всей стране. Вот и мы решили обратиться к нашим дорожникам, вопрошая: возможно ли? Вернее, к дорожникам как раз не нашим, но занимающимся челябинскими улицами в этом году.

«Да, мы про такое слышали. Такие дороги уже используются в Америке, Европе. Но у нас это экономически просто невыгодно. Чтобы создать такие дороги, надо вложить огромные деньги. А кто потом это будет обслуживать? Да, их можно построить, но если потом не вкладываться в содержание — это деньги на ветер, — прокомментировал „Челябинскому обзору“ заместитель гендиректора ООО „Нижавтодорстрой“ Александр Сидорук. — У нас в принципе нужно менять подход к содержанию улиц. Вот отчитываются дорожники: вывезли столько-то тонн снега или мусора. Зачем нам знать эти цифры? Главный критерий должен быть один — чисто или нет». С последним пунктом сложно не согласиться.

Так что пока чудо-электробетон — увы, утопическая идея. А что мы имеем в суровой действительности?

Все это зимой покроется льдом и снегом. Надолго ли?

На федеральных трассах Челябинской области к зиме уже готовы. Так уверяют представители АО «Уралавтодор», которое занимается содержанием федеральных, междугородних трасс в снежное время года. Дорожники отчитались о подготовке к зимнему периоду.

«До середины октября вся техника и производственные базы будут приведены в состояние 100 % готовности, — сообщили в пресс-службе компании. — Особое внимание уделено подготовке дорожных машин комбинированного использования, которые в зависимости от погодной ситуации будут оснащаться отвалами, плужками, щетками, бункерами и т. п.»

На федеральные трассы будет выходить порядка 140 единиц спецтехники. Все они будут обеспечены системой ГЛОНАСС, позволяющей вести многоуровневый контроль за снегоуборочными машинами. Для оперативного оповещения всех автомобилистов о проведении работ на трассах М-5 «Урал» и «Иртыш» (Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск) от границ Башкортостана до Казахстана дорожников обеспечат рациями.

На производственных базах «УралАвтодора» заканчиваются работы по заготовке реагентов, которыми будут посыпать дороги — так называемых химических, комбинированных и фракционных противогололедных материалов (ПГМ). «На данный момент запасы ПГМ составляют 80 % от потребности на зимний период, — сообщил заместитель директора по содержанию автодорог АО „УралАвтодор“ Дмитрий Чупахин. — Так, для обеспечения проезда автотранспорта по трассе М-5 „Урал“ закуплено около 9 тысяч тонн химических противогололедных реагентов и более 43 тысяч тонн — комбинированных противогололедных материалов, а для содержания трассы Р-254 „Иртыш“ порядка 5 и 20 тысяч тонн соответственно. Отметим, что все материалы проходят обязательный контроль качества на заявленный по ГОСТу».

На трассах дорожники готовы. А в городе?

Специалисты «УралАвтодора» готовят составы комбинированных ПГМ на собственном комплексе подготовки песчано-солевой смеси. Установка автоматически смешивает в заданной пропорции соль и песок. Комплекс является передвижным, но сейчас находится на базе в поселке Тимирязевский (Чебаркульский район). При необходимости его отправят в любой другой район.

В сложных погодных условиях на трассах региона будут использоваться сигнальные дорожные вехи — мобильные ограждения для обозначения места ремонта. Они яркие и заметные, даже в условиях плохой видимости. Их будут устанавливать в начале и в конце барьерных ограждений, а также на крутых поворотах и снегозаносимых участках.

А что в столице Южного Урала? В Управлении дорожного хозяйства администрации города «Челябинскому обзору» сообщили, что контракт на зимнее содержание дорог еще не отыгран. Более того, аукцион даже не запущен. На дворе, меж тем, середина октября... Придется оперировать имеющимися цифрами. В прошлом году содержанием челябинских улиц занимался АО «Южуралмост». В случаях особо сильного снегопада они выводили на дороги порядка 120 единиц техники. Но их хватало не всегда.

А на улицах работало порядка 120 единиц техники

Между тем, в горнозаводских районах области жители уже успели испытать прелести непредсказуемой погоды. А пока, судя по прогнозам «Яндекса», первый небольшой снег должен накрыть Челябинск уже в конце этой недели. Впрочем, пока это вряд ли будут большие снежные заносы. К настоящей же, суровой уральской зиме, надеемся, наши дороги (и дорожники) будут готовы. Пусть пока даже и без теплобетона.