Путь к новому Челябинску

Эксперты обсудили маркетинговую стратегию развития столицы Южного Урала

Андрей Ткаченко

Каким станет Челябинк через 20 лет? Останется крупным промышленным центром, откуда, увы, уходит молодежь? Или превратится в технополис — территорию с высоким научно-техническим потенциалом, куда будут стекаться высокопрофессиональные кадры? Обсудить маркетинговую стратегию развития города собрались общественники, политики, бизнесмены.

Мы все хотим видеть наш город процветающим. Но как это сделать в условиях конкуренции со стороны других городов, регионов? Обсудить, возможно ли перспективное и светлое будущее Челябинска, собрались более трех десятков экспертов — они поучаствовали в закрытом заседании по маркетинговой стратегии города. Это депутаты, главы районов Челябинска, представители администрации (в том числе замглавы города по социальному развитию Сергей Авдеев и замглавы по экономике и финансам Елена Мурзина), представители сферы медиа, образования и бизнес-сообщество. Они собираются за столами и готовятся внимать, более того — предлагать свой взгляд на эволюцию Челябинска.

Елена Мурзина, Владислав Макаров, Сергей Колесник

«Мы достаточно долго работаем по стратегии развития города, проводили форсайты, по итогам которых определили три этапа нашей стратегии. Первое — это программа „Город для жизни“. Вторая ступень — это „Технополис“ плюс город для молодежи. Третий этап — в перспективе до 2050 года — „Эко-город“. Это не столько означает экологический чистый город (хоть и это приветствуется), сколько то, что в городе будут развиваться технологии по экологической составляющей», — открывает заседание Елена Мурзина.

Она добавляет: разработчики маркетинговой стратегии в последние полгода проводили исследовательскую работу, включающую:

  • анкетирование;
  • глубинные интервью со стейкхолдерами города;
  • стратегические сессии;
  • опросы и другое.

Все это — чтобы сформировать долгосрочное видение развития Челябинска и сформулировать маркетинговую, рыночную стратегию. Простыми словами: какую нишу Челябинск должен занять среди других миллионников России.

Зал для заседаний полон

«Город федерального внимания — центр полицентричного мегалополиса с ярко выраженной специализацией инжинирингового, наукоемкого технополиса с основной диверсификацией в виде многоцелевого компетенционного центра». Так представляют разработчики стратегии Челябинск будущего. На самом деле, цели поставлены довольно прозрачные: Челябинск должен стать центром притяжения для молодежи, из которых можно будет подготовить высококвалифицированных специалистов — притом, готовых остаться в городе. Заказчиком составления этой стратегии в августе прошлого года по поручению горадминистрации выступило Агентство инвестиционного развития Челябинска.

На заседании шло оживленное обсуждение

С чего вообще назрела необходимость заниматься маркетинговой стратегией? Кому и зачем мы собираемся рекламировать Челябинск? Разработчики проекта — среди них приглашенный специалист из Москвы, директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин — отмечают: назрела конкуренция между городами. Челябинску это знакомо, как никакому другому городу — наш давний сосед Екатеринбург «вытягивает» из Челябинска ценные ресурсы, в том числе человеческие. Между крупными городами существует конкуренция в плане развития бизнеса, туризма, в привлечении молодежи; те, кто не сможет предложить что-то свое — становятся поставщиками кадров для более развитых городов.

«Почему именно маркетинговая стратегия? Социально-экономические стратегии страдают одним большим минусом — они оставляют ощущение, что мы находимся в вакууме. Словно мы что-то делаем, а вокруг нас никого. Но на деле получается, что огромное количество ресурсов и возможностей упирается в то, что города-конкуренты делают что-то, что нам мешает, или делают то же, что и мы, но быстрее. Мы пока еще не до конца понимаем, что находимся на рынке. Мы говорим, что нам нужны специалисты высокого уровня — и понимаем, что на самом деле эти специалисты едут в другой город», — отмечает Константин Гаранин.

Константин Гаранин

Во время заседания звучат предложения, как наш город должен позиционировать себя: например, Челябинск — как самый доступный миллионник России. В плане покупке недвижимости, возможности организации бизнеса. Другое мнение звучит из зала: «Мы — колония, а должны стать метрополией. Каким способом — не так важно».

Пожалуй, главная перспектива, обрисованная в ходе дискуссии — Челябинск может и должен стать глобальным миграционным центром. Мы находимся на границе с Казахстаном и являемся «вратами» в Азию. Так почему не использовать город как центр адаптации мигрантов, обучения и «кования» из них квалифицированных кадров, которые будут оставаться и работать на благо Челябинска?

На встрече собралось более 30 экспертов

«Движение вперед есть. Те люди, которые ведут этот процесс, те, которым мы платим деньги, чтобы они разработали эту стратегию, смогут двигаться вперед, только если мы сами будет продвигаться. Город действительно очень тяжело трансформируется. Если мы вспомним первую встречу, где были чиновники достаточно высокого уровня, то они вообще не понимали, зачем их собрали. Дело в том, что в 90-е не было таких консультантов, мы не умели так все вместе собираться, — делится впечатлением приглашенный эксперт Дмитрий Чудиновских. — Челябинск сейчас как младенец — мы учимся ходить. Без обучения мы останемся в трехлетнем возрасте. Нам нужно становиться „взрослее“, набирать компетенций».

Дмитрий Чудиновских (слева) и Дмитрий Довженко (справа)

«Мое личное мнение как одного из жителей: я вижу два варианта пути, — добавляет Дмитрий Чудиновских в ответ на то, каким он видит развитие города. — Допустим, мы откроем город для мигрантов, Челябинск снова быстро начнет расти. Но возникает мысль: если появятся мигранты — это люди с другой культурой, с другим языком, появится много людей с непривычным для нас укладом жизни. Горожане начнут этого опасаться. И нам надо быть к этому готовыми. Как-то этих людей ассимилировать, ставить определенные условия.

Другой путь — мы признаем, что мы город стабилизировавшийся. И эта стратегия мне тоже в каком-то смысле нравится. Мы строим комфортный город и закрываемся от прихода чуждых нам людей. И когда мы здесь вместе собираемся, мы ищем ответ на вопрос, какой путь выбрать».

Заседание длилось почти 3 часа

Эксперты приводят сравнение и с другими городами: к примеру, Казань, 10 лет назад начавшая позиционировать себя как третью столицу России. Но стоит ли Челябинску ориентироваться на другие регионы, или же искать свое собственное лицо?

Разработчики стратегии, прежде чем двигаться вперед, хотят добиться от стейкхолдеров Челябинска конкретных ответов. Что мы хотим получить? На что согласны? Кто нам нужен в городе будущего? Ответив на них, стратегия обретет конкретные очертания — и проекты, каким станет наш город через 20 лет. А пока узнать, как продвигается развитие стратегии, можно на сайте Агентства инвестиционного развития Челябинска.