Дмитрий Назаров:

«Культуру перестают финансировать по остаточному принципу»

Андрей Ткаченко

Начальник Управления культуры администрации Челябинска — о повышении заработной платы в отрасли, судьбе фестиваля CHELoВЕК Театра, ремонте в театрах и востребованности детских школ искусств.

— Дмитрий Владимирович, в ряде культурных учреждений Челябинска за последние полгода достаточно ощутимо выросли заработные платы. Выросли настолько, что люди не сразу поверили в такую радость, а поверив, начали оживленно рассказывать об этом родным и друзьям. Неужели свершилось, и культура перестала ассоциироваться с бедностью?

— Ну, это не за последние полгода свершилось. Может, просто до вас, до СМИ информация в таком объеме дошла только сейчас. Зарплаты в сфере культуры, в том числе в Челябинске, планомерно увеличивались в связи с майскими приказами президента 2012-го года. Владимир Путин тогда дал четкий указ: приравнять среднюю заработную плату работников учреждений культуры к средней по региону. В Челябинске волны повышений заработной платы пришлись на 2016-й и 2017-й годы, в 2018-м мы достигли этой планки. Это, конечно, большой результат. Нам приходилось, так скажем, в истории нашего города иметь достаточно низкие заработные платы в области культуры, что в свое время привело к оттоку молодых кадров. Отрасль держалась на ветеранах, которые на эту плаху положили всю свою жизнь. А сейчас мы живем в такой достаточно хороший период, когда люди получают зарплату, позволяющую нормально жить, освобождая ресурсы непосредственно для творчества.

— Где конкретно несколько лет назад были самые низкие зарплаты?

— В библиотеках. Там работал в основном так называемый «возрастной» персонал. Также были очень низкие заработки в детских школах искусств. В клубных формированиях. Было время, когда зарплата у актеров драмы, высшей категории, составляла семь тысяч рублей со всеми надбавками, и это было не так уж давно, лет семь назад. В общем, люди, скажем прямо, выживали. А когда наступил долгожданный 2012-й год и субъекты стали выполнять указы президента, жизнь начала меняться. Мы принялись четко контролировать выплату заработной платы, чтобы каждый человек получал гарантированный уровень. И вскоре увидели: в сферу стали приходить молодые специалисты, сразу после вузов. И появилась сцепка поколений, корифеи стали передавать опыт начинающим. А это основа деятельности любого крепкого профессионального коллектива. Сейчас можно с уверенностью заявить, что в определенных коллективах количество молодых и возрастных специалистов стало фифти-фифти. Более того, мы видим, что обратно стали возвращаться люди, которые поработали в других сферах, но поняли, что, во-первых, культура — дело их жизни, во-вторых, за это дело теперь можно получать достойную зарплату. Слава богу, на нас обратили внимание и культуру перестают финансировать по остаточному принципу.

— Наверняка увеличение заработной платы проходило на фоне какой-то кадровой оптимизации?

— Безусловно. Но эта оптимизация была разумной. Потому что основной персонал — работники культуры, творческие и педагогические единицы — не пострадали. Мы оптимизировали лишь руководящий состав и бухгалтерскую службу. Менеджмент, административно-управленческий персонал. И в этом нет ничего страшного, потому что один эффективный менеджер может управлять одновременно двумя-тремя учреждениями, которые находятся в одном районе. Он понимает идентичные проблемы хозяйственного плана, он может формировать доходы и расходы, заниматься этими вопросами, не увеличивая штатное расписание.

«Мы видим, что обратно стали возвращаться люди, которые поработали в других сферах, но поняли, что, во-первых, культура — дело их жизни, во-вторых, за это дело теперь можно получать достойную зарплату»

— Из каких источников сейчас складывается заработная плата работников культуры?

— Бюджет города Челябинска. И внебюджетная деятельность учреждений.

— То есть то, что они сами зарабатывают?

— Да, именно. Эти деньги тоже являются дополнительным источником средств на зарплаты. В каких-то учреждениях это около 50% всего внебюджета.

— На что еще они направляются?

— На обустройство помещений. Здесь речь идет о создании современных условий, в которых происходит создание и оказание наших услуг. Жители нашего города приходят в театр, дворец культуры, библиотеку и говорят: «Мы здесь хотим определенного комфорта». Новой литературы, теплого зала, мягких кресел, профессионального светового оборудования и т. д. Туалет, гардероб — все это очень важно, нет мелочей.

Пока у нас из муниципальных театров только «Манекен» имеет все обозначенные удобства, Новый художественный театр сейчас активно ведет подготовку к ремонту. Кроме того, Управление культуры в настоящий момент ведет огромную работу: готовим переезд нашего знаменитого театра современного танца Ольги Пона в новое здание, нынешний ДК ЧЗМК, который не так давно стал муниципальной собственностью (сейчас репетиции театра проходят в спортзале дворца культуры глухих — прим. редакции). Коллектив получит новый комфортный дом, который будут наполнять своим творчеством. Естественно, запланирован там и ремонт помещений.

— Каков сегодня спрос на образовательные услуги в детских школах искусств, в клубах?

— Большой. Изобразительное искусство, хореография, игра на музыкальных инструментах от гитары до флейты — на все дисциплины большой конкурс, до пяти человек на место. Потому что эта услуга стала востребованной жителями нашего города. Вернее, родители стали понимать, что искусство во всех видах необходимо для гармоничного воспитания ребенка. Вместе с тем, в школах работают настоящие профессионалы своего дела, так скажем, носители культурных ценностей и традиций. А также школы организовывают различные конкурсы и фестивали с участием учеников и преподавателей. И такая активность очень нравится всем участникам этого процесса. Касательно клубных формирований: огромным спросом пользуются кружки по прикладному творчеству, домашнего рукоделия; любительские объединения по интересам собирают в основном ветеранов — для мужчин это шахматы, шашки, домино, для женщин — вокальные ансамбли, вязание. Регулярно в клубах проводят вечера танца, песни. Мы стараемся создать им условия.

«Зарплаты, ремонт и оснащение новым оборудованием наших подведомственных учреждений — вот направления работы на ближайшее время»

— Сколько сейчас в ведении Управления культуры детских школ искусств?

— 14 детских школ, одна из них художественная — та, что расположена на Свердловском проспекте.

— Есть потребность увеличивать их количество?

— Конечно, потому что и социальный запрос огромный, и образование бесплатное.

— Совсем бесплатное? Или все же нужно делать какие-то взносы?

— Действующим законодательством предусматриваются добровольные пожертвования, которые могут выплачивать родители. Потому что мы не можем профинансировать все статьи расходов. Базовые — да: содержание, заработная плата. Но когда встает вопрос закупа какого-то инвентаря, и в бюджете не хватает возможностей, то родительский комитет принимает соответствующее решение, на что направить эти добровольные пожертвования. Но, повторюсь, основные расходы несет бюджет. Например, сейчас действует областная программа по обновлению музыкальных инструментов. Это очень недешево, но необходимо, потому что современное техническое оснащение дает педагогическому процессу новый глоток воздуха. Зарплаты, ремонт и оснащение новым оборудованием наших подведомственных учреждений — вот направления работы на ближайшее время. Условия, в которых ведут свою деятельность коллективы, должны быть современными, это самым прямым образом влияет на имидж учреждений культуры.

— Вот, кстати, про имидж. Новый художественный театр не так давно оказался близок к не слишком хорошей истории — уголовному делу в отношении руководителя аппарата Челябинской городской Думы Юрия Чанова (по версии следствия, Чанов получил взятку от уже бывшего директора НХТ Виталия Богверадзе за содействие в финансировании фестиваля CHELoВЕК Театра — прим. редакции). Как вы считаете, не будет ли дело Чанова своеобразным репутационным ударом по фестивалю и театру?

— А это все от вас зависит.

— Вы имеете ввиду — от СМИ?

— Конечно. Очень многое зависит от того, как это все подать в информационном поле... Понимаете, фестиваль CHELoВЕК Театра давно вышел за рамки города и стал интересным для всех деятелей театрального искусства, которые наблюдают за фестивальным движением. Он внесен на театральную карту страны. Наша цель, несмотря на все обстоятельства, развивать CHELoВЕК Театра и приглашать новых участников. Мы к этому очень долго шли. За шесть лет было свыше сотни участников. Фестиваль имеет стабильный состав критиков — это те мастера, которых нужно слушать. К нам, например, носитель школы Станиславского из Штатов приезжал на него! И восторгался. (эмоционально) Это праздник настоящего репертуарного театра! Не антреприза средней руки какая-то, простите. Так что потерять CHELoВЕК Театра нам никак нельзя. Да, произошла неприятная ситуация, бесспорно. Но жизнь фестиваля не заканчивается. Мы сейчас продолжаем собирать заявки на участие уже в следующем, седьмом, который запланирован на март 2019-го года. Конкурс завершается в ноябре, а в декабре мы сформируем афишу CHELoВЕК Театра-2019.

— В самом здании НХТ сейчас идет ремонт. На какой он стадии?

— Он продолжается. Одна из первоочередных задач — привести в порядок систему вентиляции и дымоудаления. Вторым этапом — входную группу, запускать зрителя со стороны главного входа с проспекта Ленина. В следующем году надеемся отремонтировать вестибюль и гардероб. Чтобы зритель чувствовал комфорт, повторюсь. Сейчас обсуждаем возможность перехода на сборные и раздвижные зрительские ряды. Уникальность площадки НХТ в том, что не всегда используется стационарный зал. Зрителя можно рассаживать с разных сторон обзора к действу, сценические пространства могут находиться в разных частях. Поэтому мы наводим контакты с изготовителями таких «нестационарных» конструкций.

— Антон Токарев — хороший директор (был назначен после скандального ухода Виталия Богверадзе — прим. редакции) ?

— Он специалист хороший. Несколько лет проработал в министерстве культуры, курировал направление театра. Эту внутреннюю жизнь он знает хорошо и теперь применяет эти знания на практике. Его поддерживает коллектив, получивший, помимо Евгения Гельфонда (худрук НХТ — прим. редакции), еще и второго вожака. Который нацелен на развитие театра. Антон Николаевич зарекомендовал себя как очень надежный в этом смысле человек.

«Уже заслуживают дамы нашего города того, чтобы приходить на спектакли в платьях и на каблуках, видеть соответствующий интерьер»

— Серьезного ремонта, помимо НХТ, также требуют театр Драмы и оперный.

— Эти театры находятся в ведении министерства культуры. Это два наших флагмана. Один представляет «элитарное» искусство — оперу и балет, другой — драматическое, но опять же само здание — это исторический для города объект. И, конечно, уже заслуживают дамы нашего города того, чтобы приходить на спектакли в платьях и на каблуках, видеть соответствующий интерьер. Дай бог, чтобы все планы реализовались. Насколько мне известно, работа уже организована, ведутся проектные изыскания, согласование в госэкспертизе и т. д. Наши театры должны быть на уровне театров столичных городов, других миллионников. Не забываем при этом, конечно, что на сцене надо показывать увлекательное культурное действие, которое будет привлекать зрителя (улыбается).

— Может ли в Челябинске прижиться контрактная система работы с приглашенными артистами, которая успешно функционирует в некоторых городах?

— Понимаете, в наших театрах труппы, скажем так, очень гармоничные. Все-таки главный человек там — худрук, тот, кто организует постановочный процесс; а артисты, художники, работники цехов — идейные люди, которые за него держатся. И творческая жизнь при таком раскладе — очень насыщенная. И она и должна быть такой, потому что если ее из театра убрать, это будет не театр, а какое-то другое досуговое учреждение.

— В Челябинске, помимо профессиональных театров, немалое количество более камерных коллективов, новых молодых трупп. Они предлагают публике очень интересные эксперименты. Могут ли на уровне города на их основе возникнуть новые учреждения?

— Ну, а почему нет? В тот же НХТ в середине нулевых годов пришел учитель с учениками. Все были молодые, дерзкие, у всех было желание заниматься творчеством. Такие коллективы могут и должны появляться. Понятно, что мы не можем сразу обеспечить им новые здания, с прекрасной сценой и аппаратурой. Это требует времени. Ну, возьмите тот же театр «Манекен» или театр современного танца. Ну с чего они начинали, с подвального помещения? Однозначно — да, должны появляться молодые идейные коллективы. Наша задача — создать им условия. Это один из самых главных запросов жителей нашего города.