Чувства на продажу

День Святого Валентина: укрепляет чувства или опустошает бюджет?

Андрей Ткаченко

День всех влюбленных, ворвавшийся в российскую культуру почти 30 лет назад, крепко завоевал наши сердца. Раньше мы смотрели романтические комедии и мечтали, чтобы и у нас появился такой праздник. Маркетологи мгновенно уловили этот тренд, и теперь День Святого Валентина стал в России едва ли не красным днем календаря.

Вы замечали, что многие начинают думать о том, как проведут День всех влюбленных уже чуть ли не с начала февраля? Объявления транслируются на большинстве радиостанций, торговые точки запасаются розовыми мишками, а электронная почта разрывается от потока «выгодных предложений». В итоге праздника еще нет, а мы уже вовсю строим планы. Вот только если раньше 14 февраля можно было ограничиться простой открыткой в виде сердечка, то теперь влюбленным нужно искать нечто особенное, чтобы произвести впечатление на свою вторую половину. Челябинцам предлагают провести романтический вечер на колесе обозрения, снять номер с панорамными окнами и даже — арендовать «трамвай любви», который прокатит парочку по неочищенным улочкам промышленного Челябинска. В какой момент общество стало так зависеть от этого праздника?

«В наше время происходит пресыщение всего и всем, — считает Анастасия Любавина, специалист отдела маркетинга страховой компании. — Раньше для нас многое было в новинку, даже поездка на базу отдыха становилась чем-то необычным. Сейчас, когда людям предлагают самые немыслимые виды товаров и услуг, народ уже не знает, чем еще можно удивить своего партнера. Нужно выделиться из толпы, сделать подарок лучше и необычнее остальных. Но это — самое настоящее позерство».

Для кого-то такие мишки станут отличным способом выразить свои чувства... Или — выпендриться

Для позерства отлично помогают социальные сети. В Instagram «идеальная» жизнь так и царит. Там малыши ложатся спать в девять часов вечера, а многодетная мать успевает заниматься спортом, готовить кулинарные изыски и вязать всей семье шерстяные носочки.

«Но если вы скажете: „Отпразднуйте этот день со своей половинкой, только не выкладывайте фотографии в Instagram“, почти 90% передумают идти в дорогой ресторан и покупать 101 розу»", — смеется Анастасия Любавина и вспоминает, что подобные шутки появились, когда в середине января вся лента была завалена фотографиями из крещенских купелей Челябинска.

Пик человеческого потребления наступает в период кризиса

В Публичной библиотеке 14 февраля пройдет квест всех влюбленных, но очереди скапливаются не там, а в торговых комплексах. Тысячи горожан мечутся от отдела к отделу с единственным желанием: скупать!

«На низших человеческих потребностях легче манипулировать, ведь наше общество не любит говорить о прекрасных и возвышенных чувствах. Людям навязывают желание делать что-то не как у других, вызывать зависть. Поэтому нет ничего удивительного, что к 14 февраля будут забронированы лучшие рестораны и отели нашего города. Кроме того, вспомните, какие образы используются в рекламе: влюбленные парочки, семьи с подарками в руках. Это — массовая манипуляция, с помощью которой маркетологи пытаются продать людям определенные товары», — считает Анастасия.

В кредитном рейтинге Челябинская область входит в десятку по стране. Только наличных жители региона задолжали банкам (по данным на конец октября прошлого года) 67 миллиардов рублей. И это еще без учета ипотеки, автокредитов. Цифры кричат о том, что не помешает затянуть пояса. Но 14 февраля разум отходит на второй план.

В преддверии праздника все цветочные магазины завалены подобными сувенирами

— Несмотря на то, что уровень нашей жизни падает, люди пытаются уйти от реальности, балуя себя приятными мелочами. Человек может экономить на чем-то жизненно важном, но при этом создает себе материальные источники радости.

И почему именно мужчины дарят женщинам цветы, а не наоборот?

При этом, по мнению эксперта, праздник больше рассчитан на «юные отношения», когда для партнеров важно показать себя с лучшей стороны.

«В браке или серьезных отношениях играть на публику просто бессмысленно. На самом деле немало людей стараются жить в гармонии с собой и партнером, не навязывая обязательство отмечать 14 февраля. День Святого Валентина рассчитан на неуверенных в себе людей. Это праздник для тех, кто не определился в своих чувствах. Однако если человек сформировался как личность, он не поведется на рекламу, какой бы навязчивой и агрессивной она ни была».

Здесь, наверное, стоит вспомнить поговорку «счастье любит тишину». Поэтому, уверена Анастасия, самые гармоничные пары проведут этот день в спокойствии, наедине друг с другом. А если благоверный вдруг нарисовался на пороге с охапкой роз и новым смартфоном, вполне возможно, над ним «поработали» маркетологи. А что делать? Профессия у них такая.