Безопасный полет

Челябинская компания стала поставщиком оборудования для аэропортов по всему миру

Андрей Ткаченко

Боливия, Куба, Армения, Узбекистан. А еще — Домодедово, аэропорты Кургана, Ульяновска. В эти города и страны челябинский завод поставляет оборудование для безопасной посадки самолетов. А еще в этом году компания выиграла крупнейший тендер на поставку 34 комплектов оборудования для воздушных гаваней Индии, опередив конкурентов со всего мира. «Челябинский обзор» побывал на предприятии.

— Сейчас я проверяю плату, — рассказывает работник компании РТС Наталья Андросова. Женщина показывает свой рабочий стол — на нем большая зеленая пластина с чипами, рядом — огромное увеличительное стекло.

Монтажница радиоэлектронной аппаратуры Наталья Андросова

— Это лишь одна из многих плат. После того, как автомат их собрал, человек должен просмотреть ее, найти замыкания, поставить дополнительные детали, провода. Эти платы пойдут дальше, на регулировку, сборку; они обрастают корпусами, радиаторами. Потом они вставляются в специальный шкаф. А дальше это все уже устанавливается на взлетно-посадочной полосе, — добавляет сотрудница.

Такие платы в дальнейшем будут использоваться на аэродромах

Челябинское объединение «Радиотехнические системы» (РТС) выиграло международный конкурс на поставку 34 комплектов системы посадки ILS 734 для аэропортов Индии. Причем по результатам тендера небольшое южноуральское предприятие обошло конкурентов из разных стран — например, Норвегии и Канады.

Теперь челябинцы займутся оснащением в общей сложности 24 воздушных гаваней в Дели, Мумбаи, Бенгалуру и других крупных городах. Сумма контракта — почти 900 млн рублей.

Компания поставит для Индии 34 комплекта оборудования

В честь этого компания приоткрыла свои двери — и решила показать свой производственный процесс. В помещениях много интересного и непонятного оборудования. Схемы, платы, какие-то увеличительные приборы, экраны и даже робот-автомат. Но если попытаться рассказать простыми словами...

Системы ILS — комплекс оборудования, благодаря которому самолеты приземляются на взлетно-посадочную полосу. Снаружи это выглядит как небольшая красно-белая будка, плюс ряд антенн такой же расцветки — вы наверняка видели подобные системы в аэропортах. Такое оборудование подает борту радиосигналы, благодаря которым он ориентируется и заходит на посадку.

Так схематически представлена работа системы ILS

Компания работает в Челябинске уже более 12 лет. Поставляет системы как на внутренний, отечественный рынок, так и в страны СНГ и дальнего зарубежья. Но чтобы выполнить контракт для Индии, пришлось дорабатывать свою продукцию. Ведь у каждой страны — свои требования к оборудованию, обеспечивающему безопасность полетов (и это не считая международных правил).

— В Челябинске традиционно очень сильная инженерная школа именно в области разработки систем навигации и посадки. И базируясь на этом опыте и оглядываясь на международную практику, мы стали разрабатывать собственное оборудование, — рассказывает главный конструктор Андрей Михайлов. — Но чтобы соответствовать правилам индийской стороны, нам пришлось оборудование доработать. В частности, там были особые требования по автономной работе системы. Поскольку в Индии часто пропадает электропитание, нам пришлось увеличить время автономной работы системы.

Главный конструктор РТС Андрей Михайлов

Первая партия уже готова к отправке в Индию. А производство и отгрузка всей продукции по условиям контракта продлится по сентябрь 2023 года.

— Мы прошли полный цикл приемочных испытаний с участием индийской стороны. Оборудование соответствует всем заявленным характеристикам, сейчас идет оформление таможенных документов, погрузки и так далее. Это самый крупный заказ не только для нас, но и во всем мире. Это единственный заказ сразу на 34 системы, — добавляет конструктор.

Производство первой партии ILS для Индии уже завершено

Оборудование челябинской компании уже используется в аэропортах Домодедово, Кургана, Ульяновска-Восточного, Йошкар-Олы, Магаса, Тобольска. За рубежом — это Армения, Узбекистан (сразу четыре аэродрома), Боливия, Куба.

— Мы довольно давно и планомерно шли к этому. Когда мы создавали оборудование, сразу ориентировались на мировых конкурентов, — комментирует генеральный директор РТС Александр Долматов. — И еще: данный тендер был объявлен до пандемии, потом приостановлен. И все это время мы совершенствовали свои изделия, чтобы выиграть.

Генеральный директор РТС Александр Долматов

По словам гендиректора, компания готова и дальше увеличивать объемы производства и поставлять свои системы по всему миру.

— Мы сейчас отслеживаем все тендеры, которые идут в мире. Оборудование у нас довольно компактное, так что масштабировать производство и увеличить мощности при необходимости можно довольно-таки в короткие сроки, — добавляет Александр Долматов.

До конца года заказчику планируется отправить первые семь комплектов ILS 734. Так что челябинская разработка сможет обеспечить безопасные приземления в одном из самых загруженных аэропортов мира — в столице Индии Дели.

Поставка всех систем произойдет до сентября 2023 года