«Мы, оглядываясь, видим лишь руины…»

«Челябинский обзор» рисует карту медийной активности спортивных организаций города в прошлом сезоне

Самый главный вопрос для всего профессионального спорта — сколько зрителей он собирает на матчах/соревнованиях, сколько людей вовлечены в обсуждение новостей о той или иной организации. Именно эти данные определяют, собственно, зачем существуют тот или иной клуб, та или иная федерация. Очевидно, что количество зрителей (шире — потребителей спорта, как продукта) напрямую зависит от маркетинговой и PR работы клубов/организаций. Увы, в Челябинске в этой теме все — за редким исключением — достаточно плохо.

В то время как «Трактор» запускает новую версию официального сайта, у «Славянки» из всех медиаплощадок в интернете есть только группа во ВКонтакте, в разделе «руководство» на сайте «Автодора-Метара» до сих пор можно найти Евгения Гальперина, уволившегося из клуба почти два года назад, а пресс-секретарь футбольного «Челябинска» пропускает начало сезона своего клуба по уважительной причине — он в отпуске.

Наше исследование не включает в себя такие мероприятия, как чемпионаты мира по дзюдо или тхэквондо, — их PR-обеспечением занимаются на самом высоком уровне в правительстве региона и администрации губернатора области. Остальные данные позволяют сделать однозначный и неутешительный вывод — командные виды спорта и профессиональный спорт в целом в городе все глубже погружаются в кризис.

ТОП-2

БК «Динамо»

Лучший спортивный проект года в медийном плане (с небольшими оговорками — http://www.youtube.com/watch?v=t3uNFgsGkB4&feature=youtu.be). Клуб ворвался в информационное пространство Челябинска лихим метеоритом и сделал вещи, о которых в городе до этого только догадывались. Во многом потому, что курировало всю эту работу управление спецпроектами администрации губернатора.

Для начала «Динамо» придумало отличный слоган «Победная стая», в котором обыгрывалось происхождение талисмана клуба — служебной овчарки. Кроме этого, был запущен достаточно простой, но удобный официальный сайт с неслучайным доменным именем http://chelbasket.ru/ — так «Динамо» вышло в своей работе за привычные клубные рамки, попытавшись создать в Челябинске и даже области общую территорию баскетбола, в которой было бы комфортно не только профессионалам, но и любителям. Откровенно говоря, им это удалось (за редким исключением). Клуб использовал множество известных современных методов игры в PR-поле. И не только заполнил на матчах небольшую арену, но и привлек к себе внимание всего города, даже тех, кто на баскетбол не ходит.

Баннеры «Динамо» заполнили интернет, PR-служба клуба раскрасила шар звездной лаборатории на Алом поле под баскетбольный мяч, постоянно генерировала интервью с игроками, тренерами и руководством. Клуб регулярно проводил социальные акции, в декабре в Челябинск для проведения мастер-класса был приглашен известный тренер Евгений Гомельский, на ОТВ была запущена бодрая программа «Челбаскет», ролик «Баскетболисты прикололись в торговом центре» собрал за три месяца 143 226 просмотров, а несколько вирусных — привлекли внимание федерального канала «Россия 2». Клуб активно использовал все основные соцсети, при этом еще и играл на платформах ведущих спортивных сайтов, где есть возможность продвигать продукт с помощью частных блогов.

И что самое главное — клуб пытался зарабатывать на своем продукте. Билеты на матчи были платными, на сайте функционирует небольшой интернет-магазин.

Вокруг «Динамо» постоянно было много информации, востребованной и оригинальной. Однажды в интернет-магазине на продажу был выставлен... центровой команды Андрей Малышев. Его в шутку предлагали купить за 3 000 000 рублей: «Номер 8 команды, неприхотливый, данчит с разворотом на 360. Поверхность гладкая, блестящая, не бит, не крашен. Пригнан из Казахстана, растаможен».

Да, у клуба была серьезная поддержка в правительстве области, отличные финансовые партнеры — «Фортум» и «Ариант». Все это, конечно, намекает на качественную работу, но, однако, совсем ее не гарантирует. И тем не менее, «Динамо» провел сезон в медийном плане блестяще.

Что будет дальше? Несмотря на известную историю с главным идеологом баскетбола в регионе Николаем Сандаковым, которая, по известной российской традиции, могла бы сразу закончить хорошие начинания, летом клуб сделал шаг вперед — заявился в суперлигу Б, и по обещаниям руководства продолжит активную работу на медиаполе с болельщиками. Возможно, главной для проекта в период кризиса будет задача просто продержаться на взятой высоте. А когда кризис закончится (если закончится) — продолжать лоббировать тему строительство дворца игровых видов спорта, которой, кажется, уже столько же, сколько истории с метро. Именно вместительный дворец позволит клубу сделать следующий шаг в развитии.

«Трактор»

Главный спортивный проект города в прошлом сезоне выглядел в обсуждаемой теме достаточно традиционно. «Трактор» использовал привычные методы работы, занимался социальными акциями, с помощью известной питерской фирмы получил новый визуальный образ, который воплотился, например, в мозаичного медведя на фасаде арене и забрендированный общественный транспорт. В общем, в городе черно-белого хоккея было много. Что неудивительно — в Челябинске «Трактор» монополист, бороться за болельщиков с другими клубами, другим спортом ему не нужно.

Но были и проблемы, в кризисные моменты сезона — при смене главного тренера, а также осенью, когда посещаемость домашних матчей упала ниже критической отметки в 5000 зрителей. Именно поэтому «Трактор» занимает в нашем рейтинге только второе место. И вообще, кажется, что в медийной работе клубу не хватает системности. Обладая практически неограниченными административными и репутационными ресурсами, внушительным штатом сотрудников в соответствующих отделах, «Трактор» мог бы выглядеть на медиаполе во много раз эффективнее и эффектнее.

Всё остальное

А вот дальше — настоящий провал. И у этого провала несколько причин. Главная — отсутствие в клубах/организациях денег на PR-сотрудников, и, похоже, отсутствие даже желания эти деньги зарабатывать, в том числе с помощью болельщиков. Как следствие — отсутствие хоть какой-нибудь внятной PR-работы и понимания принципов игры на медиаполе. Клубы/организации не хотят тратить деньги на активных и инициативных медийных сотрудников, а кое-где вообще не понимают, зачем это нужно. Достаточно сказать, что пресс-атташе волейбольного «Автодора-Метара» и футбольного «Челябинска» — один и тот же человек (!), который к тому же совмещает работу в клубах с основной — в газете.

Еще одна важная проблема — кризис кадров. В Челябинске достаточно много спортивных журналистов, но людей, знающих, что такое спортивный PR и спортивный маркетинг, катастрофически не хватает. Есть энтузиасты вроде Анны Белкиной или Валерия Китченко http://sportvk.ru/ + http://www.cheljudo.ru/, и их работа по продвижению единоборств выглядит интересно, но это — капля в море.

ФК «Челябинск»

Если вы обыкновенный горожанин и что-нибудь слышали или знаете о профессиональном футбольном клубе «Челябинск», напишите нам. Мы интересуемся футболом, но о локальной команде не знаем практически ничего. За исключением того, что руководство клуба разогнало всех активных фанатов, а новых не привлекает. Для кого и зачем играет «Челябинск» — огромная неразрешимая загадка. Клуб не производит вообще никакой медийной работы, даже социальной, на которую не нужно денег вообще. Официальный сайт состоит из превью к матчам и отчетов о матчах. И прямо сейчас — пресс-атташе команды в отпуске до августа, хотя команда тренируется и 20 июля уже сыграла свой первый официальный матч. Из всех соцсетей у клуба — болельщицкая группа «ВКонтакте», правда, с хорошей активностью. Но об Facebook, Youtube и Instagram — не слышали.

Недавно «Челябинск» запустил новый сайт, но он откровенно слаб. Вся работа клуба на медиаполе — настоящие 90-е в плане понимания важности PR, необходимости работать над своим имиджем, над продвижением. И все объясняется просто — зарплата человека, занимающегося продвижением, составляет от 6000 до 10000 рублей в месяц.

«Славянка»

Клуб из третьего в иерархии дивизиона. О медийной работе говорит только один факт — у организации нет официального сайта. В группе «ВКонтакте», которую с переменным успехом ведут сами баскетболистки, — чуть больше ста подписчиков. Никаких изменений в ближайшем будущем на этом фронте не произойдет. В декабре прошлого года умер главный идеолог женского баскетбола в Челябинске Юрий Перминов. После этого его жена встречалась с Николаем Сандаковым и обсуждала тему вхождения «Славянки» в структуру мужского «Динамо». Увы, с вице-губернатором приключилась неприятная история, и теперь вообще будущее клуба под большим вопросом. Впрочем при таких раскладах и требовать что-то от женщины, пытающейся в одиночку тянуть целый вид спорта, вряд ли разумно.

«Локомотив»

Еще один некогда известный, но в настоящем — почти забытый проект. Присутствия гандбола в городе не ощущается совсем. Конечно, есть известные проблемы, мешающие развитию и продвижению, одна из которых (полностью устаревший домашний стадион) решится только в том случае, если в Челябинске будет построен дворец игровых видов. Впрочем, вероятность этого события почти фантастическая. Медийную активность клуб генерирует на достаточно странном официальном сайте, из которого нельзя понять идет чемпионат или нет (в турнирной таблице у команд по пять матчей), и на котором ничего нет в разделе «видео».

Впрочем, были в работе «Локомотива» и положительные моменты: 9 мая игроки возложили цветы к монументу скорбящих матерей, чуть позже на матче клуба побывал Федор Емельяненко, в июне был проведен турнир по мини-гандболу для детей и прошел пятидневный семинар известного гандбольного специалиста Сергея Буданова. Вопрос лишь в том, дошли ли эти интересные новости до потенциальных болельщиков «Локомотива»? Особенно в свете того, что клуб крайне слабо играет на площадках социальных сетей.

«Автодор-Мтерар»

Потенциально очень интересный и зрелищный спорт — женский волейбол — находится в Челябинске в упадке. В том числе в интересующем нас аспекте. Никакой медийной работы «АМ» не ведет, аккаунтов в социальных сетях почти не имеет, официальный сайт выглядит памятником прошлому веку.

«Торпедо»

Еще один клуб, играющий в минорной лиге. Удивительно, но «Торпедо» даже имеет в штате PR-менеджера. Однако это не очень меняет ситуацию. Локальные успехи остаются замеченными слишком маленьким количеством людей, впрочем, на домашние матчи в скромный зальчик на Копейском шоссе зрители все-таки ходят. Клуб ведет по провинциальному размеренную неяркую работу в медийном пространстве, в основном используя для этого местные СМИ и собственный официальный сайт. Он, кстати, выглядит достаточно интересно, но заполнен процентов на 25.

МФК «Южный Урал»

И еще один потенциально привлекательный для зрителей проект — мини-футбол, однако данный клуб не ведет на медийном рынке Челябинска практически никакой работы, спокойно играя сам для себя в третьем по значимости дивизионе.

Комментарии