«Без мозгов танцевать нельзя»

Вероника Болтвина-Бутузова — о жертвах ради танца, борьбе и выборе

«Челябинский обзор» побывал в гостях у Вероники Болтвиной-Бутузовой — руководителя муниципальной детско-юношеской школы по танцевальному спорту «Вероника». Она рассказала о готовящемся чемпионате мира, судейской работе и вдохновляющей работе тренера.

В общей сложности детей в «Веронике» — 500 человек. 13 тренеров в штате и 13 за штатом.
Андрей Ткаченко

О чемпионате мира

Подводя итоги уходящего года, нельзя не отметить одно событие. Которое, впрочем, еще лишь должно случиться. Челябинск в 2018-м году впервые примет Чемпионат мира по танцевальному спорту. Этого наш регион добивался не один год, и после того, как в столице Южного Урала прошел очередной Кубок губернатора Челябинской области международного уровня — своеобразная «репетиция», по масштабу мало чем уступающая крупнейшим международным стартам — право на проведение первенства мы все-таки получили. В оргкомитет предстоящего мирового чемпионата входит и Вероника Болтвина-Бутузова.

— На каком этапе подготовка к турниру?

— Буквально во вторник раз восемь прошли пешком все локации в ледовой арене «Трактор» (смеется). Осмотрели все трибуны, коридоры, входы-выходы. Мы ожидаем очень большое количество участников: младшие участники массового спорта, всероссийские соревнования в четыре этапа, четыре группы соревнований международного рейтинга, WDSF, чемпионат мира, кубок мира.

Идет работа с логистикой: нужно обеспечить разминочные зоны, зоны питания, раздевалки, зоны отдыха, судейские зоны, лаунж-зоны, допинг-контроль, партнерские зоны, зоны регистрации и контрольно-счетной бригады. Мы как принимающая сторона обязаны разместить, накормить, принять всех гостей.

Параллельно идет работа по продвижению в соцсетях. Нужна хорошая четкая реклама, которая должна быть двухсторонней: направленной как на продвижение нашего региона, то есть внутри России, так и реклама на международной арене.

— Регламент турнира, наверное, большой?

— Регламент проведения чемпионата точно прописан международной организацией и все правила должны быть соблюдены. Нужно понимать всё: техническое оснащение компьютеров, звучание музыки, расположение стоек для судей, флагов, зоны съемочной группы, рекламных площадей. Все вплоть до метра должно быть просчитано. На днях в Польше я судила чемпионат Гран-при профессионалов. Как организатор будущего чемпионата мира я должна отсматривать такого рода турниры. А 9 декабря делегацией мы полетим на чемпионат мира в Вену, чтобы отследить организационно-процедурные вопросы.

— Вы перечисляете задачи и складывается впечатление, что оргкомитет предстоящего первенства — это целая армия.

— Нас немного: человек 10–15. От каждого идет своя цепочка: волонтеры, охрана, билетная программа, размещение, логистика, призовой фонд и так далее. Все направления разрабатываются практически одновременно, работа ведется комплексная. Знаете, у вице-губернатора Вадима Евдокимова очень хорошая команда, опыт проведения международных соревнований у них большой.

О судействе на турнирах

— Вы только что вернулись из Польши. Там ведь чемпионат Европы проходил?

— Да, в Варшаве. Турнир выиграла наша российская пара. Боролись с Молдовой, но в упорной борьбе — с разницей 0,6 балла — смогли победить.

Наши спортсмены — Семен Ежов и Марианна Бутузова — танцевали международный турнир World Open, турнир мировой классификации среди молодежи (16-18 лет). Стали бронзовыми призерами, а в турнире «Восходящие звезды» взяли «серебро». Другой танцевальный дуэт, финалисты первенства России — 10-летние брат и сестра Арсений и Полина Жильцовы — также стали бронзовыми призерами. Эта наша пара — пятая в российском рейтинге (всего в стране 900 пар). Приятно, что в финале вместе с ними танцевали чемпионы Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши и других стран.

— Часто летаете судить соревнования?

— Да. Все турниры, как правило, проходят в выходные дни: сбор в субботу утром, окончание турнира в воскресенье вечером. В эти выходные мы были в Польше, в прошлые — танцевали в Санкт-Петербурге на международном турнире, в следующие я буду главным судьей на первенстве в Челябинске, а еще через выходные улетим в Москву. Все выходные расписаны.

Каждые два года я сдаю экзамен для подтверждения международной лицензии на английском языке, и каждые четыре года проходит аттестация судей всероссийской категории. Правила дополняются, изменяются, их необходимо знать. Сейчас, например, к танцевальному спорту присоединили брейк-данс, акробатический рок-н-ролл, хип-хоп, сальсу. Это самые массовые танцевальные направления в мире. Брейк-данс ввели в молодежные Олимпийские игры.

 

Вероника Борисовна с дочерью Настей. Девочка занимается танцами с четырех лет

— Вы и тренер, и директор, и судья. Какая из этих работ самая любимая?

— Все взаимодополняемо, я все люблю. С утра до конца рабочего дня — до 17 часов — ты директор с расписанием, хозяйственной деятельностью и прочими общественными нагрузками: в Общественной палате Челябинской области я являюсь председателем комиссии по развитию массовой физической культуры, спорта и туризма. С 17 до 22 часов (а то и дольше) — ты тренер: дети, как правило, занимаются после школы, в вечернее время. По выходным ты судья на турнирах. Стоять на паркете приходится целыми днями — таков судейский регламент. К примеру, турнир может начаться в 8-30 утра и закончиться в полночь.

— Плюс перелеты. Как сил хватает?

— К этому адаптируешься. При этом смена деятельности — это и есть мой отдых. Я не знаю ни одного вида спорта, который был бы организован по-другому. Любой спортсмен и тренер — это огромные трудяги. Не зря ведь говорят, что большой спорт — это игра на выживание.

Детский массовый спорт — это наше самое популярное направление. Потоки детей мы разделяем на «спортсменов», с акцентом на всероссийские и международные турниры, и ребятишек, которые выступают на городских, областных соревнованиях, на фестивалях. И те, и другие танцуют от души, но если ты хочешь быть в спорте высших достижений — это уже другой уровень. Тут необходимы: выносливость, самодисциплина, работа над качеством, способность совмещать учебу в школе и тренировки, жертвуя развлечениями.

О жертвах и «первозадаче»

Кто-то из родителей приводит детей в танцевальный спорт, чтобы ребенок получил хорошую осанку, растяжку, гибкость, элегантные манеры, умение быть на публике, на сцене. Поэтому «лялечки» с 4–5 лет сразу танцуют на сценах городских или районных концертов. «Они выходят на сцену в первый год своих занятий в нашей школе, чтобы уметь улыбаться, не стесняться, делать поклоны, держать ручки и ножки», — улыбается Вероника Борисовна. Чтобы укрепить стопы, спину и шею, достаточно позаниматься с 5–6 лет до 11–12 — этого достаточно для стройности, закладки в ребенка «базы крепкого организма».

Тренер школы «Вероника» — Татьяна Белобородова на занятиях с младшей группой ребятишек 4-5 лет

— «Выращивание» чемпионов — хоть и одна из основных задач «Вероники», все же будто бы не первостепенная...

— Правильно. Главным образом здесь воспитывают любовь к танцу, искусству, музыке и культуре. Без этого у нас не получится чемпиона, замотивированного, влюбленного, готового побеждать.

Самое главное — любого маленького ребеночка сначала заинтересовать, показать, увлечь. Потом он начнет заниматься этим самостоятельно. Причем эта заинтересованность начнется не раньше 11 лет. Сначала дети ходят потому, что мама привела, потому, что костюмы красивые, потому, что детские танцы — это увлекательно, весело, без нагрузки и очень интересно. А когда начинается нагрузка, то приходится себя преодолевать, а это сложно: сесть на шпагат, встать на мостик, сработаться с партнером и постоянно совершать этот ювелирный труд, действуя с другим человеком абсолютно синхронно. При этом каждый так или иначе хочет стоять на пьедестале и быть лучшим в финале. Получается это, увы, не всегда. И вот тут важно заставить себя вновь выйти на репетиции и снова начать работать над собой, чтобы в конце концов победить.

— Умение работать в паре в дальнейшем, наверняка, сыграет свою роль. Дети научатся быть «командными» взрослыми, решать какие-то конфликтные ситуации, так?

— Абсолютно. Умение договариваться — крайне важное качество для работы в паре. Если ты будешь думать, что главный, то у тебя не будет обратной связи и ничего не получится. Партнер — ведущий, партнерша — ведомая, она идет спиной вперед. Так устроены спортивные танцы в европейской программе, поэтому партнерша должна доверять партнеру. Он выбирает стратегию, выбирает место на площадке, без столкновения с другими парами. Он дает направление во время танца, на его спине находится номер пары во время турнира (улыбается). Мозговой центр — это партнер. Без мозгов танцевать вообще нельзя. Но самые красивые стопы, высокий каблук у партнерши, самые красивые платья — у нее же. Самые эмоциональные, музыкальные и харизматичные на площадке — это девушки. И два этих человека должны в команде создавать нечто невероятное — точное, изящное, красивое. Это и есть спорт.

Об отцах и детях

— Вы держите дистанцию с родителями и детьми?

— Я расскажу историю. У нас есть мальчик Юра Бусловский — он учился в очень сложном математическом 31-м лицее и совмещал это с серьезными тренировками. Сейчас ему 17 лет, он КМС, уже сам тренирует у нас. При этом поступил на информатику в ЮУрГУ. Кстати, это нормальная история, когда у нас танцуют архитекторы, медики, педагоги.

Так вот, Юра. Его привел в танцы папа, Валерий. У нас есть в школе такое наблюдение — когда появляется папа в танцевальном спорте, это праздник (смеется). Когда мужчина берется за дело, все систематизировано, структурировано, четко, без эмоций. Папа — бывший полковник, он прожил в спортивном зале всю жизнь с сыном: мы на его машине ездили на соревнования, он нам делал медали к нашим турнирам, помогал со спонсорами... Юра при этом достиг высоких результатов, за 12 лет. Недавно мы Валерия потеряли — у него четыре раза был инфаркт... И конечно, мы все вместе переживали эту потерю. И таких историй поколений детей-родителей у нас очень много.

— У вас в школе тренеры «свои»?

— Все верно, каждый тренер здесь — наш воспитанник. В одном из залов школы Ольга Сергеевна Маврина. Пришла к нам в 11 лет, прошла путь с малышек до мастера спорта. Потом стала тренировать. Сейчас у нее двое детей, один ребенок уже танцует. Одна из воспитанниц Ольги Сергеевны — Полина Слинькова — в школе с трехлетнего возраста, и неоднократно становилась чемпионкой и финалисткой страны. Сейчас ей 14, она танцует за наш клуб, но тренируется в основном уже в Москве. Ее папа тоже прожил с ней весь нелегкий путь к чемпионству. Мы надеемся, что в будущем году Полина будет представлять страну на Чемпионате Европы и Чемпионате Мира. 

— Случается, чтобы в Челябинск детей везли заниматься у вас?

— Да, случаев очень много. Кривенцева Оля переехала с семьей из Казахстана, Никита Санников — из Магнитогорска. Когда родители, понимая, что у ребенка все шансы добраться в этом спорте до вершины, меняют место жительства. Сюда, в Челябинск, они едут за именем, за тренерами, за новыми победами.

О школе с пометкой «муниципальная»

У школы девять филиалов: либо в общеобразовательных школах, либо в ДК. Филиалы есть на северо-западе Челябинска и в Центральном районе, в Новосинеглазово и других районах. В общей сложности детей в «Веронике» — 500 человек. 13 тренеров в штате и 13 за штатом.

— Что дает статус муниципальной школы?

— Арендуемые помещения во дворце спорта «Юность». Муниципалитет нам помогает покрывать расходы — это коммуналка, естественно, плюс заработная плата каждого педагога. Работая в муниципальной школе, ты всегда чувствуешь плечо, ощущаешь гарантии, ту необходимую уверенность. Плюс у тебя определенно будет помощь в организации спортивных мероприятий. Вообще, для меня не стоит вопроса, какому учреждению отдавать приоритет — государственному или частному. Определенно муниципальному — такие учреждения поддерживаются государством и являются основными для занятий массовой физической культурой и спортом.

Мы в обязательном порядке выезжаем за город для проведения учебно-тренировочных сборов. Если бы не городская администрация и субсидирование, многие родители просто не могли бы эти сборы себе позволить. Но город компенсирует половину стоимости такого лагеря, и это, конечно, очень большое подспорье многим семьям.

Провожая нас, в коридоре школы Вероника Борисовна отмечает, что уже третий год идет оснащение спортсооружений ДС ЮНОСТЬ. Произведена замена кресел ледовой арены, благодаря чемпионатам мира по хоккею и танцам, вкладываются деньги в ремонт и оснащение.

«В нашем зале всегда тепло, уютно, у нас шикарный паркет, также для спортсменов работает комбинат питания. Все это помогает работать на результат и тренерам, и воспитанникам школы», — резюмирует она.

Комментарии