Бензин, впрыснутый в кровь
В Челябинске состоится экстремальная битва внедорожников
В Челябинске на специальном полигоне рядом с дорогой в аэропорт в Челябинске устроят битву внедорожников. Под эгидой Red off-road expedition 3 сентября там состоится этап Кубка Урало-Сибирской зоны всемирных соревнований Rainforest Challenge (RFC). «Челябинский обзор» встретился с организаторами — спортивным директором RFC Russia Алексеем Меньшениным и руководителем RFC Russia Ural Евгением Шаталовым.
— Давайте для простоты и понимания опишем RFC в трех-пяти предложениях?
Алексей Меньшенин (АМ): это гонки по определённому количеству спецучастков. Максимальное время прохождения каждого — 15 минут. Если машина не успевает, то сходит с дистанции. Соответственно кто быстрее всех добрался до финиша, тот и победитель.
— По описанию мало чем отличается от большинства трофи-рейдов.
АМ: Может быть и да, но как они проходят? Приезжают участники, собираются на базе или поляне, проходит брифинг, затем все уехали в леса. Они могут 12 часов, сутки гоняться в зависимости от правил. Никто их не видит. Затем возвращение в базовый лагерь. А дальше подведение итогов и награждения. Всё! Чем уникален формат RFC? Происходит то же самое, что и в лесах, но на локальной территории. И это гораздо более зрелищно для публики. Мы не готовим специально шоу. Шоу готовит само себя.
Евгений Шаталов (ЕШ): Трасса разделена на 24 спецучастка, которые имитируют болота, реки и непроходимые леса. Одновременно зритель сможет увидеть 5-6 площадок, на которых постоянно что-то происходит: здесь машины утонули в грязи, здесь маневрируют задним ходом, здесь пытаются подняться так, чтобы не перевернуться. Многие зрители сопереживают: со стороны иногда кажется, что где-то машина никогда не проедет. А она к удивлению преодолевает этот участок без проблем.
— Это можно сравнить с муравейником, где постоянно что-то будет передвигаться.
АМ: Да. Ты можешь стоять на одном месте, и мимо тебя будут ехать все участники. Или ты можешь перемещаться в пределах 50-100 метров и ты увидишь совершенно разные выступления. Мы ещё по времени разбили соревнования. Известно, что больше трёх часов не выдержит ни один зритель. Поэтому соревнования начнутся дело со зрелищных заездов подготовленных спортсменов с одновременным стартом. До обеда они погоняются по 12 спецучасткам: по воде, по грязевой ванне, спуски, подъёмы, манёвры между деревьями и так далее.
В таких гоночных чемпионатах, как WRC, Formula 1 — крайне жёсткий регламент, где машину могут снять с гонки за то, что она на два грамма тяжелее нормы, или угол крыла на одну десятую градуса не соответствует параметрам. Какие нормы, ограничения и регламенты у RFC?
АМ: Для сравнения: если технические требования Российской автомобильной федерации умещаются примерно на 40 листах, то у нас все правила умещаются на двух листочках. Не надо мудрить. Два года назад мы в России впервые ввели категорию «Extra Light», где спецподготовка автомобиля вообще запрещена. То есть купил ты машину в автосалоне, можешь и на работу на ней ездить и в гонках участвовать. И здесь одно ограничение: запрещена грязевая резина. Всё!
ЕШ: Вообще у нас четыре категории: от «Extra Light» до «Hard». И даже в самой сложной требования в основном касаются безопасности. Нет смысла ставить 1500 сильный мотор, он машину «порвёт» просто. Мы запрещаем отсутствие движущихся частей в салоне, чтобы аккумулятор был закрыт сверху, был огорожен бак бензиновый, а стекло было из многослойного материала, чтобы не поранить в случае аварии людей.
Кроме того, у нас ведь технический вид спорта. И ограничения устанавливает сама трасса. Если мы построим драгстер с 100-литровым мотором и суперколёсами, то он может банально не вписаться между деревьями. Построил высокую машину — она будет переворачиваться на косогорах. Поставил 4 лебёдки, каждая по 100 килограммов — он завязнет на мягком грунте. Поэтому трасса естественным образом формирует образ автомобиля. И это должен быть именно автомобиль, а не монстр.
Участники на таких соревнованиях, как правило, постоянные, или каждый раз находятся новички?
ЕШ: Это важный вопрос. На Урале соревнования RFC проводятся впервые. Наши участники — это участники региональных трофи-рейдов: Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Челябинск, Курган. Кого-то из них мы пугаем, они считают, что это сложно. Но это заблуждение.
АМ: Мы не ограничиваем состязания Уралом. И у нас есть заявка из Москвы, причём на экспедиционном автомобиле. Человек будет состязаться в «Extra Light». Специально приедет из Москвы на обычной машине, чтобы просто погоняться. Буквально недавно мы проводили соревнования в ХМАО. Люди преодолели 2000 километров и более, чтобы поучаствовать: Ямал, Ноябрьск, Тюмень... география этих городов очень сильно разбросана по трём федеральным округам. В Москве мы когда проводим, приезжают люди от Мурманска до Краснодара.
— Что движет этими людьми с эмоциональной-то точки зрения?
ЕШ: В Малайзию съезжаются люди со всего мира. В том числе и я участвовал там в соревнованиях. Машину вёз контейнером! И это — вид спорта. Лично у меня в первую очередь работает мотивация: желание двигаться вперёд, побеждать, совершенствоваться. Есть ещё аспект. Участник даже на стандартном автомобиле имеет возможность стать участником международного события.
— Насколько это дорого?
ЕШ: Участие в уральском этапе стоит 3000 рублей. Всё остальное зависит от степени вложения в машину. В «Extra Light» кроме трёх тысяч вообще ничего больше не понадобится. Причём мы даже будем заранее вырубать ветки на деревьях, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие на автомобилях-участниках.
— Сколько ожидается машин на старте?
ЕШ: У нас заявлено ограничение в 30 машин во всех четырёх классах. Это обусловлено правилами и количеством спецучастков, чтобы трасса элементарно вместила всех.
— От увиденного у зрителей вполне резонно может возникнуть вопрос: «а чем я хуже, почему я не смогу выполнить то же самое?»
АМ: На соревнования приезжают себя показать и на других посмотреть. Всё-таки мы поддерживаем в России ауру «тяжёлых» соревнований. То есть человек, который первый раз приехал, выиграть точно не может.
— А хотя бы доехать до финиша?
АМ: Об камень или на бешеной скорости можно разбить любую машину, будь то Gelandewagen или обычный УАЗ. У нас чаще люди ломаются, чем машины. Говорят: мы устали, мы боимся, мы поехали отсюда. А на деле все препятствия преодолеваются. Поэтому, если человек будет с головой, то до финиша обязательно доедет, заодно прикоснувшись к миру Rainforest Challenge.