Игорь Жуков:

«Если команда показывает искренний хоккей, зрители обязательно заполнят трибуны»

Игорь Жуков, руководитель отдела информации и пиара хоккейного клуба «Трактор» — об устаревших подходах, новых задачах и велении времени.

из личного архива Игоря Жукова

— Принято считать, что медийная, пиар-работа в спортивном клубе все-таки вторична в том плане, что люди всегда будут ходить на игры, если команда выигрывает, и перестанут это делать, если результата не видят. И «Трактор» в этом смысле всегда был ярким тому примером...

— Именно в этом сезоне нашей задачей было «отвязать» медийную/маркетинговую работу от непосредственного результата матчей.

— Почему?

— Потому, что, по большому счету, такой подход давно устарел. Нужно смотреть, например, на НХЛ — там на свои домашние матчи собирают по 15 тысяч зрителей даже те команды, которые находятся на дне турнирной таблицы и наверняка не попадут в плей-офф. Люди ходят на игры вне зависимости от того, как сейчас играет их клуб. И с одной стороны, это признак настоящей любви к игре, любви к своему клубу, своей команде. А с другой — грамотно поставленная, налаженная работа и с болельщиками, и с масс-медиа, и с маркетингом и продажами.

Когда мы начали над этим задумываться и работать, выяснилось: главное, что необходимо сделать — немного «поменять мозги».

— Кому?

— Прежде всего — самим себе. Клубной структуре. Надо было сломать этот стереотип, этот знак тождественности между результатами и посещаемостью. Освежить сознание. Придумывать ходы, идеи, которые бы завлекали народ на трибуны, продвинуть их в медиа-пространство. Что касается непосредственно хоккея, то и тренерский штаб Анвара Гатиятулина, и хоккеисты, и персонал команды — люди профессиональные и понимающие значимость работы в публичном пространстве, и активно откликались на наши идеи и просьбы. Как, разумеется, и руководство клуба.

— Все равно это немного противоречит логике. Логике первичности спортивного результата.

— Нисколько! Во-первых, просто невозможно выигрывать все время. Особенно если только в регулярном чемпионате — 60 матчей. Во-вторых, если команда показывает искренний хоккей, страсть, жажду борьбы, то люди будут на трибунах, даже если какое-то время удача будет отворачиваться от нас.

Как пример — домашняя игра с «Ак Барсом». Да, мы уступили, и уступили сильному сопернику по буллитам. Но «Трактор», по сути, «возил» гостей весь третий период, смог спасти игру, переведя ее в овертайм, игроки показали и волю, и мастерство. Это был один из лучших матчей в сезоне. Несмотря на результат. И, конечно же, люди это оценили.

И 7300 зрителей на матчах «Трактора» с новокузнецким «Металлургом» и «Северсталью», матчах абсолютно без намека на громкую афишу, тоже показатель работы всего клуба именно в этом направлении.

— По ходу сезона «ретро»-форма «Трактора», изначально планировавшаяся к использованию в нескольких домашних играх, на деле стала едва ли не основной. Почему?

— Решение о том, что у «Трактора» появится комплект альтернативной формы, со стилизованной буквой «Т» на груди, было принято еще перед сезоном. Это обычная история для мира спорта — третий вариант формы. Для Челябинска она удачно легла в медийную концепцию «70 лет нашей эры», которую клуб использовал для 70-го сезона в истории и продолжит использовать в следующем сезоне, когда будет праздновать 70-летие.

Изначально мы планировали сыграть в форме с «Т» всего пять домашних матчей. А потом началось волшебство. В этой форме команда выиграла несколько ключевых матчей, и, видимо, игроки почувствовали, что форма «фартовая». Она нравилась самим хоккеистам, нравилась болельщикам, нравилась директору клуба Ивану Викторовичу Сеничеву. В итоге в джерси с «Т» мы провели почти половину домашних матчей сезона.

Но стоит понимать, что в любых историях подобного рода очень тесно переплетены множество аспектов деятельности организации, и по большому счету, по одному щелчку все сразу изменить невозможно.

— Белый медведь, бывший символом команды последние четверть века, уйдет в прошлое?

— Это очень большой вопрос, на который я не имею права отвечать в одиночку. Это вопрос анализа множества направлений работы клуба, исследований, общественного мнения. Но я уверен еще и в том, что не нужно бояться меняться. В том числе и внешне. Примеров качественного, в том числе эволюционного ребрендинга, в мире достаточно. И в любом случае, это решает не один человек, и не в один момент.

— Тогда получается, что задача отдела пиара и информации куда более круче — сделать из «Трактора» бренд вне времени и вне результата.

— Да, наверное, можно сказать и так. Но это, конечно, задача не только для нашего отдела — для всей команды, которая работает в клубе сейчас. Такие истории можно написать только совместными усилиями, работая в системе.

Думаю, нам многое уже удалось сделать, статистика показывает, что мы на верном пути. Хотя и в самом его начале. На самом деле, именно такой подход отражает и всю почти 70-летнюю историю клуба. Были разные времена, разные результаты. Но «Трактор» всегда оставался в сердце Челябинска. В этом смысле ничего не изменилось сейчас, не изменится и в будущем. Но для этого самому клубу в реальности 2017 года, разумеется, нужно прикладывать достаточно серьезные усилия.

Комментарии