Рожденный ездить летать не может?

Что нужно сделать, чтобы поставить на правильные рельсы гандбольный «Локомотив»

Когда-то в Челябинске был гандбол. Большой и серьезный. Некогда сильный «Полет» парил над страной и прорубал себе окно в Европу. Но сменив название на «Локомотив», спустился с небес на землю. Парадокс, но потеряв позиции в чемпионате страны, клуб продолжает оставаться одним из ведущих и самых стабильных южноуральских команд. «Челябинский обзор» проводит ревизию клуба, возмущается халатности его руководителей, удивляется зарплатной ведомости игроков и с сожалением признает, что команда нужна лишь избранной горстке болельщиков.

Виталий Визаулин

Обрубленные крылья «Полета»

«Полет» был знаменит. Так говорят ветераны гандбола. Да и у болельщиков со стажем еще остались в памяти те года, когда челябинский гандбольный клуб становился призером чемпионатов России, достойно бился в еврокубках. Старенький небольшой спортзал комплекса «Полет» казался уютным, почти на каждом матче были аншлаги.

Сейчас без боли на этот зал смотреть нельзя. Он – позор и стыд гандбольного клуба. Поломанные и обшарпанные кресла, неровный, много лет некрашенный паркет, пропитанные пылью и потом стены, облупившаяся краска на железных опорах… Здесь вполне можно было бы снимать фильмы ужасов – тусклое освещение помогает это сделать, не прибегая к дополнительным декорациям.

Все изменилось на рубеже веков. Производственное объединение «Полет» отказалось от команды. Впрочем, в 2000-м году при поддержке мэрии Челябинска был найден, вроде бы, достойный спонсор – ОАО «Российские железные дороги». Команда стала называться «Локомотив-Полет», был освобожден от занимаемой должности главный тренер команды Николай Янченко, с чьим именем и были связаны главные успехи и достижения команды. Клуб решили переформатировать. Тогда это казалось единственно правильным решением - челябинский гандбол уже начинал сдавать свои позиции.

При новом руководстве и спонсоре «Локомотив-Полет» собирался выйти на новый уровень, перестроить на современный лад управленческий аппарат, подход к делу, инфраструктуру. На деле же получилось, что он остался там, еще в прошлом веке. Без свежих взглядов на то, как строить клубную жизнь, без идей того, как поднять интерес к команде, и главное – без солидного финансирования. Денег выделялось ровно столько, сколько необходимо для существования в элите российского гандбола. Ни о каком поступательном движении вперед не могло быть и речи.

В 2003 году президентом ГК «Локомотив-Полет» стал новый начальник ЮУЖД Анатолий Левченко, а ключевой фигурой в клубе – Вячеслав Мешков, экс-игрок команды. На какое-то время им удалось реанимировать команду, поднять ее уровень. Но ненадолго. Команда выпрыгнула на шестое место в чемпионате страны, но затем вынуждена была распродать своих лидеров и вновь откатиться на задворки российской суперлиги.

Чтобы заболеть гандболом, надо его вылечить

Гандбольный клуб – один из немногих в области, и единственный в городе, кто ни разу не покидал элиту российского чемпионата. В нем он неизменно участвует с 1992 года, и даже сейчас продолжает оставаться сильнейшим челябинским профессиональным клубом. В элите чемпионатов страны выступают только две команды из южноуральской столицы – волейбольный женский «Автодор-Метар» и хоккейный «Трактор». Но и им до шестого места, которое занимает «Локомотив», в нынешнем состоянии не дотянуться.

Между тем, «Локомотив» может только мечтать о том внимании, которым одаривают баскетбольное «Динамо». Ему никогда не тягаться в популярности с «Трактором». Он не в состоянии даже бороться на равных за зрителя с мужским и женским волейболом. И стоит ли удивляться низкой зарплатной ведомости клуба? По разным оценкам, средняя ежемесячная зарплата в клубе – 60 тысяч рублей. Для среднестатистического россиянина вполне хорошая сумма, для спортсмена профессионального клуба – ничтожно маленькая. К слову, в женском клубе «Автодор-Метар» получают по 150-200 тысяч рублей в месяц.

Впрочем, все происходящее - не вина «Локомотива» и его руководителей, а беда, причем не только челябинская, но всего российского гандбола. В ряду других командных видов спорта «ручной мяч» явно уступает другим. А если уж общий уровень чемпионата страны низкий, то это неизбежно сказывается на благополучии всех клубов, в нем участвующих. Именно поэтому, несмотря на все свои локальные проблемы, «Локомотив» продолжает еще удерживать высокие позиции в стране. Более того, в нынешнем сезоне вполне может даже зацепиться за медали.

К сожалению, даже если нынешняя команда ударно завершит чемпионат, успешно выступит в плей-офф и заскочит на пьедестал, это не решит проблем, и станет сиюминутным успехом, который никак не отразится на благополучии команды.

Для того, чтобы заболеть гандболом, как поется в известной песне группы «Сплин», нужно для начала его вылечить. А лечить нужно с головы. Пока в Союзе гандболистов России не видны проблески того, что в их хозяйстве что-то изменится. Хотя позитивные моменты все же присутствуют. Возглавивший СГР в марте прошлого года крупный пермский бизнесмен Владимир Нелюбин, по словам специалистов, рьяно взялся за дело и уже сделал немало. Правда, что именно он сделал, пока непонятно. Надо, наверное, подождать, когда его планы и идеи претворяться в жизнь. И параллельно самим делать хоть какие-то шаги навстречу.

Будет зал – будет жизнь

Действительно, если наверху ничего не меняется, почему бы самим не попытаться как-то улучшить свою жизнь? Для начала хотя бы покрасить паркет в родном зале. Да, он не находится в собственности «Локомотива», а принадлежит ПО «Полет». Но неужели на это нельзя найти средства (не самые великие, кстати) и сделать так, чтобы не стыдно было играть перед своими же болельщиками? Или добиться того, чтобы генеральный спонсор выделил дополнительные средства на развитие клуба.

С этим, кстати, есть проблемы. У того же «РЖД» уже был печальный опыт при финансировании «Локомотива». В памяти еще остались «темные» дела экс-гендиректора команды Виктора Федина – в апреле 2013 года челябинский областной суд приговорил его к трем годам и двум месяцам лишения свободны в колонии общего режима за хищение 21 миллиона рублей. Тогда, напомню, экс-руководитель челябинского клуба под видом оплаты фиктивных сделок перечислял деньги, выделяемые ОАО «РЖД» на счета фактически не действовавших организаций, затем он получал эти средства и распоряжался ими по своему усмотрению. Пришедшему на место Федина Вячеславу Мешкову понадобилось больше года, чтобы вернуть доверие спонсоров. Однако те не спешат увеличивать финансирование клуба, полагая, что и на выделяемые ими средства можно показывать хорошие результаты.

Возможно, все могло бы измениться, будь у «Локомотива» свой спортивный зал – современный и уютный. В этом случае можно было бы строить хороший пиар вокруг команды (за примерами как это делать, далеко ходить не надо), привлечь дополнительно спонсоров, наладить работу с болельщиками. Только так можно сдвинуть с места неповоротливый и уже давно свое отработавший локомотив. Пока же команда, похоже что существует для самой себя, небольшой горстки болельщиков и вышестоящих начальников, которым в нужный момент есть, где поставить галочку для отчетности, когда речь заходит о развитии командных видов спорта в городе.

Комментарии