Сувенир для прокурора

Жизнь и судьба Сергея Давыдова

Задержание и арест Сергея Давыдова — безусловно, одна из самых громких историй этого года в Челябинске. Еще бы — даже с учетом уголовного дела против бывшего губернатора региона Михаила Юревича «повязать» еще совсем недавнего мэра города-миллионника — событие более чем заметное.

gubernator74.ru

Пока версии звучат разные. Кто-то уверяет, что Давыдов — промежуточная цель силовиков на пути к Юревичу. Кто-то упирает на то, что именно якобы предъявляют Давыдову — вывод денег из одного из муниципальных предприятий.

Но на самом деле, ограничиваться версиями про «погоню за Юревичем» или «вывод денег из МУПа» — это сильно упрощать всю ситуацию. И сильно недооценивать задержанного экс-прокурора и экс-главу администрации Челябинска. Меж тем, Сергей Давыдов — возможно, одна из самых примечательных фигур в политэкономической элите региона последних 20 лет.

В 1997 году 34-летний прокурор Центрального района Челябинска (что уже, мягко говоря, неплохо для этого возраста) Сергей Давыдов становится прокурором города.

Вспомните, что это была не нынешняя, а «старая» прокуратура, включавшая в себя не только функции проверок, надзора за соблюдением законодательства или поддержания обвинения в судах, но и собственно следствие. И она была самой мощной (в силу закона) из всех правоохранительных структур в стране.

Давайте также не забывать, что законодательство в те годы позволяло куда вольнее распоряжаться имуществом, и получить от мэрии землю под строительство рынка, жилого дома, офисного здания или даже ларька было куда проще — через так называемый «акт выбора земельного участка». И те, кто обладал нужными знакомствами, этим, конечно же пользовались. По-разному...

А еще почти полтора десятка лет работы в прокуратуре — это не только глубокое понимание принципов функционирования машины правосудия, но и обширные связи, контакты и свои люди на всех уровнях и во всех структурах правоохранительной системы. Которые со временем, разумеется, растут в званиях и должностях.

Вот и получается, что в конце 90-х — начале 2000-х должность прокурора города по влиянию не сильно уступала (если вообще уступала) Главе города (тогда им был Вячеслав Тарасов). Почему? Да потому, что прокурор города не просто в силу должности обладал доступом к огромному объему информации, в том числе — весьма пикантного свойства, но и, по сути, мог посадить любого, в том числе — чиновника или предпринимателя.

Впрочем, куда больше про контакты, а то и дружбу с Сергеем Давыдовым могут рассказать (и, кстати, рассказывали) известные в те годы предприниматели. Например, нынешний «молочный король» Дмитрий Еремин или девелопер Артур Никитин. Уже в те годы по городу пошли гулять байки про якобы довольно успешный бизнес супруги Сергея Викторовича...

Все закончилось внезапно. В 2003 году прокуратуру Челябинска расформировали, а прокурора Давыдова уволили из органов. Однако Сергей Викторович не растерялся и сделал своевременный и правильный ход — направился в сторону политики. Основал организацию «Гражданская позиция», а вскоре — выдвинулся кандидатом на выборы в Государственную думу по Калининскому одномандатному округу.

Тогда в самом разгаре было противостояние команды губернатора Челябинской области Петра Сумина и набиравшего силу Михаила Юревича. Для того чтобы «сковырнуть» последнего с депутатства в Госдуме, «суминские» двинули на выборы против Юревича его прямого конкурента по хлебно-макаронному бизнесу Александра Берестова. Сил и денег не жалели.

Давыдов, активно ввязавшийся в выборную гонку (до сих пор не совсем ясно, на чьи деньги), использовал имидж борца с коррупцией (и то ли настоящую боевую, то ли муляж гранаты, «найденный» под его машиной) и в итоге сыграл на руку Юревичу, отобрав голоса у Берестова и даже чуть было не опередив того в итоговом протоколе.

В итоге награда нашла героя — Давыдов влился в команду, и когда Михаил Юревич в 2005-м году одолел на выборах мэра Вячеслава Тарасова (и кто знает, насколько помог ему Давыдов, особенно по части компромата на тогдашнего главу города), Сергей Викторович стал его первым заместителем. А когда Юревич стал губернатором — остался в городе. Сначала исполняя обязанности Главы, а потом — в качестве главы администрации Челябинска.

Здесь нужно сделать важную оговорку. Михаил Юревич всегда был жестким и авторитарным лидером в своей команде. Однако, как рассказывали те, кто был вхож в «круг», Давыдов, сохраняя безусловную лояльность, всегда держался чуть особняком, имел право голоса и уже сугубо свои «темы», а именно — круг близких к себе бизнесменов, и потихоньку накапливал ресурсы. А еще — сохранял ровные отношения (в том числе деловые) со всеми влиятельными кланами в городе, в том числе с теми, кто, мягко говоря, оппонировал Михаилу Юревичу. Словом, был вполне себе самостоятельной фигурой.

Что же до, скажем так, бизнеса, лично хорошо знакомому Давыдову, то автор этих строк писал о нем не раз, в том числе еще тогда, когда Сергей Викторович был главой администрации. До сих пор на старом телефоне сохранилась СМС-ка одного из высокопоставленных тогда чиновников, который предлагал мне назвать сумму за фамилию «заказчика» публикаций… (хотя наткнулся я на эту тему случайно, пытаясь понять, что за компания собиралась построить новую гостиницу на берегу Шершневского водохранилища).

И про фирму «Авега», когда-то лично основанную Давыдовым (но доля в которой была записана на отца градоначальника), и которая в итоге стала заметным игроком на рынке недвижимости. И про страховую компанию «Дельта» делового партнера семьи Татьяны Толмачевой, которая почему-то выигрывала все торги на право страховать школьников Челябинска (платил за это бюджет города). И про целый бизнес-конгломерат с выручкой под два миллиарда рублей в год, состоявший из управляющих компаний, охранного агентства, строительных фирм и прочего бизнеса…

Но при этом в публикациях всегда приходилось подчеркивать, что Сергей Давыдов формально не переходил рамки законодательства и лично не участвовал в бурно растущем бизнесе. Что-что, а «перекрывался» он всегда исключительно грамотно. Неудивительно — все-таки хорошее юридическое образование (знаменитый Свердловский юридический институт) и многолетняя прокурорская практика.

После отставки Михаила Юревича с поста главы региона Сергей Давыдов еще продержался некоторое время на должности главы администрации Челябинска. Пока, наконец, после фраз нового губернатора Бориса Дубровского про «теневую мотивацию» не покинул пост в декабре 2014 года.

После отставки Давыдов, по сути, пропал из публичного пространства. Казалось, он, несмотря на относительно молодой возраст (сейчас ему всего 55), удачно вышел на «политическую пенсию». Официально вступил во владение частью того бизнеса, что считался ему близким, женился на молодой и красивой женщине, завел детей, выдал замуж взрослую дочь, говорят, часто бывал в Испании, но ни от кого не скрывался...

Для современного российского чиновника высокого уровня и современной российской политики, где выйти сухим из воды куда сложнее, чем в нее войти — казалось, почти пример для подражания. Однако — задержание и арест.

Я не знаю, что именно готовятся предъявить экс-прокурору и экс-главе администрации города. Но точно уверен в том, что доказать его вину будет непросто. И в силу того, что он хороший юрист и прекрасно знает особенности работы своих бывших коллег (со многими из которых сохранил связи). И в силу того, что все последние громкие процессы (дела против Константина Цыбко или Николая Сандакова, в частности) продемонстрировали, скажем так, некоторую небезупречность доказательной базы следствия и небрежность оперативного сопровождения, особенно в части публичного анализа фактов.

Как бы то ни было, Сергей Давыдов и его судьба — своего рода квинтэссенция того, что происходило во власти и с людьми во власти в Челябинске (и не только) в последние лет 20. Давыдов — человек, который всегда жил по алгоритмам и негласным правилам, существовавшим в коридорах власти в те или иные времена, и при этом, будучи как минимум неплохим юристом, не подставлялся по глупости. Правоохранитель с коммерчески успешными родственниками, удачно перешедший в исполнительную власть и сумевший аккуратно накопить ресурсы за время своего пребывания в чиновниках. Никогда не выигрывавший выборы, но обладавший определенной властью. Попытавшийся уйти по-тихому, но, видимо, неудачно.

Я не знаю, что ждет Сергея Викторовича. И, как бы я к нему ни относился лично, желаю ему удачи. Сейчас она ему очень потребуется...

Комментарии