«У меня обязательно всё получится»

Воспитанники детского реабилитационного центра в Кусе — о своей жизни и прекрасном мире

Пару недель назад мой сосед сломал ногу. Упал после пятничной «гулянки» с лестницы. Крику было! И до сих пор за стенкой кричит, какой он бедный, несчастный и не может найти пульт от телевизора. В Кусинском областном реабилитационном центре (КОРЦ) детей не нужно жалеть или делать что-то за них. На костылях, на коляске, с тростью — они сами находят и пульт, и новые игры, и себя в этом мире. Дети и подростки с ограниченными возможностями и неограниченной жаждой жизни, у которых стоит многому научиться.

Андрей Ткаченко

Ежемесячно в реабилитационном центре проживают 155 детей от 4 до 18 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, но при этом не утративших интеллектуальных способностей. Половина воспитанников центра — сироты. У второй половины есть родители, но здесь, в Центре, за ребятами ухаживают, у них есть друзья и насыщенный досуг, поэтому уезжать домой надолго детям не очень хочется.

На лето ребята уезжают в отделение комплексной реабилитации «Черемушки». В отличие от основного комплекса центра, здесь нет бассейна и спортзала, зато есть свежий воздух, природа, а недавно детям подарили двух лошадей.

— Сейчас, летом, в «Черемушках» постоянно живут 55 детей, с ними четыре воспитателя, врачи-реабилитологи и психологи. Что же до лошадей, то иппотерапия — очень действенный метод реабилитации для ребятишек, — рассказывает директор КОРЦ Валерий Огурцов. — Среди наших сотрудников есть специалисты по лошадям, которые помогают детям общаться с животными. И конечно же, все мы отдаемся своей работе полностью. Понимаете, тут ведь иначе и не получится...

— Смотрите, какую косичку мне заплела Елена Николаевна (воспитатель — прим. редакции), я похожа на принцессу? — к нам подбежала Света Никифорова, покрутилась и утащила меня в свою комнату.

Четыре кровати аккуратно заправлены, на подушке лежит кукла Барби и книжка со сказками Пушкина. Свете 14 лет, у нее ДЦП. В прошлое воскресенье она вместе с другими ребятами приехала из Тюмени, где проходила Межрегиональная спартакиада среди детей-инвалидов.

— В Тюмени красиво, мы второе место заняли. Обошли команды из Екатеринбурга, Кургана, Уфы и еще каких-то городов, а тюменцам проиграли. Но мы не расстраиваемся, можно же в следующем году их победить? — за время чуть сумбурного и такого детского рассказа Света пыталась найти незаконченную вышивку, чтобы показать мне, но достала рисунки. Нежные розы, ромашки и выдуманные Светой растения цвели на вдвое сложенном альбомном листе. — Рисую я для развлечения, красиво? Скоро нас будут учить готовить, пол мыть мы уже умеем. А чему еще учат девочек?

— Шить, вязать, танцевать и петь, — отвечаю.

— Это все мы уже умеем. Пойдем, увидишь!

Света снова берет меня за руку. На площадке возле корпуса, в котором живут старшие ребята, собрались воспитанники 6-9 лет. Заиграла музыка, и они начали танцевать. Воспитатель встала чуть дальше зрителей, но так, чтобы ее было видно детям, и показывала движения. В танце мальчикам и девочкам раздали цветы, с которыми они сначала кружились, а потом подарили заведующей КОРЦ и гостям. Светленькая, с игривой челкой девочка Маша шла с цветами последней.

— Мама, это тебе! — в тонкой детской руке был маленький желтый цветок. — Мама, дай руку.

Внутри ёкнуло, но я дала Маше руку и мы зашли в её «дом». Дети после танца уже устроились перед телевизором. На столе стояли поделки из пластилина и ватных палочек.

— Знаешь, что это, мам? Это цветок! Смотри, делаешь подставку, берешь палочку, втыкаешь, потом катаешь колобка и приклеиваешь. Попробуй! — Маша протянула мне пластилин, но тут же отвлеклась. — У тебя есть часы! А как ты смотришь время?

— Большая стрелочка показывает минуты, а маленькая — часы.

— Когда вырасту, тоже такие себе куплю.

— Ты уже решила, кем станешь, когда вырастешь?

— Мамой. И у меня будет такая же косичка, как у тебя. И такая же работа, — Маша пошла обуваться, подходило время полдника.

— А какая у меня работа?

— Приезжать к детям и с ними гулять. Только ты чаще приезжай!

У Маши разная длина ног, поэтому ей сложно бежать. Хотя это только кажется, что сложно. Она схватила за руку свою подругу Веронику, помогла ей поднять трость с земли и потащила в столовую. Вероника проходит реабилитацию в Центре, вечером ее заберет домой мама, а утром она снова будет с Машей и другими ребятами бежать на завтрак, а потом — на полдник.

Возле пандуса на входе в обеденный зал сидит Слава. Коляска не стала преградой на пути к его мечте — он стал пловцом. Занял второе место на чемпионате России среди детей-инвалидов в плавании на спине и защитился на мастера спорта. Теперь Слава выступает за сборную Челябинской области. Недавно у него нашлась мама...

— Она приехала, начала тут плакать, взяла его на неделю к себе. Потом вернула и больше не появляется, — рассказывает друг Славы Валера Золотов. — Говорит, что ей сложно с ним. Так зачем тогда было брать? Он же теперь еще больше её ждет.

— Ты не понимаешь, — Слава повысил голос, но не поднял глаза, — у нее очень много работы. Она, наверное, просто не успевает ко мне!..

По словам Валерия Огурцова, в подростковом возрасте ребята начинают искать своих родителей. Но далеко не все хотят видеться с ними. Находят странички в социальных сетях, смотрят фотографии — и всё... Подростки сами понимают, что к ним нужно другое отношение. А вот малыши...

Недавно у маленькой Саши, которая, как и Слава, ездит на коляске, случилось событие, как думали ее друзья — приехала мама! Валерий Огурцов работает в КОРЦ с 1991 года, повидал всякое, поэтому не стал сразу отдавать малышку родительнице. Предложил сначала пообщаться на территории центра. На пару часов Валерий Борисович отвез Сашу в основное здание и оставил ребенка знакомиться с мамой. По своим делам директор приехал в корпус раньше назначенного времени, услышал плач, зашел в комнату.

— Мы разговаривали с мамой, а потом она сказала, что пошла в магазин. И больше не приходит! — Саша захлебывалась слезами и собственной болью.

Валерий Борисович посмотрел на часы. В 16.20 с автостанции уезжает автобус в Челябинск. Он помчался туда. Женщина сидела на лавочке, торопливо сминая билет и ручку сумки, только бы больше не видеть родного ребенка, с которым так, оказывается, непросто...

— Взрослые не вникают, что такое нарушение опорно-двигательного аппарата. Как это сложно, — объясняет с такой понятной интонацией в голосе Валерий Огурцов. — Приезжают, раскаиваются, а когда остаются один на один с ребенком и его проблемой — не знают, что делать. Славин и Сашин примеры — далеко не единственные. Я всегда спрашиваю у родителей: «Зачем вы так? Нужно ли брать ребенка к себе, обещать, что вы теперь всегда будете вместе, а потом возвращать сюда, как игрушку?». Ответа не поступает. И хотя дети сами понимают свое положение, но когда ребята, у которых есть родители, на лето уезжают домой, у тех, кто остается здесь, такая грусть и тоска в глазах, вы представить не можете, — объясняет Валерий Борисович.

И все-таки плачут дети редко. Как рассказывают воспитатели, мальчики и девочки, которые здоровы и живут в семьях, ревут намного чаще. Даже если и плачут здесь, то как-то тихонько и совсем недолго. Парни подшучивают над девчонками, девчонки не могут ответить — и начинается.

— Иногда я плачу, когда смотрю мультики. Жалко героев. «Король лев» смотрю и плачу, — рассказывает Света.

— Мне тоже всегда жалко папу Симбы. Он же папа! — добавляет Валера Золотов.

В Тюмени Валеру заметили как хорошего игрока в бадминтон. У него нет правой руки, нарушено строение нижних конечностей, но в своей группе он обыграл всех. Валерий Огурцов уверяет, что благодаря поездкам на соревнования или выездам в специализированные лагеря детям легче социализироваться, найти друзей и обзавестись связями для дальнейшего трудоустройства или продолжения спортивной карьеры.

— Сейчас трое наших ребят находятся в Москве. Вчера один из них прислал селфи на фоне афиши спектакля «Отелло» в театре Вахтангова. Говорит, хорошая постановка! — улыбается Валерий Борисович.

После окончания учебы в Центре его воспитанники разъезжаются по разным городам. Всего в России 12 колледжей-интернатов, где могут обучаться той или иной профессии люди с ограниченными возможностями. Данис Исмагилов недавно вернулся из Новгорода, куда ездил на ознакомление с колледжем. Юноша рассказывает, что ему нравится не просто рисовать что-то, а копировать изображения. Поэтому специальность мастера по росписи дерева оказалась ему очень близка.

— Ты прожил в Центре 13 лет. Не боишься ехать в новый город, к неизвестным тебе людям?

— Я понимаю, что будет сложно, но какая разница? У меня всё равно всё получится. И я не сомневаюсь в себе. Если что-то не умею — научусь. Что-то не понимаю — вникну. Не надо никому никогда нас жалеть, смотреть с состраданием и все такое. Я нормальный человек. Мечтаю о большой семье, о заботе и поддержке. Хочу много детей. Не знаю сколько. Как Бог даст. Хочу реализовать себя в творчестве, говорят, что у меня есть талант. Мне не нужен дом на море, яхты и дорогие машины. Счастье не в деньгах, а в людях, — уверенно рассуждает 17-летний парень. Всем бы так...

Руководитель отделения комплексной реабилитации Елена Воронина отмечает, что выпускники Центра находят себя в новых городах, создают семьи и бывают вполне счастливы. 80 процентов выпускников не возвращаются из Москвы, Подмосковья, Поволжья. Ребята очень открытые, очень добрые, с ними хочется говорить, работать, гулять. В их глазах такой огонек играет, какого не встретишь у большей части здоровых детей и взрослых, которые выросли в достатке, в полных семьях и никогда не искали маму по интернету.

— Знаешь, что такое красота? — спросил меня Данис. — Красота — это добрые слова. Это возможность сделать так, чтобы тебя поняли и услышали. Это умение договориться, вот что такое красота. Только представь, каким был бы наш мир, если бы в нем были только добрые слова?

— Красивым?

— Самым красивым из всех миров, — влезает в наш разговор Маша, берет меня и Даниса за руку. — Пойдем рисовать его мелками на асфальте, мам?

На крыльце стоит магнитофон, из которого играет Макарена, Гангам-стайл и другие танцевальные композиции. Девочки учатся выдувать из трубочки мыльные пузыри, мальчики притаскивают коробку с мелками. На асфальте один за другим появляются рисунки. Звездочки, радуга, котята и несколько композиций из сердечек: по три-четыре сердца, соединенных между собой палочками-ручками, а внутри каждого написано «мама, папа, я, братик и сестренка»...

Комментарии