Символ веры, молитвы и любви

В Челябинске установлен и освящен хачкар

В Челябинске на территории Свято-Троицкого храма установлен и освящен хачкар — уникальный религиозный символ Армянской апостольской церкви.

Ярослав Наумков

Хачкар — культурный и религиозный символ армянского народа и Армянской апостольской церкви. Их история насчитывает более тысячи лет — если верить справочникам и Википедии, древнейший датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году нашей эры. Особенность хачкаров — каждый из них уникален. Нет двух, полностью повторяющих композицию, орнаменты или узор друг друга. Изготавливают хачкары из туфа — камня, который во многом можно считать национальным для Армении.

«Если проводить аналогию с русской православной церковью — иконописцы никогда не повторяют иконы „точь в точь“, иначе это были бы ксерокопии. Но каждый раз мастер вкладывает в свое произведение все свои навыки и умения, всю свою душу», — подчеркнул проведший церемонию освящения хачкара иерей Аристакес Оганнисян, настоятель церкви Иоанна Предтечи Екатеринбурга Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской апостольской церкви.

На торжественной церемонии присутствовали главы диаспор, живущих в Челябинске, депутат Государственной думы Владимир Бурматов, начальник отдела по работе с национально-культурными и религиозными объединениями администрации Челябинска Павел Магей.

«Установка и освящение хачкара на территории Свято-Троицкого храма стали возможными благодаря митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Никодиму, настоятелю храма отцу Игорю Шестакову, а также благодаря усилиям многих армян», — подчеркнул руководитель Армянского культурного центра в Челябинске Гагик Мхитарян.

«Благодаря им в самом центре нашего города появился символ христианской веры, армянской аутентичности», — отметил известный челябинский предприниматель и общественный деятель, председатель совета директоров группы предприятий «Компаньон» Арсен Унанян.

В Челябинске хачкар установлен впервые, хотя они уже присутствуют во многих городах России. Особенно много, по словам иерея Аристакеса Оганнисяна, их открыли в прошлом году.

«Это было связано в том числе с памятной для всего нашего народа датой — 100-летием геноцида армян в Турции. И для нас хачкар — в том числе символ веры и верности тем мученикам, кто пролил свою кровь, но не предал своего Спасителя,  подчеркнул он. — То, что хачкар установлен на территории Свято-Троицкого храма, очень символично. Это свидетельство той дружбы и любви, которая есть между нашими народами и сестринскими церквями. Почти такой же хачкар стоит в подворье Храма Христа Спасителя в Москве, и это единственное присутствие там другой конфессии. А самое большое свидетельство этому — собор Василия Блаженного, Северо-западная церковь которого была освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении. Это исторический момент для всех армян, проживающих в Челябинске. Открытие и освящение хачкара в Челябинске — еще одно свидетельство дружбы между нашими единоверными народами, которые никогда на протяжении всей истории не воевали друг против друга, а боролись против общего врага, общего зла. И, слава Богу, всегда побеждали».

«Наши народы связывает долгая и крепкая дружба. Единственной страной, которая пришла на помощь армянам, защитила их в том числе военным путем во время геноцида в Турции, была Российская империя. Эта дружба никогда не омрачалась ни какими-то претензиями, ни братоубийственной враждой, ни неприязненными отношениями народов, — отметил, в свою очередь, настоятель Свято-Троицкого храма, протоиерей отец Игорь Шестаков. — И то, что сегодня мы открываем хачкар на территории православного Свято-Троицкого храма, который был построен в 1913 году, для меня важно и знаменательно. Сегодня непростое время, когда сам Господь призывает нас к тому, чтобы мы чувствовали единство наших народов.

Те, кто приехал сюда, находятся далеко от Родины, те, кто родился здесь, чувствуют это еще сильнее. Все мы воспринимаем Россию, как свой дом, и думаю, что в нашем доме всегда должны быть мир и дружба, которая была присуща нашим народам. И должна быть молитва — за наших родных и близких, за тех, кого уже нет с нами. Молитва о том, чтобы Господь благословил наш мир. И чтобы никогда этот мир в наших сердцах не был поколеблен, чтобы мы всегда были вместе, так же, как были вместе наши предки. И пусть будет так и с нами, и с нашими детьми...»

Комментарии