Владимир Богдановский:

«Мечту не заменить финансированием»

В Историческом музее Южного Урала пройдут выставки всероссийского масштаба

Директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский рассказал «Челябинскому обзору» о планах на 2017 год, своих задачах и о том, что энтузиазм дороже денег.

Ярослав Наумков

— В музее я впервые оказался, когда был школьником, — рассказывает Владимир Иванович. — Нас привозили из деревни, расположенной в 50 км от Карталов, в Троицкую церковь, где и была экспозиция. Коллекция меня тогда поразила, большую часть предметов помню до сих пор (улыбается), а сегодня они выставлены в нашем музее. У меня к ним очень трепетное отношение.

— Сколь богат экспонатами сегодняшний Государственный исторический музей Южного Урала?

— Коллекции очень большие. Появляются новые выставки, абсолютно не похожие друг на друга ни по теме, ни по содержанию, ни по предметам. Сейчас идет выставка «Наш рубль». Из двух тысяч экспонатов большая часть — наша коллекция. Специалисты, которые приходят в музей, удивляются: «Как вам удалось собрать такую выставку?!». А все из наших фондов! Немного предметов добавили из банковских музеев, немного — из частных коллекций. За десять лет существования музея не делали подобную выставку ни разу. И мы готовы удивлять дальше (улыбается). В запасниках большое количество самых неожиданных тем.

— Ходят ли люди в музей?

— Среди учреждений культуры региона музей является одним из самых посещаемых. К нам очень удобно приходить: нет привязки к определенному времени или наличию билетов. Можно прийти в любое время, и в рабочий, и в выходной день, нет длинной очереди, а билеты есть всегда. К тому же, у нас действительно интересные выставки, уникальные экспонаты.

Более 150 тысяч посетителей в 2016 году пришли к нам по билетам. Не скажу, что это много, но, на мой взгляд, это и не так уж мало. Когда музей только появился, некоторые коллеги мне говорили, что пройдет время, горожане привыкнут к зданию, к основной экспозиции, и посещаемость упадет. Ничего подобного! Рост продолжается. 150 тысяч официальных посетителей — это только половина от тех, кто пользуется услугами нашего музея.

— То есть?

— У нас готовятся разные выставки и мероприятия, которые проходят за пределами музея и за пределами Челябинска. Более 60 передвижных выставок в год проходит в муниципальных музеях. Они востребованы. Их «в очередь» проводят! Мы это делаем безвозмездно. Оформляем все сами, вплоть до подбора багета, паспарту, описания.

По скромным подсчетам — более 170 тысяч посетителей передвижных выставок по региону. В сумме с гостями главного здания музея — цифра получается очень серьезная.

— В музее есть ряд льгот, передвижные выставки вы делаете бесплатно, а финансирования, как известно, не бывает достаточно. Благодаря чему музей живет?

— Про финансирование — это точно (улыбается). Денег не бывает много. Но, например, фотоклуб «Каменный пояс», в котором я начинал как руководитель, появился и долгое время существовал без какого-либо финансирования. Наоборот — мы приносили деньги из дома, чтобы создать выставочное пространство. Реализацию своей мечты невозможно заменить финансированием. Энтузиазм и желание намного важнее.

Проекты, которые делает Государственный исторический музей Южного Урала, основаны не на заявке получения финансирования: дайте нам деньги — вот, получите продукт. Нет. По-моему, нельзя посчитать, сколько стоит творчество. И рыночный подход здесь скорее мешает, чем помогает. Денежные отношения имеют место быть, но сначала появляются энтузиасты со своим проектом.

Так была создана энциклопедия «Челябинск». На мой взгляд, это самый серьезный проект в области краеведения. Авторам статей «платили» — три копейки за знак (улыбается). Сами понимаете, это чисто символически. Пожалуй, автору дороже было заключить договор об авторском праве. Успешные сотрудники музея работают также не из-за денег. У них глаза горят!

Но все-таки никакой энтузиазм не сможет поддержать в хорошем состоянии весь музейный комплекс, его техническую базу. Это же не туристическая палатка, которую на энтузиазме можно перенести в безветренное место (смеется). И еще одна не творческая графа расходов — сохранность фонда. Здесь и правильное оформление документации, и современные системы охраны, и использование новых технологий. Ведь мы храним государственные предметы.

— Сам музей что-то зарабатывает?

— Да, на какие-то оперативные мероприятия. Вот мы составляем план на год, прописываем поддержку нескольких мероприятий. Их качество зависит от уровня наших доходов. Хорошая прибыль в первом полугодии — фестиваль «Дебаркадер» пройдет веселее и будет лучше оснащен технически.

Хотя первый «Дебаркадер» прошел на абсолютном энтузиазме. Мы на нем не заработали, а наоборот приносили все с собой (улыбается). Ставку делали на специалистов. И нас заметили Правительство и Министерство культуры. Теперь у фестиваля есть финансирование. Благодаря этому появилась не только фестивальная площадка, но и детская. Для нее уже подготовлена целая программа, и опять же на общественных началах. Посмотрим, заметят нас или нет.

Мы не принимаем современный подход «музей продает услугу». И председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский тоже считает, что мы, музеи, ведем научно-просветительскую работу. Мы здесь не для того, чтобы развлекать. Поэтому восковые фигуры и «уродцев» в банках я не буду выставлять, каким бы спросом они ни пользовались у посетителей.

— Для образовательной миссии должны быть хорошие ученые-просветители.

— Да, и мы их привлекаем! В этом году в музее будет выставка, посвященная исламу. В оргкомитет вошли прекрасные ученые, без которых выставка точно не состоится. Наш музей был краеведческим, а стал историческим. Еще и география расширилась — весь Южный Урал. Это накладывает определенную ответственность. И необходимо внести изменения в экспозицию. Как вы понимаете, музейная работа очень кропотливая. Экспозицию нельзя переделать завтра. Необходимо собрать ученый совет, подготовить научную базу, составить полную документацию, изучить предметы, все проверить, и только потом...

Уровень исследований должен быть глубже. Мне хочется, чтобы в музей приходили специалисты. Нам иногда говорят: «Вот здесь у вас все популярно и хорошо написано. Но почему вы не расскажете вот об этом и об этом? Был еще вот такой период». Таких замечаний быть не должно. Мы будем стараться делать максимально научно.

— Сегодня перед интервью смотрительница на входе поинтересовалась: «Вы насчет трудоустройства?». В музее есть открытые вакансии, или новые сотрудники нужны всегда?

— (смеется). У нас просто отдел кадров находится в другой башне, вот смотрительница и забеспокоилась, что вы не туда зашли. Но кадры действительно нужны. После изменения статуса музея мы усилили блок квалифицированных руководителей и научных сотрудников. Системно проводим реорганизацию штата, чтобы идти в ногу со временем.

Иногда листаю фотографии, смотрю, каким музей был больше 10 лет назад. Мы сделали гигантский скачок! И начинаешь сравнивать: а все ли сотрудники выросли вместе с музеем? Поэтому есть смена. Но, думаю, что «текучка» у нас намного ниже, чем в других учреждениях культуры. Сотрудники за свои места держатся (улыбается). Подрастает активная молодежь, которая уже владеет современной техникой и все схватывает на лету. Средний возраст наших научных сотрудников — 37 лет. На мой взгляд, для музея это очень молодой коллектив, с идеями, которые уже имеют основу на практике. Поэтому у нас все получается и будет получаться.

— Так считают сотрудники музея или посетители?

— Наверное, все вместе. Очень часто я выхожу с работы, когда музей уже закрыт. И у выхода меня ждут люди. Я, когда их вижу, начинаю нервничать: «Что-то не так? Что случилось?». А они улыбаются: «Мы вас ждем, чтобы сказать, как нам все понравилось!». Иногда встречают на улице, благодарят. И это не посетители, которые ходят к нам бесплатно.

Гостей, которые приходят по льготным билетам, кстати говоря, очень много. Мы сотрудничаем с Советом ветеранов, проводим бесплатные экскурсии для детей с различными отклонениями, ребят из детских домов и интернатов. Это не просто работа, это что-то большее... человеческое, что ли.

— Это ваша заслуга как директора?

— Моя задача не в том, чтобы возглавить все и вся. А в том, чтобы организовать работу для всех, чтобы весь наш арсенал: от помещения до сотрудников — содействовал реализации идеи.

Вот собирается оргкомитет. Начинается «мозговой штурм», моя задача — потом «отсеять» лишнее и подчеркнуть главное: «Вы сказали вот это, а вы — это. Давайте выберем нужное. И вы же это и будете делать». Члены оргкомитета сами придумывают, сами выбирают, сами делают. Если что-то навязывать творческим и очень талантливым людям... ой, они начнут: «За границей это стоит столько-то, в Москве — столько-то, ну, здесь я возьму-у-у...». А если без «указки», а по собственному желанию, то эти же творческие личности могут и безо всяких условий, на чистом энтузиазме такие чудеса творить! Моя задача — это «собственное желание» не уничтожить, а преумножить.

— Особую популярность музей получил благодаря метеориту.

— Да, его популярность не снижается. Разные гости приезжают, и их сразу ведут посмотреть нашу главную достопримечательность, о которой знает весь мир. Многие делегации, которые до музея, может, и не дошли бы — доходят и сами спрашиваю «Где Он у вас тут?».

— Второй раз в одно место метеорит, надеемся, не упадет. Какие выставки будут в 2017 году?

— Я уже упоминал про выставку об исламе, она откроется в мае. На ней будут представлены экспонаты Казанского Кремля, Музея истории религии из Санкт-Петербурга, Музея Башкортостана. Мы уже получили согласования от муфтия и наших ученых. И эта выставка — уж точно не услуга (смеется).

Еще одну выставку мы готовим с Российским этнографическим музеем — «Цари — народам, народы — царям». Здесь будут и костюмы, и уникальные музыкальные инструменты, и подарки царской династии. Коллекция пока что в проекте, но я уверен, что это будет событие, каким раньше были выставки Третьяковской галереи, Московского Кремля, Государственного исторического музея. В конце года все состоится.

Между этими крупными выставками — летом — будет «Дебаркадер». Оргкомитеты по этому фестивалю уже собираются. Обсуждаем вопросы содержания, участников. Прошлый «Дебаркадер» был посвящен челябинским авторам. В этом году мы решили изменить направление — в планах пригласить известных авторов. Чтобы не просто «вариться в своем котле», но еще и поучиться, познакомиться, установить новые контакты. Надеемся, в 2017 году «Дебаркадером» «уложиться» за неделю в сентябре.

Состоится традиционный фотофестиваль. Кроме показа работ будут встречи с авторами. И мы постараемся открыть новые имена, хотя это очень непросто.

Будут небольшие мероприятия, посвященные экологии. Не потому, что Год экологии, и не потому, что это важно политически. Достаточно форточку открыть или посмотреть на снег — вот она, экология. Десять лет назад можно было об этом говорить. Сейчас — просто необходимо.

И, конечно, летом мы продолжим традицию концертов по пятничным вечерам. Как же это здорово, когда на площади возле музея звучат хорошие музыкальные группы, и люди начинают танцевать танго, пусть даже непрофессионально. Горожане уже к этому привыкли и ждут новых событий. А для нас это самое важное, даже если совсем финансирования не будет. Но лучше, чтоб было (улыбается).

Комментарии