Дизлайк с надеждой

В Челябинске 24 февраля завершается V Всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус»

В чем особенность нынешней программы, и почему она получилась именно такой, пытался понять наш корреспондент, который посмотрел все фильмы, идущие в конкурсе.

Ярослав Наумков

Пятый по счету, «Полный артхаус» является полноправным преемником фестиваля «Новое кино России», который когда-то, в начале и середине нулевых, был местом, где можно было посмотреть на настоящих звезд — и постсоветского коммерческого кинематографа, и начинающего отвоевывать свою нишу авторского. Артхаус в России тогда только начинал самоидентифицироваться, обозначать свои границы в медиапространстве и, как ни странно, в рабочем городе Челябинске спрос на «кино не для всех» был — стоит вспомнить, что в середине нулевых появился и «Фестиваль неправильного кино», продюсируемый издательской группой Парамон. Правда, там показывали, в основном, зарубежные фильмы, и тем не менее.

Фестиваль «Полный артхаус», кстати, тоже не придерживался строгих географических рамок: например, в прошлом, 2016-м году, на нем были показаны «Слепые свидания» Левана Когуашвили (Грузия), «Страшные сказки» Маттео Гарроне (Испания), «Эйзенштейн в Гуанохуано» Питера Гринуэя (Великобритания), а также итальянская лента «Декамерон» братьев Паоло и Витторио Тавиани.

В этом году программа фестиваля намного камернее, с усиленным «челябинским компонентом»: 21 января исполнилось 115 лет со дня рождения знаменитого режиссера и актера Леонида Оболенского, который долго время жил и работал на Южном Урале. Посему в программе «Челябинский кинословарь» были фильмы Сергея Мирошниченко (режиссер родом из Челябинска), «Игры мотыльков», снятые в Златоусте, картина 1924 года «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» с молодым Оболенским в качестве актера. Именно черно-белые ретрокадры этого фильма показывали на открытии фестиваля в Органном зале, под бодрящий аккомпанемент шикарного инструмента.

2016-й был Годом российского кино. Если взять коммерческий сектор, то несомненными хитами стали «Викинг», «Дуэлянт», «Экипаж». Что же с кино авторским, некоммерческим?

Пестрая — вот каким емким и точным словом можно охарактеризовать конкурсную программу пятого «Артхауса», в которую вошли фильмы, ранее не демонстрировавшиеся на экранах кинотеатров Челябинска. Хоррор про убийство видеоблогеров в замкнутом пространстве и социальная драма про шахтерский городок, притча о пробуждении индивидуальности у женщины бальзаковского возраста и сказка о любви к русалке... Общий месседж у всех этих фильмов, пожалуй, один — актуальность социальной проблематики.

«Дизлайк» Павла Руминова хоть и вызывает недоумение откровенными актерскими провалами, но при этом фиксирует очень важную, очень своевременную идею: нельзя быть неуязвимым, если все время живешь на виду. То есть каждый из нас в эпоху соцсетей является легкой мишенью, а погоня за лайками превращается в полноценный невроз, оборвать который иногда стоит жизни. Очень неуютная история, даже проверять смартфон во время просмотра не хотелось.

«Вся наша надежда» — фильм, казалось бы, из другой социальной вселенной. Что делать механику, когда шахта, на которой он работает, вот-вот рухнет на голову всему маленькому городку — и в прямом, и в переносном смысле. Однако, как ни странно, когда главный герой в конце фильма погружает нехитрый скарб и уезжает куда-то на Алтай, то есть ощущение, что он движется куда-то в сторону той жизни, где репутация может быть и реальной, и виртуальной, и ради признания необязательно каждый день спускаться в бездну.

Фильмы-мистификации «Рыба-мечта» и «Зоология» органично встают в один ряд с откровенно театрализованным «Учеником» Кирилла Серебренникова (такая манера — в общем, и есть его творческая фишка), идущим в программе «Вторая премьера». Кстати, именно этот фильм мог бы оказаться главной вспышкой фестиваля, какими в свое время стали «Левиафан» и «Франкофония», если бы, конечно, удалось зазвать в Челябинск самого режиссера. Но в этом году с гвоздем программы вообще не очень получилось.

— То, что нам удалось сделать с Сокуровым и со Звягинцевым, мы могли бы повторить в этом году с фильмом «Рай», картина все-таки попала в шорт-лист «Оскара», и мы предлагали приехать Андрею Кончаловскому, Тамара Мордасова (руководитель киноцентра Оболенского, организатор фестиваля — прим. редакции) лично с ним разговаривала, — рассуждает художественный руководитель «Артхауса» Вячеслав Шмыров. — Но, увы, в третий раз попытка не увенчалась успехом.

— Думаю, что «Рай», попади он в конкурсную программу «Полного артхауса», выглядел бы Монбланом посреди равнин, — выдает метафору критик Владимир Спешков. — Я вообще считаю, что самым художественно важным событием этого фестиваля является ретроспектива фильмов Анджея Вайды. Потому что это великий художник, очень связанный с Россией. Что мне нравится в этом фестивале — разнообразие программы. Неинтересен конкурс — или на вторую премьеру, а если ты краевед — вот тебе «Челябинский кинословарь».

Наверное, разнообразие — это и есть концепт фестиваля. В конце концов, именно это качество и определяет сегодняшнее артхаусное кино.

Комментарии