Медитация и танцы

Этно-музыка набирает популярность на Южном Урале

Фестивали в лесах под звуки бубнов и тамтамов с перепрыгиванием через костер существуют давно. Для города этно-музыка и «свободные танцы» — несколько странно. Но в Челябинске варганы, диджериду и джамбей — это не ругательства. Это музыкальные инструменты, чье звучание гармонично вписалось в мелодии индустриального города. Группа «Легенды мыслей» уже стала завсегдатаем лучших заведений Челябинска.

На их концерте в одном из баров на Кировке среди недели была полная посадка. Пока музыканты проводили sound-check, молодые барышни неспешно потягивали безалкогольные коктейли и смело отламывали теплый грушевый пирог. В жаркий челябинский вечер шарик мороженого на пироге таял за считанные секунды, а музыканты продолжали настраиваться. Или это уже была музыка, не похожая ни на один трек по радио? Тот, кто играет в «Легендах мыслей» на флейте, диджериду (музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии — прим. ред.) и бубне — Тимур Гареев. Именно он о группе и ее творчестве рассказал так, что безо всяких легенд и ненужных мыслей в голове можно было слушать и растворяться в звуках диковинных инструментов.

[block:views=onpage-block_similar]

— Мы играем музыку, которая нам нравится. И она рождается именно в тот момент, когда мы ее играем. То, что вы слышите, это абсолютная, тотальная импровизация. Нет никаких заготовленных форм. Примерно год назад мы встретились и начали творить. До этого у каждого в нашем коллективе был свой музыкальный путь. Никто друг друга не искал, все как-то само собой. Мне нравилось, как играет он, а ему — как я. Так, один за другим мы собрались в «Легенды мыслей». Причем у нас не было и нет цели создать группу. Мы просто встречаемся и играем, классно, что это кому-то еще нравится.

— Как вы расшифруете название вашего коллектива?

— Любая мысль, находящаяся в голове, может обрастать легендами в той же самой голове. Одновременно внутри тебя может сосуществовать бесконечное количество идей и форм. И в этом можно обнаруживать красоту. Это словосочетание пришло в голову Артему, он играет на бас-гитаре, джамбее (этно-барабан — прим. ред.), варгане (древнейший язычковый музыкальный инструмент — прим. ред.), караталах (индийский ударный инструмент — прим. ред.) и бубенчиках.

— У каждого в вашей группе есть свой арсенал инструментов. Как вы делаете выбор в пользу того или иного звучания?

— Мы импровизаторы, музыкант сам решает, какой инструмент он хочет сейчас взять. Классическое музыкальное образование необязательно, если ты хочешь играть на этнических инструментах. Просто начни играть! Диджериду появился у меня очень давно, лежал дома и пылился. Потом я стал пробовать, посмотрел в интернете несколько мастер-классов. Нужно правильно дышать: использовать циркулярное дыхание, когда исполнитель может держать звук неограниченное количество времени, и диафрагмальное дыхание, когда звук рождается на уровне диафрагмы, а только потом доходит до губ. Метод проб и ошибок самый действенный (улыбается).

Мы находимся в постоянном поиске. Часто экспериментируем: приглашаем диджеев, вокалистов, скрипачей и других музыкантов. Нас сложно назвать группой, «Легенды мыслей» — это, скорее, проект. Если завтра произойдет так, что мы разбежимся, наверное, каждый из нас погрустит. Но недолго. Жизнь не остановится. Мы не придумываем сегодня планы. Даже наши концерты носят название «Репетиция» (смеется).

— Вписывается ли этническая музыка в эстетику промышленного города? Для многих южноуральцев все, что имеет приставку «этно», синонимично «фрикам».

— Пусть так, мы никого не заставляем нас слушать. Этническая музыка очень гармонична среди заводских труб. Это расслабление, которое необходимо каждому человеку. Лично для меня этно-музыка — способ обнаружить себя. Кто-то находит себя в менеджменте, кто-то в журналистике. Говоря экзистенциальным языком, этно-музыка — это про то, что «я есть». Причем каждый раз «я» новый. С каждым концертом удается открыть новые грани себя.

— Аналогично медитативным практикам?

— Не совсем. Я говорю сейчас только о себе. Конечно, некоторые на концертах закрывают глаза и все время сидят без движений, настраиваясь на какие-то свои внутренние потоки. Но, вообще, на наших концертах люди танцуют. Причем танцуют так, как им хочется. Современная музыка очень шаблонна, она программирует вас на определенные движения. Мы стараемся выйти даже не за общие рамки, а за свои собственные. Наши слушатели закрывают глаза, расслабляют тело, отпускают мысли и просто двигаются.

— Это похоже на безумие.

— Или на красоту! Грань между безумием и красотой вы устанавливаете для себя сами. Если вас что-то вдохновляет, радует и вам кажется это прекрасным, значит — это красиво. А если кто-то со стороны скажет «Ой, сумасшедшая», пускай. Какая разница? Наши танцы, наша музыка, наши «Легенды мыслей» не вписываются ни в какие рамки — и это восхитительно.

Согласен, что многие возмутятся: «Такая музыка и „такие“ не для Челябинска!». Убежден: для него, совершенно точно. Мы творим здесь, у нас есть слушатели, есть те, кто приходят танцевать. Не можете нас слушать? Это ваше право, ваш вкус. Классно, что у нас вообще есть выбор...

Комментарии