«Дебаркадер-2016»: обязательно думайте

В Челябинске открылся Второй фестиваль современного искусства

В этом году фестиваль расширил временные и пространственные рамки: в течение трех месяцев на разных площадках города художники, фотографы, музыканты, представители киноиндустрии и другие творческие люди будут показывать свои работы и общаться на круглых столах.

Постоянная экспозиция исторического музея очень академична. И если проходят выставки современного искусства, то они более менее понятные. Даже выставка «ШизАРТ», на которой были представлены работы душевнобольных людей, была в краеведческом музее несколько лет назад. И она была понятна: вот диагноз, вот работа художника.

Выставки на «Дебаркадере» очень гармонично выстроены, кураторы свою работу выполнили достойно. Но сами работы очень разнокалиберны. В восточной башне музея проходит выставка «Молодежь». Живопись керамиста Александра Пурика, лирическая графика керамиста Бориса Тряпицына, геометрический триптих Любови Орловой и другие.

В описании выставки сказано: «...это не столько поиск, сколько изобретение форм эмоционального выражения». Но что нового изобретено? Новаторами челябинских художников назвать сложно, а вот достойными преемниками, продолжателями традиций «Митьков» или «Челябинских зубров» — запросто.

«Мы все очень неоднозначны. У нас у всех разные вкусы, разные взгляды на мир. Вот об этом выставка „Молодежь“. Нам, организаторам, очень сложно было создать гармонию из абсолютно разноголосых работ. Но за то, что получилось, нам не стыдно. В нашем городе прекрасные художники. Я всем говорю: приходите, смотрите и думайте. Обязательно думайте!» — советует куратор выставки, известный челябинский художник Татьяна Сусь.
Ее работы представлены на выставке «Челябинские зубры» в малом выставочном зале музея.

Экспозиция заслуживает внимания. Здесь работы тех, кого считают лучшими, тех, кто в челябинском искусстве, как в омуте — с головой. Владимир Мишин, Валерий Якивец, Николай Аникин — мастодонты южноуральского искусства, признанные творцы. Но среди «зубров» есть открытия: молодые художники со свежим взглядом на привычные вещи.

Например, к работе Вадима Лазарева «Три бутылки» очень подходит диалог о современном искусстве из фильма «О чем говорят мужчины»:

«— Смотрю, два треугольника: красный и синий. Подпись: „Два треугольника — красный и синий“. Иду дальше. Куча мусора, обнесена веревочкой, и подпись...
— Куча мусора!
— Вот, Камиль уже стал разбираться в современном искусстве.
— А то!»

Западная и восточная башни, старая школа и молодежь, уважение к традиции и поиск нового... А скоро пройдет семинар о современном искусстве под названием «Яйца курицу не учат?».

На втором этаже западной башни краеведческого музея представлена выставка шрифтового дизайна и типографики «TDC». Некоммерческая организация Type Directors Club с 1946 является ведущим специалистом в области типографии и шрифтового дизайна. Выставки «TDC» ежегодно проходят по всему миру — это презентация лучшего, что создано в дизайне шрифтов за последний год. Студентам-дизайнерам и специалистам выставка будет интересна. У людей, не различающих шрифт Times New Roman от Arial, возникает только один вопрос: «А этот и вот этот шрифты скачать где-нибудь можно, чтоб бесплатно?».
А если шрифты увлекут, то стоит посетить серию кинопоказов документальных фильмов о дизайне студии Shandesign, которая занимается не только оформлением телеканалов: НТВ, ТНТ, СТС, РЕН-ТВ — а еще и рекламными кампаниями «Газпром — национальное достояние», «Sochi 2014» и «Танцы».

Еще одна современная выставка — «Implosion» на втором этаже восточной башни. Абстрактная фотография — новое направление в фотоискусстве. Здесь представлены лучшие работы из Владивостока, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Сургута и, конечно, Челябинска. Новые взгляд на свет, цвет, движение.

Особого внимания заслуживает творчество Михаила Тормакова. Петербургского фотографа-абстракциониста уже назвали одним из самых неординарных и перспективных российских авторов. Все не-по-нят-но! Абсолютно! Ни капельки! Да там же капелек нет, там вообще неясно, что здесь изображено. Никаких привычных образов, знакомых предметов. Легкая наркомания? Нет! Каждый видит то, что хочет.

Южноуральские творцы: Александр Глебов, Сергей Жатков, Ирина Катаева — очень смело работают с яркими цветами, в которых знакомые силуэты можно только попытаться разглядеть. Художники отказались от точного воспроизведения действительности и отображают привычные явления и предметы совсем иначе.

«Мы хотим показать, насколько неисчерпаемы художественные и технические возможности фотоискусства. Абстрактная фотография — загадочный и сложный жанр, поэтому мы постепенно начинаем знакомить зрителей с ним», — отмечает куратор выставки, известный искусствовед Ольга Конфедерат.

Между башнями музея и между открытиями выставок прошло выступление челябинского театра современного танца. Юноши и девушки делали только им понятные па, а в конце исполнили танец на досках, подобных скейтбордам. Фоном звучала переделанная, переиначенная, перекрученная музыка советских кинофильмов. Челябинцы пытались проникнуться, а молодые люди танцевали, прыгали, катались на досках... У Даниила Хармса было что-то в этом духе: «Мне надоело смотреть. Вечерело. А бабушки все падали и падали...».

Вечером танцовщики выступали снова. А после них вышла молодая группа «Порт ветров» с резким роковым звучанием и неплохим женским вокалом. Певица Мара пела о «Холодных мужчинах» в подобном стиле. Но «Порт ветров» нам роднее, чем какая-то Мара. Да и название благозвучное.

Легенды южноуральского рока — «Резиновый дедушка» исполнили самые известные хиты, показали, что такое хороший рок-н-ролл. Юрий Богатенков отпустил пару шуточек про Соню Кривую с наганом на улицах Челябинска, а потом признался: «Настоящие мужчины плачут навзрыд».

Если прислушаться к советами Татьяны Сусь: приходить, смотреть и думать — фестиваль хороший. Просто «попялиться» лучше в цирке или в барах через дорогу от музея. «Дебаркадер» — тусовка творческой интеллигенции, у которой глаза горят, а руки творят.

Комментарии