«Нас должны узнавать не только по метеориту»

Челябинский музей искусств выходит на европейский рынок

Искусствовед челябинского государственного музея изобразительных искусств Наталья Махновская стала членом международного сообщества по изучению фламандского и голландского искусства Codart. Благодаря ее открытиям, в музее «безымянные» картины обретают своих авторов.

«В нашем музее коллекция западноевропейской живописи небольшая — около 70 вещей, — но представительная. Мной переатрибутированы (переатрибуция — процесс проверки правильности ранее установленных данных о картине — прим. редакции) из них примерно 20 полотен. Собственно, ради атрибуции я в музее и работаю», — рассказывает Наталья Махновская.

В советское время из центральных музеев малоизвестные и, как тогда считалось, не очень ценные картины передавались в провинциальные учреждения. Наталья Александровна объясняет, что в челябинском музее достойных работ много, открытия можно совершать чуть ли не несколько раз в год. Она изучает данные  по малоизвестным картинам, чтобы провести максимально полное и точное исследование, при этом подключая коллег из музеев Европы. Сегодня, благодаря интернету, не нужно ждать редких возможностей поехать за границу, в Москву или Петербург для общения с центральными музеями. Электронные переписки ведутся практически ежедневно. Махновская проводит совместные исследования с французами, голландцами, в планах — сотрудничество с японскими учеными.

Сегодня искусствовед работает над установлением авторства и подлинности картины «Собаки перед убитым зайцем» Жана-Батиста Удри. В углу картины значатся только две буквы «J. B.» Продолжения подписи нет — вероятно, полотно утратило свой подлинный размер за несколько столетий. С Натальей Александровной связался французский исследователь Гийом Нику и поделился ценной информацией.

«Он изучил документы. Оказывается, что специально для дворца Бельвю, принадлежавшему маркизе де Помпадур, Жану-Батисту Удри была заказана серия из четырех картин. Дворец до наших дней, к сожалению, не сохранился. Вся серия была куплена для императрицы Екатерины Второй, согласно данным каталога аукциона посмертной распродажи коллекции маркизы де Помпадур (фаворитки французского короля Людовика XV), в Париже в апреле 1766 года. Из четырех картин сохранилась всего одна. И она у нас. В Челябинске», — делится Наталья Махновская.

Кроме Удри, искусствовед «подарила» автора картине «Батальная сцена». В 1960-х полотно поступило в коллекцию музея изобразительных искусств с подписью «автор неизвестен, XVII век». Среди всех фламандских художников того времени определить, кому именно принадлежит эта работа — было чем-то нереальным. Наталья Александровна стала искать аналоги в музеях мира и нашла похожую батальную сцену кисти голландского живописца Яна ван Хухтенбурга «Битва при Рамильи» в коллекции Риксмузеума в Амстердаме. Имеющиеся на тот момент материалы были отправлены голландским ученым Питеру Рулофсу и Бернарду Вермету. Они согласились — картина может принадлежать кисти Хухтенбурга.

Наталья Александровна продолжила расследование. Используя макрофотографирование и инфракрасную рефлектографию (живая съемка ИК-камерой с подсветкой ИК-лампой, — прим. редакции), удалось рассмотреть подпись художника сквозь многочисленные слои лака и краски. Голландский специалист из Маурицхейса Квентин Бувело и хранитель голландской живописи XVII-XVIII вв., ведущий научный сотрудник Эрмитажа, доктор искусствоведения Ирина Соколова подтвердили, что у нас подлинное произведение Хухтенбурга.

Яна ван Хухтенбурга сложно назвать художником первой величины. Но на европейских аукционах его знают и ценят: картины продаются от 10 до 120 тысяч долларов. В России мастер представлен всего в нескольких музеях.

Гийом Нику готов приехать из Франции на Южный Урал со своей выставкой, пообщаться с ценителями западноевропейской живописи. Полотно Хухтенбурга ждет выставки в фондах музея. Все, как всегда, упирается в деньги. Хотя... не только в них.

Челябинск — город специфичный в своем отношении к искусству. В музеи ходят, но редко. Об искусстве говорят, но мало. Поэтому Наталья Александровна решила «выходить» на европейский рынок.

«Открытия нашего музея изобразительных искусств общественного резонанса в городе не вызывают. Один знакомый мне доктор искусствоведческих наук сказал: „У нас в России науки (имея ввиду искусствоведение, — прим. редакции) нет, вы обращайтесь к западным специалистам!“. Этим я и занимаюсь. Западноевропейскую живопись я готова изучать максимально глубоко, поэтому подала заявку в Codart, и меня приняли», — говорит Махновская.

Codart — международное сообщество по изучению фламандского и голландского искусства. Находится в Гааге и консолидирует у себя материалы со всего мира. Наталья Александровна сразу после публикации ее материалов по Хухтенбургу подала заявку в Codart. Директор сообщества каждого кандидата рассматривает самостоятельно. В начале февраля 2017 года на официальном сайте сообщества Codart появилась личная страница Натальи Махновской.

«На моей странице есть ссылка на сайт нашего музея изобразительных искусств. А там — выложена почти вся наша коллекция западноевропейской живописи. Надеюсь, нас будут узнавать в Европе не только по метеориту», — добавляет искусствовед.

Комментарии