Это по любви

5 причин, почему любительские театры в Челябинске не менее (а может, и более) интересны, чем профессиональные

Что делать, когда хочется стать частью актуального театрального процесса, но посещать каждый день «Театр.doc» и «Практику» нет никакой возможности, поскольку вы живёте не в столице? Настоятельно советуем обратить внимание на студенческие и любительские театры. Благо, в Челябинске с такими коллективами нет проблем. Объясняем, в чем заключаются их сильные стороны.

Любительские театры с лёгкостью берутся за современную драматургию

В своей колонке для специального номера журнала «Театр.», посвящённого состоянию театральной провинции, бывший завлит театра драмы имени Наума Орлова довольно метко, хоть и не бесспорно, объяснял, почему многие профессиональные коллективы сторонятся современной драматургии: «Сознание у типичных театральных устроено странным образом: оно не приемлет актуального. Они его не понимают и боятся. В сознании таких людей закрепляются сюжеты и имена, бывшие актуальными в дни их интеллектуальной молодости, а также события, принесшие когда-то видимый успех. Все это, подобно фрейдовской травме, блокирует любые подходы к современности».

Очевидно, этим можно объяснить такое скудное присутствие на челябинской сцене произведений актуальных авторов и молодых драматургов. Любительские же театры наоборот с лёгкостью вгрызаются в истории, которые говорят о дне сегодняшнем и тех проблемах, которые понятны нашим современникам, рассказывают о конкретных жизненных ситуациях, в которых зрители могут узнать (или не узнать) себя.

Достаточно привести в пример два прекрасных спектакля Народного студенческого театра «Профиль» ЧГПУ: «Дело чести» по Луцу Хюбнеру (про столкновение двух непримиримых характеров) и «Хорошо быть тихоней» по Стивену Чбоски (про то, как научиться отпускать «демонов прошлого»).

Как всякое настоящее искусство, эти постановки крайне точно формулируют болезненные для общества вопросы, на которые не может существовать простых и однозначных ответов.

Любительские театры не боятся экспериментировать

Как уже было сказано, любительские театры не скованы никакими рамками и могут свободно брать такой литературный материал, который никогда не возьмёт театр профессиональный (так, например, эксперты отмечают, что драма абсурда в своё время попала во взрослые театры из молодёжных).

Часто каждой новый спектакль коллективы пытаются сделать в новом жанре, плюс они вольны всячески экспериментировать с формой и содержанием, держа, правда, в уме тот факт, что эксперимент подразумевает собой не только успех, но и провал.

Эта свобода берётся от того, что такие спектакли делаются не ради театрального проката и зарабатывания денег, а ради того, чтобы разобраться в сути исследуемого произведения, отношениях между персонажами, ради ощущения живого процесса и просто ради интереса. Любительский коллектив может год работать над спектаклем, а потом сказать: у нас не получилось, мы сейчас сделаем что-нибудь другое.

Часто также спектакли любительских театров по ходу своей сценической судьбы претерпевают существенные изменения, и вам в прямом смысле не удастся увидеть одну и ту же постановку дважды. Потому что, во-первых, ребята, которые играют в любительском театре - не профессионалы, им не хватает умения удерживать форму; во-вторых, если происходит замена актёра, то новый артист привносит в роль свой рисунок личности, свою темпоритмическую и психофизическую составляющую, что, конечно, меняет пульс спектакля.

А бывает и так: те, кто были на премьере спектакля «Эквус» Владимира Филонова (худрука студии-театр «Манекен» ЮУрГУ), поставленном по пьесе Питера Шеффера, помнят, какой страх и трепет (в хорошем смысле) он оставил после себя. Оригинальный материал, построенный на юношеских сексуальных фрустрациях и фобиях, на обретении гармонии между природным и разумным началом, трудностях и горестях взросления, был сыгран по-взрослому, без всяких скидок на любительский статус студии. В первую очередь, это касалось Нурлана Садыкова, исполнившего роль тяжелого подростка Алана Стрэнга. Потом Филонов сделал спектакль более лайтовым, сбавив градус напряжения, но оно и правильно: непрофессионалы всё-таки не должны играть так, «на разрыв».

Любительские театры организуют отличные фестивали

Увидеть все главные спектакли челябинских любительских коллективов за год (да ещё на профессиональной сцене) можно на местном этапе «Весны студенческой».

Впрочем, некоторые из этих театров, будучи не лыком шиты, сами организуют отличные фестивали.

Например, студия-театр «Манекен» ЮУрГУ раз в два года (если получится) проводит международную театральную универсиаду UniFesT, на которую съезжаются различные любопытные студенческие театры не только со всей России, но и из зарубежья. Столько смелой драматургии, сколько показывают на UniFesT’е за пять дней, в Челябинске не сыщешь порой и за год (тут и вербатим, и классические, и современные пьесы, и контемпорари дэнс).

Другой, не менее примечательный и ежегодный фестиваль, совмещающий в себе также функции научно-практической конференции, организует Народный студенческий театр «Профиль» ЧГПУ. То есть на этом фесте можно не только посмотреть спектакли, но и послушать доклады на самые разные темы, посвящённые театру и драматургии. И это бесценно.

Любительские театры не страшатся эпатировать публику

Делая остросоциальные вещи, любительские театры не боятся эпатировать зрителей.

Так, например, театр-студия «У Паровоза» имени Зои Александровой (которую можно назвать полупрофессиональным коллективом - много ли вы найдёте любительских театров, которые являются репертуарными?) при постановке спектакля «Сволочи, или Ночь Гельвера» по пьесе польского драматурга Ингмара Вилквиста запрятал в финал один финт ушами. Он даёт возможность по-иному посмотреть на историю, рассказывающую про Германию 30-х годов, нетерпимость к чужому, а если шире — о том, как поставленный на колени народ теряет всякий налёт цивилизованности и начинает творить ужасные вещи.

В уже упомянутом «Хорошо быть тихоней» тоже есть один эпатирующий эпизод: по сюжету герои в какой-то момент ставят спектакль в спектакле, «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — культовый трэш-мюзикл 70-х годов (те, кто его видел, представляют себе, что это такое). «Профиль» эту травестийную историю на грани фола подаёт с таким куражом и азартом, что от неё начинает кругом идти голова и глаз не оторвать.

Любительские театры от слова «любить», а не «любитель»

Вынесенная выше фраза уже стала клише, но что поделать: лучше не скажешь. Люди в любительский театр приходят играть не за деньги, а потому, что у них есть сильное желание что-то сказать, сделать. «В силу этого в любительском театре присутствует азарт — азарт неофита, дилетанта, который что-то не умеет, но который очень хочет этому научиться. И это подкупает», — говорит Владимир Филонов, худрук студии-театр «Манекен».

Как показывает практика, подкупает не только режиссёров, но и зрителей.

Комментарии