Куда же столько помощи...

В России дан старт работе корпорации по поддержке малого и среднего бизнеса

Задачи структуры — обеспечить малый и средний бизнес (МСП) льготными кредитами, защитить от давления силовиков и контролирующих органов, а также увеличить долю участия в госзакупках. Разбираемся, нужна ли предпринимательскому сообществу очередная организация по его поддержке, и в чем конкретно она будет заключаться.

«...основным игроком на поле все равно останется Министерство экономического развития»
oboi20.ru

Институты и программы

[block:views=onpage-block_similar]

Корпорация создана на базе Агентства кредитных гарантий, с участием МСП-банка (российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, «дочка» Внешэкономбанка), и на 100% подконтрольна государству. В 2015-2016 годах она может аккумулировать на поддержку МСП не менее 80 млрд рублей из бюджета, сообщили федеральные чиновники.

Между тем, в России уже существует масса институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Мы даже не уверены, что сможем назвать их все. Поэтому, сославшись на данные Российского Союза промышленников и предпринимателей, укажем хотя бы те, которые знают сами бизнесмены: Центр «Сколково», ОАО «РОСНАНО», ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростехнологии», ОАО «Россельхозбанк», Фонд содействия реформированию ЖКХ, региональные инвестиционные фонды, Инвестиционный фонд РФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в НТ, ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), ОАО «Российская венчурная компания» и ФГАУ «Российский фонд технологического развития».

Непосредственно в Челябинской области существует несколько институтов поддержки МСП.

«Начну с тех, которые касаются защиты прав и интересов бизнеса. Это институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Штаб по ликвидации административных барьеров для МСБ, Антикризисный штаб, в котором есть направление по МСБ», — перечисляет бизнес-омбудсмен в Челябинской области Александр Гончаров.

При этом, как рассказал «Челябинскому обзору» Владислав Корочкин, первый вице-президент «Опоры России», чаще всего предприниматели пользуются не столько институтами, сколько программами, которые существуют в рамках института. Тот же самый Внешэкономбанк сам напрямую не взаимодействует с предпринимателями, а через региональные правительства направляет деньги на программы по прямой или косвенной поддержке малого бизнеса. Основные направления — субсидирование различных видов деятельности, гарантийные фонды, которые позволяют снизить барьер для доступа к финансированию, существуют также программы компенсаций затрат для малых компаний, гранты на открытие собственного дела, которые проходят через правительства регионов. Поэтому институты поддержки бизнеса существуют в самом широком виде.

«При этом я думаю, что основным игроком на поле все равно останется Министерство экономического развития — как орган государственной власти, который осуществляет нормативную функцию», — добавляет Корочкин.

Вообще же, как отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов, ключевых проблем, по сути, три (решать их будет госкорпорация): отсутствие дешевых кредитов, административное и уголовное преследование бизнеса и отсутствие доступа к госзаказу, с чем чиновники будут бороться посредством создания единого реестра субъектов МСП.

«К сожалению, то, насколько будут дешевыми кредиты для малого и среднего бизнеса, зависит не только от институтов развития, но и от общеэкономической ситуации в стране, — комментирует Сергей Пенкин, заместитель начальника аналитического департамента Ассоциации российских банков. — Также от величины базовой ставки, которую устанавливает ЦБ, от инфляции, от тех рисков, которые банки закладывают при кредитовании данного рода заемщиков. Пока можно сказать следующее: макроэкономическая ситуация сильно препятствует тому, чтобы стоимость кредитов для конечных заемщиков в числе малого и среднего бизнеса снижалась».

По данным МСП-банка, во втором квартале 2015 года средние ставки на рынке кредитования составили 19-20% и снизились в сравнении с первым кварталом лишь на 1 процентный пункт. К концу года ожидается сокращение объема выданных кредитов примерно на 16,5%.

В целом, по мнению участников рынка, те ресурсы, которые можно получить по программе МСП-банка и по программе Агентства кредитных гарантий, приводят к тому, что процентная ставка для конечного заемщика может быть снижена от одного до пяти процентных пунктов — в зависимости от профиля его бизнеса, сроков кредитования и множества других факторов.

«То есть в этом диапазоне заемщик может получить экономию на процентной ставке, если к его кредитованию подключается государственная ставка развития», — отмечает Пенкин.

Что касается уголовного преследования предпринимателей, за первое полугодие 2015 года, по данным Бориса Титова, число возбуждаемых дел по налоговым статьям и по статье «Мошенничество» возросло на 88%. Но в Челябинской области дела не так плохи — напротив.

«Динамики в возбуждении уголовных дел ГУ МВД не наблюдается, в Следственном комитете 48 уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждено в 2014 году, за пять месяцев 2015 года — 39 уголовных дел указанной категории. В наш адрес в 2015 году поступило 5 обращений о незаконном уголовном преследовании по указанным статьям», — поделился информацией уполномоченный по правам предпринимателей на Южном Урале Александр Гончаров.

Чиновник под контролем

По словам Гончарова, основная масса обращений поступает на незаконные решения, бездействие администраций муниципалитетов. Больше всего обращений — по вопросам нарушений в сфере земельных и имущественных отношений, превышение полномочий, необоснованные отказы должностными лицами по заявлениям предпринимателей и на неисполнение органами власти своих обязанностей.

Глобально госкорпорация будет бороться именно с такими перегибами — трудиться над задачей радикальной смены бизнес-климата в России. Фактически это означает, что новой чиновничьей структуре предстоит бороться со своими же. Как будет реализована такая «закольцованная» схема — эксперты пока оценить затрудняются. Тем более, что в России уже есть пример запуска проекта с аналогичными функциями, но иной реализацией — некоммерческой организации содействия бизнесу «Агентство стратегических инициатив». Сигналы власти в данном случае посылают сами предприниматели.

АСИ на регулярной основе проводит опросы через СПП, ТПП, «Деловую Россию» и «ОПОРУ РОССИИ» среди предпринимательского сообщества и оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, выявляя лучшие практики.

«АСИ не помогает бизнесу деньгами, а занимается изменением среды вокруг бизнеса, которая измеряется отношением власти к бизнесу. Это гражданский аудит власти», —поясняет Дмитрий Довженко, общественный представитель АСИ в Челябинской области.

«Довольно часто предприниматели наталкиваются на проблемы, связанные с федеральными нормативными актами, а изменить их — очень небыстрый процесс. На региональном уровне какие-то вещи проще продавить», — резюмировал Михаил Парфентьев, руководитель экспертной группы АСИ по Челябинску.

Таким образом, новоявленная федеральная корпорация может оказаться менее эффективной, чем структуры, представленные в регионе.

 

Комментарии