И эти люди учат нас...

В Челябинске падает спрос на коучей, бизнес-тренеров и прочих мастеров различных тренингов

Тренд обучаться передовому опыту у ведущих бизнесменов возник еще в конце 90-х, когда наша страна оказалась в бурном водовороте мировой экономики, а новая волна предпринимателей увидела, насколько их знания и компетенции отстают от тех бизнес-практик, что уже десятилетиями существуют в развитых странах.

caricatura.ru

Сначала в Россию чаще зазывали «тренеров» из США, затем потянулась вереница коучей из Европы, а потом уже и «наши выросли». В Челябинске широко эта тенденция проявилась в 2006–2008 годах. B призыв посетить тренинг, к примеру, у Игоря Качалова: «Кризис — лучшее время для роста» — был как никогда актуален! И шли, и платили, и учились!

Пик спроса пришелся на 2012 год, когда Челябинск был просто завален рекламой тренингов и различных коучей, и все ходили-ходили-ходили, впитывали информацию: ведь полезная она на деле или нет, можно было узнать только после тренинга.

В 2017 году этот спрос начал падать.

Причин несколько. Во-первых, после нескольких лет непростой экономической ситуации у малого и среднего бизнеса (основная клиентура бизнес-гуру, коучей и прочих мотиваторов и специалистов по росту, продажам и маркетингу) просто нет денег (во всяком случае, ТАКИХ денег) на обучение. Во-вторых, это наслаивается на кратно выросшее количество «коучей» и «тренеров», и, как следствие, падение качества их услуг.

Причем это касается как местных, челябинских «бизнес-гуру», так и известных, самых раскрученных представителей этой, так сказать, профессии.

Челябинские тренеры и коучи уже показали себя в различных сферах бизнеса неэффективными, и все эти «заговоры», «личностный рост» и прочее сошли на нет. Как и доверие к тем, кто про это говорил. Все просто — сначала ты показываешь свои реальные успехи, и только затем ты становишься гуру для многих. А в наше время проверить, кто из местных «коучей» что из себя представляет на деле, стало намного проще.

Да, по-прежнему в Челябинск каждый год привозят, пожалуй, самого известного маркетолога России Игоря Манна, плюс его не менее известного коллегу, «тренера ума и харизмы» Радислава Гандапаса. Но их уже видели много раз, к тому же кардинально новые мысли и темы они уже не предлагают.

«Если вы считаете, что iPhone — это лишняя трата денег, то вы — лохи», — одна из фраз господина Гандапаса на тренинге «Скрипты успеха». Семь часов я пыталась услышать хоть один из скриптов, но получила семь часов веселого самолюбования спикера за 30000 рублей. «Жалко денег, жалко потраченного времени», — комментирует генеральный директор «Первой текстильной компании» Светлана Май свое посещение тренинга гуру личностного роста.

Тем не менее, силами местных компаний на внутреннем рынке провели 5–6 мероприятий, посвященных SMM-направлению, на которые пожаловали московские гости, но количество гостей на этих мероприятиях оставляло желать лучшего. Остальные же мероприятия можно посчитать по пальцам.

Отклик (и практически полный зал конгресс-холла ЦМТ) собрал знаменитый американский ветеран-мотиватор Брайан Трэйси, но и только.

И еще одна тренд-напасть на головы недозрелой части челябинского бизнеса: «консалтеры-гастролеры», а именно — те, кто приезжает просто заработать, представляясь супербизнесменом года, при этом умолчав, что стартовый капитал в несколько миллионов дали им «папы, дяди или наследство». Тем не менее, именно они собирают огромное количество наших студентов, стартаперов и пытаются в неокрепшие умы посадить зерна, которые условно можно разделить на два типа: «визуализируйте и будет вам счастье» или «займите деньги, вложите в то, что верите, и не надо ничего просчитывать — просто двигайтесь!» Относительно странные посылы, но, тем не менее, спрос на них есть! Тренинги стоят в среднем 1500–2000 рублей, собрать зал в 50–100 человек они могут, 10 городов — и первый миллион в кармане. Чем не бизнес?

Тем временем лавры продвинутого и бизнес-ориентированного города по-прежнему забирает соседний Екатеринбург. Там и ЭКСПО, и Евро-Азиатская Неделя маркетинга, и специалисты приезжают более, скажем так, разнообразные и интересные, да и мероприятия масштабнее, с тысячами посетителей.

Отдельным ноу-хау в Челябинске стоит отметить мероприятия, устраиваемые кулуарно для своих потенциальных и реальных клиентов рекламными агентствами: вот как раз там есть возможность услышать «из первых уст» информацию о новинках в сфере рекламы, хэдхантинга, маркетинга и стратегического планирования, в целом, а самое приятное — возможность пообщаться с реальными гуру по определенным направлениям!

Будем надеяться, что в следующем году этот тренд получит достойное развитие.

Комментарии