Гости дорогие

Сколько зарабатывают челябинские гостиницы

В конце марта в Челябинске не прошло ни одного массового события, на которое съехались бы гости из других городов или стран. Такого события не произошло и в конце февраля. Однако отели и мини-гостиницы продолжают жить, некоторые планируют расширение. За счет чего они существуют? Необходимо ли строительство новых «постоялых дворов» в промышленном, не туристическом городе? И сколько зарабатывают челябинские отельеры?

andrews-sykes.com

Чем богаты, тем и...

Если почитать научные работы о гостиничном бизнесе в России последних лет, то везде пишут о быстрых темпах роста, оптимальном сочетании рисков с эффективностью инвестиций. В Челябинске за последние три-четыре года гостиниц стало действительно много. Хостелы, мини-отели, гостиницы мировых брендов и просто отели высокого уровня — варианты на любой кошелек. 

Удивительно, но действительно точных данных о количестве гостиниц в Челябинске нам найти не удалось.

В Управлении по физической культуре, спорту и туризму администрации города к одному из крупных спортивных мероприятий по фигурному катанию проводили собственный подсчет отелей, где можно было разместить участников соревнований — 58 гостиниц с общим фондом в 2320 номеров. Сегодня данные изменились, некоторые гостиницы закрылись, некоторые — наоборот, распахнули двери. Но в мэрии Челябинска, куда мы обратились за помощью, актуальными и точными цифрами не располагают. Еще можно ссылаться на аналитику различных риэлторских компаний, у которых цифры разнятся от 42 до 60 отелей, при этом общее количество номеров специалисты в сфере недвижимости называют примерно такое же — 2300.

Если в карте Челябинска геоинформационной системы 2ГИС вбить в строке поиска «гостиница», пользователю будут предложены 137 организаций, международный сервис бронирования номеров в Booking.com выдает 142 варианта. Среди отелей натыкаешься на набирающие популярность «апартаменты» — квартиры посуточно, говоря простыми словами. Формально ни хостелы, ни апартаменты к гостиничному бизнесу не относятся. Законодательной базы для них практически не создано.

Количество «звезд» отеля — это, вопреки обывательскому мнению, скорее, технологические характеристики гостиницы. В головах простых граждан пятизвездочный отель ассоциируется с сусальным золотом, персидским коврами и богемским стеклом. На самом же деле это четкий перечень требований к оснащению комплекса и к определенной квалификации персонала. Да, пяти- и четырехзвездочные отели, по большому счету, подразумевают состоятельных постояльцев, которые привыкли к хорошему уровню сервиса. Но при этом и те же «три звезды» совсем не означают, что вам будут плевать в кофе на завтрак, а в номере будут бутылки и окурки от предыдущих постояльцев. 

Сегодня обязательная классификация для гостиниц в России существует только в тех 11-ти городах, где будет проходить Чемпионат мира по футболу. В других населенных пунктах ее проходят «по желанию». Но с 2018 по 2020 годы все отели в России должны будут пройти обязательную сертификацию и получить свою «звездность»: от нуля до пяти.

Пока что в Челябинске ее прошли только четыре объекта: гранд-отель «Видгоф» — пять звезд, гостевой дом «Сибирский» — четыре звезды, Lynx Club Bisness&Beauty — четыре звезды и «Сфера ЧМС» — три звезды.

«Разница между четырьмя и пятью звездами иногда определяется наличием дополнительной электростанции или вторым вводом воды, а никак не комфортом и красотой номеров. Лучше уделить внимание не „звездам“, а отзывам, положению отеля, году постройки и тем критериям, которые важны для определенного человека. Может, кому-то важна приветливая девочка на ресепшене, а кому-то чистота номера», — объясняет Марина Карелина, депутат Городской думы Челябинска, директор ООО «Управляющая компания «ПаркСити».

Мини-гостиницы, которые появляются в Челябинске чуть ли ни ежемесячно — это достаточно свежий тренд в городах-миллионниках. Многие хотят жить в уютных отелях: номерной фонд не больше 20, где каждому гостю уделяется много внимания. Владельцы крупных гостиниц признаются при этом, что конкуренции со стороны мини-отелей практически нет — они рассчитаны на разную целевую аудиторию. «Перехватить» гостя, который хочет остановиться в маленьком хостеле где-нибудь на улице Цвиллинга, и привести его в четырехзвездочный «ПаркСити» или в «Видгоф», где целых пять звезд, не получится — ему изначально мраморные полы и широкие лестничные пролеты неинтересны, считают участники рынка. 

«В больших гостиницах бурлит жизнь. В нашем отеле, например, постоянно проходят различные конференции, останавливаются спортивные команды. А люди, проживающие в мини-отелях, хотят спокойствия, уединенности и минимума встреч с другими гостями», — объясняет генеральный менеджер отеля «Мелиот» Елена Стародубцева.

«Наверное, если бы апартаментов, хостелов и мини-гостиниц вообще не было, все бы жили у нас, а мы бы не знали, куда людей расселить. Для нас все вокруг конкуренты, но главное понимать, кто из них основной игрок рынка, с кем нужно „бороться“ за гостя», — добавляет директор отеля Radisson Blu Дмитрий Климов.

Гостиницы доступны всем

«В Екатеринбурге есть ресурс, куда все отели ежедневно отправляют информацию о своей загрузке. И сразу становится понятно: какая сейчас ситуация на рынке, какие прогнозы мы можем сделать, как можно отрегулировать цену. В Челябинске такого нет, некоторые наши конкуренты боятся озвучить любые свои цифры, борются за каждого гостя. Могу уверенно сказать, что у нас загрузка 50 процентов», — говорит Дмитрий Климов.

Средняя загрузка отелей в Челябинске, как уверяют опрошенные нами эксперты, составляет 40-45 процентов.
Поскольку столица Южного Урала для туристов малопривлекательна, сюда едут в основном на бизнес-трипы (проще говоря — в деловые поездки и командировки). Пик активности — середина недели в сезонах осень/зима. С мая по сентябрь гостей в городе намного меньше, в выходные дни — тоже. Поэтому отели придумывают дополнительные услуги: «романтический уикенд», «спа-уикенд», «все включено» и так далее, причем по привлекательной цене.

Романтические уикенды — это сегодня модно. Фото фруктов, бокала шампанского и «лебедя», сложенного из полотенца, девочки мечтают выложить в инстаграм. Но их возлюбленные жалуются на высокий ценник в отелях. А жалуются, надо признать, отчасти зря.

В Челябинске «разбег» цен для влюбленных — в среднем от 2000 до 5500 рублей за номер. В соседнем Екатеринбурге — от 3000 до 9000 рублей.

«Цены диктует нам рынок. Мы все смотрим друг на друга, постоянно мониторим Booking.com. Если загрузка низкая — понижаем цены, высокая — повышаем. И это делают все: и пятизвездочные отели, и трехзвездочные. В Челябинске относительно низкий ценник на номера, потому что мало гостей. Отели „разрывают“ гостей между собой за счет понижения цены и создания новых услуг, акций и так далее», — поясняет Елена Стародубцева.

По мнению Марины Карелиной, гостиничный бизнес Челябинска отстает от Северной Америки и Европы на 5-10 лет. 

«Когда в 2009 году к нам приехал иностранец, занимающийся отелями, — рассказывает директор „ПаркСити“, — он спросил: „Есть ли у вас flexible rates (гибкая система скидок — прим.ред.)?“. Мы понятия не имели, что это такое. Только сейчас я понимаю, что он имел в виду: мы должны подстраиваться под гостя, события, сезонность, и менять цены минимум раз в месяц». 

С появлением сервисов онлайн-бронирования номеров, наподобие Booking.com, примерно 40 процентов гостей бронируют номера именно в онлайн-режиме.

«Да, Booking.com забирает 18 процентов от цены бронирования, но если есть результат, почему нужно от него отказываться? Мини-отелю „Старый город“, который входит в наш холдинг, „Букинг“ очень помогает. Пусть Европа судится с этим сайтом, обвиняя в монополизме. Для нас это отличный ресурс: не нужно создавать сайт для отеля, гость может все изучить на „Букинге“ и сразу забронировать номер», — рассуждает Марина Карелина. 

При этом Елена Стародубцева отмечает, что бронирования «от стойки» сохраняются: «„Мелиот“ — spa-отель, поэтому некоторые гости после процедур предпочитают остаться в наших номерах и отдохнуть», — говорит она. 

Похожая ситуация в «ПаркСити» — от общего числа постояльцев 12 процентов относятся к категории «walk ins», то есть те, кто не бронировал номер заранее. Гости остаются в номерах после посещения караоке, банкетов или после просмотра футбольных матчей в спортивном пабе.

Помимо собственно гостиничных услуг, деньги в гостиницы приходят из того, что их окружает. Владельцы гостиниц строят рестораны, бары, спа-салоны, фитнес-клубы, обустраивают конференц-залы. По большому счету, без этого представить себе современную крупную гостиницу уже трудно.

«Хорошо работает то, что работает в комплексе. Гостю, который плохо знает Челябинск и не хочет далеко ходить, нужно где-то отдыхать. Молодоженам тоже проще остаться в отеле рядом с банкетным залом или летним рестораном, для этого должны быть соответствующие условия. Кроме того, дополнительные услуги становятся преимуществом в конкурентной борьбе. Допустим, у нас примерно один ценник с другим отелем, но у них есть только один бар, а у нас — три. У одних только сауна и джакузи, а у других еще и бассейн. Гость, скорее всего, выберет тех, у кого больше услуг», — говорит Марина Карелина. 

ШОС пройдет, гостиницы останутся?

К саммиту ШОС, если он все-таки будет проходить в столице Южного Урала в 2020-м году, запланировано строительство 24 гостиниц. 
Мэрией Челябинска даже подписаны специальные договоры с их инвесторами. При этом до намеченного мероприятия осталось три года, но строительство, по большому счету, толком не начато. Но даже если начнется — что будет после саммита с этими отелями? 

По мнению Дмитрия Климова, в России уже есть более «готовые» города для ШОС: Сочи, Казань, Екатеринбург.

«Для гостиниц один лишь саммит вряд ли станет положительным: вложения в подобные инвест-проекты, по опыту отельеров, не оправдывают себя. Срок окупаемости — 10 лет. И строить гостиницу под недельное мероприятие могут люди, которые, мягко говоря, не просчитали экономический эффект. А потом начнутся проблемы: гостиница стоит, загрузка оставляет желать лучшего, сокращается персонал, с хороших завтраков переходим на хлеб и воду, а одна горничная убирает три этажа, в итоге все придет к демпингу. Бизнес ради бизнеса никому не нужен. В Челябинске достаточно гостиниц и других средств размещения, новые стройки для индустрии гостеприимства будут только во вред», — объясняет он.

В Челябинске нет моря, нет условных «египетских пирамид». Зато есть довольно жесткий климат, неблагоприятная экология, плохие дороги. Путешественников сюда заманить сложно. События, которые привлекли бы массы, тоже случаются не так часто. Спортивные соревнования собирают большое количество гостей, но надеяться на постоянную загрузку только такой категорией постояльцев отелям тоже не приходится. 

Основные гости челябинских гостиниц — бизнес-туристы, приезды которых зависят от экономической и политической ситуации. Дмитрий Климов рассказал, что в 2015 году Radisson Blu вынужденно сократил штат сотрудников, особенно «иностранный» менеджмент. Сейчас некоторых сотрудников приглашают вернуться — ситуация в целом стабилизировалась. Гости тоже ищут способы оптимизации затрат. Вместо дорогостоящих поездок и проживания в отелях стали выбирать онлайн-конференции. Но даже если гостиничные номера будут стоить 300 рублей, вряд ли жители Амстердама или Берлина поедут сюда в массовом порядке. Россияне могут сколько угодно уповать на санкции и нестабильный курс. Все проще и сложнее одновременно.

«С нашими отелями все понятно: либо ты работаешь, вкладываешься в развитие и продвижение, либо жалуешься и собираешь копейки с „бизнеса“. Санкции не коррелируются с услугами отелей, поэтому на бизнес-туризме в Челябинске практически не сказываются. Ну, перестали у нас продавать европейские яблоки, и что? А вот событийности нам точно не хватает», — резюмирует Марина Карелина.

Считать чужие деньги — хорошо

Из-за отсутствия точных актуальных данных даже приблизительный подсчет оборота рынка гостиничных (и сопутствующих им) услуг в Челябинске — дело непростое.

Более-менее уверенно можно говорить о среднем числе гостиниц в городе — 56 организаций с общим фондом около 2300 номеров. За среднюю загрузку номеров, опираясь на слова наших экспертов, берем 40 процентов (зимой чуть больше, летом — меньше).

По данным сервиса Booking.com, в Челябинске самый дешевый стандартный номер на одного человека в гостинице уровня «две звезды» стоит 800 рублей. Самый дорогой — в «пяти звездах» — 7000 рублей за сутки.

Путем несложных расчетов получается, что ежедневно выручка отелей (без учета хостелов и жилых апартаментов) в Челябинске может составить от 736 тысяч до 6,44 миллиона рублей. За год же может «набежать» от почти 265 миллионов рублей до 2 с лишним миллиардов. Разброс цифр велик, и скорее всего, ближе к истине окажется величина посередине — миллиард с небольшим рублей. Не так много, но и не так уж мало.

Комментарии