Как в последний раз

Сколько потратят челябинцы на празднование Нового года?

Второй год подряд в декабре рубль пикирует вниз, Правительство публикует новые данные об увеличении числа бедных в стране, а продукты дорожают как минимум раз в неделю. И, тем не менее, Новый год — праздник, про который нельзя забыть и на котором традиционно не экономят. Ритейлеры, шоумены, рестораторы готовятся к страде. «Челябинский обзор» попытался выяснить, как изменилась структура предновогодних и праздничных трат.

Shutterstock

Праздник состоится

Для начала немного федеральных данных. Во-первых, львиная доля россиян будет встречать Новый год в пределах Родины, так как средства на поездку в Европу, Азию или еще куда-то остались у совсем небольшого процента населения. «Как показало одно из наших последних исследований, 43% россиян собираются провести каникулы дома, никуда не выезжая, а о планах провести каникулы на даче, в гостях у родственников и друзей заявили чуть больше трети опрошенных — 36%, — сообщает президент исследовательского холдинга „Ромир“ Андрей Милехин. — И хотя в 2015 году на курорты и в турпоездки отправились 15% респондентов, а уже в январе 2016 года аналогичные планы строят 18% опрошенных, теперь в полтора раза больше респондентов собираются отправиться в путешествие именно по России».

Во-вторых, измеряя градус настроения россиян, Андрей Милехин оптимистично заявил, что, несмотря на все трудности, о «полной депрессии речи не идет». Праздник состоится в любом случае, хотя наверняка он будет скромнее, чем даже год назад. А год назад люди уже перешли в режим накопления и сбережения, и уже тогда средние чеки и средние траты значительно уменьшились по сравнению с 2012–2013 годами.

Особенность трат в этом году состоит в том, что челябинцы не будут отказываться от праздника, но могут существенно сократить расходы на каждую из его составляющих. Елка — ­подешевле, стол — попроще, а поход на корпоратив — ­вскладчину.

Заказать дедушку

Так как последние годы в стране и, в частности, в Челябинской области, был бэби-бум, количество россиян, верящих в Деда мороза, существенно выросло. А это значит, что артисты и шоу­мены, по обыкновению, хорошо заработают в последние числа декабря и в январские каникулы,
на утренниках.

Сколько стоит вызвать Деда Мороза на дом? Судя по предложением многочисленных праздничных агентств, в Челябинске удовольствие начинается от 1500 рублей за 15-минутное представление. Речь, разумеется, идет о классическом волшебнике, с белой бородой и мешком подарков. Пару лет назад, например, было модно вызвать темнокожего гос­тя и вместо хоровода у елочки устроить зажигательные африканские танцы. Детям нравилось, родители платили.

Безусловно, в компании Деда Мороза и Снегурочки любят оказаться не только дети, но и взрослые. Тут расценки совсем другие. «Если меня вызывают на квартиру, где собрались девушки, и просят устроить представление, в котором посох превратится в шест, то я беру минимум 5–6 тысяч руб­лей за полчаса», — сказал один известный в Челябинс­ке артист, пожелавший, однако, остаться неназванным. Зарабатывать на новогодней компании любят все, а вот посвящать в детали — ­немногие.

Принципиально иной прайс у тех, кто просит рассказать стишок не на дому, а на корпоративе. Тут разбег цен такой, что привести их в какую-то систему практически невозможно. «Ведущий праздничной вечеринки берет примерно от 25 до 35 тысяч рублей за вечер, в зависимости от количества приглашенных, программы и т. д, — говорит диджей радио „Интерволна“ и ведущая праздников Регина Вишневская. — Впрочем, это средняя температура по больнице. Есть те, кто демпингует — выставляет сумму в пределах 15–20 тысяч рублей. А есть звезды, которые, напротив, просят немыслимые суммы».

Под немыслимой суммой в нынешнюю кампанию «Новый год-2016» имеется ввиду порядка 60–70 тысяч за вечер. Как отмечают ведущие, какого-то заметного спада спроса на их услуги нет, компании все равно заказывают корпоративы. Но замысловатые вечеринки уже всем приелись. Просят меньше конкурсов и больше артистов, а сценарий — попроще. Чтобы сотрудники не состязались, а отдыхали. И так год был непростым, не до частушек и бега в мешках.

Там будет много диких обезьян

Традиционные новогодние продажи праздничной атрибутики — значительная часть дохода ритейлеров. Хлопушки, салюты, бороды из ваты и т. д. — все это уже полным ходом сметается с прилавков в Челябинске. «Мы не заметили какого бы то ни было количественного сокращения спроса, напротив, фиксируем небольшой прирост траффика в этом году по сравнению с 2014-ым, — говорит руководитель PR-отдела ­гипермаркета „Япраздник“ Юлия Останина. — Однако снизился средний чек — на 5–10% по сравнению с прошлым предновогодним периодом. Тем не менее, уже сейчас, в середине декабря раскуп­лена вся партия костюмов Деда Мороза и Снегурочки, мы уже заказали новую. Самый ходовой товар — карнавальные костюмы, атрибутика для тематических вечеринок. В этом году очень популярны гавайские одеяния — парео, цветы. Все-таки грядет год Обезьяны, поэтому все хотят жаркого праздника».

Что касается новогоднего стола, то он ожидаемо подорожает. «Думаю, что ценовые изменения составят около 10%, по сравнению с прошлым годом. Не стоит забывать, что в течение всего нынешнего года наблюдался рост цен на продовольственные товары, — говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — На цены влияет целая совокупность экономических факторов. Это и девальвация национальной валюты, и введенная недавно система „Платон“. Последствия от введения налога „Платон“, кстати, россияне будут ощущать и в следующем году. В любом случае, праздничный стол в этот новый год у большинства граждан будет гораздо скромнее. От деликатесов и излишеств многие будут вынуждены, скорее всего, просто отказаться». В общем, оливье, нарезка, горячее, шампанское. Ну и фрукты — Обезьяна, как-никак. Все в лучших традициях Книги о вкусной и здоровой пище.

Добровольно-принудительно

Не особо хлебосольно в этом году будет и на многих корпоративах. Кризис заставляет руководителей отказываться от вечеринок для сотрудников. И не только на периферии, но и в Москве, уверяют нас федеральные эксперты.

«Заказы есть, однако говорить о каком-то особом ажиотаже я бы не стал. В столице бронируются, в основном, столики в хороших ресторанах. Гораздо тяжелее складывается ситуация с небольшими заведениями, — сообщает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Сегодня, за считанные дни до праздника, они пытаются найти одного заказчика, чтобы полностью сдать ресторан. Совершенно очевидно, что мы ­наблюдаем тенденцию к снижению празднования. Схожая ситуация складывалась и в 1998, и 2008 годах. Все же прекрасно понимают, что рестораны — это то, от чего люди отказываются в первую очередь. Ведь хорошо поесть, в принципе, можно и дома. Что касается российских регионов, то там ситуация гораздо хуже — многие рестораторы вообще не находят себе клиентов на новогоднюю ночь».

Впрочем, заведения высокого сегмента в Челябинске на плотность заказов не жалуются.

Директор ресторана Ambassador Евгений Левит заявляет, что зал выкуплен под корпоративы с 17 по 30 декабря, кроме воскресений. Однако в денежном выражении прибыли будет меньше, чем год назад. «Рентабельность падает, это очевидно, — комментирует он. — Корпоративы в хороших ресторанах заказывают компании численностью от 60 человек. Стоимость праздника выросла, и преж­де всего, конечно, из-за роста цен на продукты, которые в этом году подорожали на 15–20%. Минимальный прайс на человека — от 3000 рублей, это стол и праздничная программа. При этом половину этой суммы, как правило, оплачивают сами приглашенные. То есть теперь корпоративы существуют по принципу софинансирования, а еще пару лет назад, как правило, все оплачивали сами компании».

Вот так. Хочешь вечеринку, плати сам. Хотя бы половину.

Кто доживет до 2017-го?

Безусловно, экономические потрясения сокращают сегмент рынка праздничных развлечений, причем уже второй год подряд. На уровне региона это, может, и не так заметно, но в рамках федеральной статистики очевидно. «Сегмент эконом-класса, а это в первую очередь малый бизнес и небольшая часть среднего бизнеса, понес серьезные потери — очень многие компании собираются отменять свои корпоративы или же намерены устраивать их очень скромно прямо в офисе. Обращения на event-рынок сократились от 15 до 30 процентов, — говорит генеральный продюсер агентства праздников „КнязевЪ“, член совета Национальной ассоциации организаторов мероприятий Сергей Князев. — Примерно на столько же сократились и бюджеты, запланированные на корпоративные вечера. Поэтому агентства, которые работают в этом сегменте, потеряют довольно серьезные деньги. Что касается среднего и крупного бизнеса, то здесь потери не столь большие. Однако бюджеты сократились, в первую очередь, за счет того, что перестали приглашать на корпоративные праздники звезд эстрады и звезд телевидения в качестве ведущих и в ­качестве поющих. В сегменте luxury не наблюдается практически никаких изменений. Все, как было, так и остается. Разве что раньше крупные компании заказывали проведение корпоративов в Европе, а теперь в Азии».

Эксперт прогнозирует, что в 2017 году с рынка уйдут многие агентства. Так, в сегменте эконом-класса около 30–40 процентов компаний либо приостановят свою деятельность, либо уйдут совсем, либо переключатся на другую нишу — например, свадебную. Что вполне логично, потому что на свадьбах в России принято экономить еще меньше, чем на праздновании Нового года.

Впрочем, все это будет уже в следующем году. Пока же игроки рынков считают прибыль, а челябинцы готовятся к бою курантов и новогоднему обращению президента. Наверняка он скажет что-то и об экономике.

Комментарии