Королевство маловато

Челябинский бизнес развивает экспансию за пределы региона

Этот тренд, на самом деле, начал проявляться несколько лет назад. Однако окончательно оформился в 2016-17 годах, когда часть крупнейших агрохолдингов региона окончательно определилась с приобретениями или путями завоевания рынков соседних регионов. И это, с одной стороны, хорошие новости, но с другой, выход за пределы родного региона шаг во многом вынужденный.

плакат Михаила Митряшкина

Челябинский бизнес вообще-то отличается некоей «домашностью». Случаи активной экспансии крупнейших южноуральских предпринимателей за пределы региона нечасты. На ум приходят разве что ММК и его владелец Виктор Рашников, владеющий активами в Турции, «Группа ЧТПЗ», взявшая под свой контроль Первоуральский новотрубный завод в Свердловской области, группа «Магнезит» с заводом в Красноярском крае, «Макфа» семьи Михаила Юревича, имеющая производственные площадки в Ставропольском крае и на Алтае, а также владеющая екатеринбургской фабрикой «Смак» и активами в Курганской области и в Подмосковье; да бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов, которые много лет владеют крупнейшим в стране производителем вина «Кубань-вино», а также разнообразными промышленными активами в Кемеровской области.

Но все это — по большей части крупный промышленный бизнес. Другие же отрасли до последнего времени оставались в основном «внутри» региона.

Ситуацию изменили агропромышленники. Сельское хозяйство и производство продуктов питания — сектор экономики региона, который в последние годы растет опережающими темпами. Как рассказывал в интервью «Челябинскому обзору» вице-губернатор региона Сергей Сушков, Челябинская область почти по всем основным позициям достигла уровня собственного производства, необходимого для обеспечения продовольственной безопасности. Объем выпуска продукции превысил 130 миллиардов рублей. А по ряду позиций, из-за бурного роста объемов производства, челябинские агрохолдинги перекрывают потребности области в разы (например, курица). Сразу пять челябинских агрохолдингов входят в топ-50 крупнейших в России.

По словам Сушкова, «внутренний» спрос Челябинской области по многим позициям уже исчерпан. Уже сейчас отрасль производит продукции почти на 40 тысяч рублей в год на каждого жителя области, включая грудных младенцев. То есть на 10-12 тысяч в месяц на семью из трех человек. А значит, логичный шаг — выход на рынки соседних регионов. И попытка наладить экспортные поставки.

Похоже, это поняли некоторые крупнейшие игроки. Так, производитель мяса курицы «Равис» некоторое время назад приобрел птицефабрику «Среднеуральская» Там же есть активы (Новоуральский молочный завод) у «молочного короля» Челябинской области Дмитрия Еремина (сейчас все его предприятия активно переходят на единый бренд «Российское молоко»). Крупнейший агрохолдинг юга области «Ситно» имеет определенные интересы и предприятия в Башкирии. А собственники мясокомбината «Таврия» Михаил Плеханов и Виталий Рейхель владеют целой сетью аналогичных предприятий в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгоградской и Самарской областях.

Насколько этот тренд будет устойчив — покажет ближайшее время. Выход на уровень лидеров своей отрасли как минимум в Урало-Сибирском регионе и тем более по всей стране — штука непростая, требующая времени, ресурсов и сил, а главное — амбиций (в наличие которых есть определенные сомнения). Иначе — не самая радостная перспектива быть поглощенным теми, кто успеет это сделать раньше.

Пока же самый успешный пример выхода челябинского бизнеса на федеральный уровень — розничная сеть «Красное & Белое» (КиБ) Сергея Студенникова, начинавшая как алкомаркеты и уже четвертый год подряд входящая в число самых быстрорастущих компаний России (по версии журнала РБК). Ее выручка достигла (по данным РБК) 138 миллиардов рублей, что сравнимо со всем агропромом региона.

Комментарии