«Училка» для взрослых

Зачем родители нанимают репетиторов не только для детей?

pixabay

Май. Близится пора экзаменов — школьники трясутся в ожидании ЕГЭ и усердно зубрят предметы. Но, оказывается, помощь репетиторов зачастую нужна не только ребятам — набирают популярность уроки и для взрослых...

— Морфемы? Что за морфемы? «Морфология» — знаю, «слова» — знаю, а «морфемы» — вообще неведомо, напридумывают.
— Как 2 зайца поделить на 4 утки? Что они там в учебниках сочиняют?
— Евгения Онегина давать в 4 классе? Да мы его в седьмом проходили, что ребенок может понять в раннем возрасте?

Родители школьников тратят 144 тысячи рублей в год на репетиторов... для себя. Такую интересную статистику приводят специалисты одного образовательного портала. Зачем такие траты? Главной причиной специалисты называют то, что родители попросту сами не все понимают в современных учебных программах. Приходится заново садиться за парту и наверстывать упущенное в школьные годы, а может, и с нуля изучать новшества системы образования. Все ради того, чтобы помогать ребенку с домашними заданиями. Конечно, есть и другие мотивы вновь стать прилежным учеником — например, повышение квалификации или получение дополнительного образования.

Откуда «набежала» такая сумма за год? Москвичи посчитали среднюю стоимость занятия (в столице она начинается от 1 000 рублей за академический час). В Челябинске цены более щадящие — можно найти и за 200-300 рублей. Правда, это будут студенты, практиканты, стажеры. Чем более опытный педагог, тем, естественно, он выше ценится. У педагога со стажем, имеющего определенные достижения, заслуги — к примеру, подготовленные олимпиадники, опыт успешной подготовки к международным экзаменам — ценник заслуженно будет повыше.

При этом, по данным все того же портала, самый популярный предмет среди родителей — английский язык. Это неудивительно, ведь его изучение, в отличие от других предметов, не ограничено школьными рамками, и он вполне пригодится в жизни. К тому же в свое время он не был так распространен (многие из старшего поколения изучали тот же немецкий). Вот и получается: английский изучает почти четверть взрослых. На втором и третьем местах — самые любимые и необходимые всем школьникам в преддверии ЕГЭ (а значит, и их родителям) русский язык и математика.

Вернуться за парту можно по разным причинам

Понятно, что подход к обучению взрослых отличается от школьников. Педагоги заводят целые тематические форумы, чтобы обсуждать это и делиться опытом.

«Залог успешных занятий со взрослыми — интересный и эффективный учебный курс, обязательно с выполнением домашних заданий в рабочей тетради и широким использованием аудиоматериалов (в т. ч. и дома). Я работаю со взрослыми более 10 лет, и это мой любимый вид преподавательской деятельности. Как правило, если взрослый мотивирован и учебник удачный, эффект бывает достаточно высоким», — отмечает педагог Алла (имя автора изменено — прим. редакции).

С этим подходом согласен и Александр — преподаватель английского языка в одном из вузов Челябинска, который также занимается репетиторством. Он рассказал «Челябинскому обзору», популярны ли у нас в городе занятия для взрослых.

«Я сам веду занятия у взрослых, и да, это довольно-таки частое явление. Но при этом характерная особенность у взрослых заключается в том, что они очень четко понимают цель, ради которой они нанимают репетитора. В основном это связано, конечно, с работой, с развитием профессиональных навыков, с перспективой карьерного роста, либо для поездок. Так или иначе взрослый человек понимает, зачем им нужен этот репетитор, в отличие от тех детей, которые изучают иностранный язык, потому что находятся под влиянием родителей, и четкие цели, зачем им это надо, не сформированы».

И у взрослых бывают свои экзамены, к которым необходимо готовиться

При этом наш собеседник считает, что изучение предмета родителями для дальнейшей помощи чадам — малоперспективное дело. «На мой взгляд, подобная теория в принципе противоречит здравому смыслу. Зачем платить за обучение родителя, чтобы потом он учил ребенка? Если можно сразу нанять репетитора для ребенка, при этом вменить в обязанности проверку домашнего задания, объяснение школьной программы, помощь при выполнении упражнений», — добавляет педагог.

Звучит весьма логично. Но если взрослый все-таки решил заняться изучением предмета, того же языка — сколько это будет примерно стоить для жителя Челябинска? Подсчитать это не так-то просто: ценники за урок — весьма непостоянная величина, и, как мы писали выше, сильно зависят от опыта педагога и условий обучения. Александр поясняет: в целом, средняя стоимость занятия в Челябинске колеблется от 400 до 600 рублей за академический час. «Сложно сказать, какое количество часов необходимо, чтобы выйти на определенный уровень. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Плюс многое зависит от того, насколько регулярно, систематически человек занимается. В школах по изучению иностранного языка программа одного уровня ориентировочно рассчитана на 72 академических часа. Это, повторяю, один уровень. Соответственно, если проходить все уровни — Starter, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, то умножаем на 72 — получается около 300 часов. Но это опять-таки все очень условно».

Что ж, достаем калькулятор и прикидываем: одна «ступень» изучения языка, при средней цене 500 рублей за академический час, обойдется примерно в 36 000 рублей. Если хотим достигнуть серьезного уровня Intermediate, то умножим еще на четыре и получим как раз те самые 144 тысячи рублей. Только для челябинцев, в отличие от москвичей, это будут два года обучения, по полгода на каждый уровень. Именно такой срок, при условии прилежного обучения, нужно затратить для изучения одного курса. Но все равно, удовольствие не из дешевых.

Педагоги уверяют: успешность любых занятий зависит от самоподготовки

Есть и еще один выход — проводить совместные занятия взрослых с детьми. Это выгоднее, плюс родитель сможет сразу заметить, как именно проходят занятия, и высказать пожелания. Правда, в этом случае необходимо особо тщательно подойти к выбору педагога — того, который сможет учесть разницу в мотивации своих разновозрастных учеников, и выстроить оптимальную программу, подходящую и ребенку, и более старшему «товарищу» по парте.