По ту сторону земли

Зачем челябинцы закапывают себя заживо

Pixabay

Во всем мире набирает популярность экстремальный вид то ли развлечения, то ли психотренинга — закапывание людей в землю. Не обошла стороной специфическая практика и Челябинск. Зачем люди хоронят себя заживо (пусть и на пару часов), и кто этим занимается?

Группа людей с лопатами с утра пораньше выезжает куда-то за город — выбирают место — там, где песок или мягкая сухая почва. По прибытию начинают рыть яму — длиной в человеческий рост, глубиной не больше метра. Когда все готово, туда опускается первый доброволец. Все, что ему оставляют для связи с внешним миром — маску с трубкой для дыхания, выходящую на поверхность. А дальше на пару часов — тишина и теснота. Наедине с собой. Под слоем земли.

Справедливости ради, такой вид «развлечения», как захоронение воина, не такой уж и новый. Подобные практики начали проводить в России еще с десяток лет назад. Но с каждым годом об этом говорят все больше — видимо, сейчас это набрало массовость. Причем это не просто странное времяпрепровождение у каких-то маргиналов или субкультур. В мире этим занимаются не только энтузиасты, а целые медицинские центры или другие учреждения.

Так, например, один университет в Нидерландах ввел эту практику для студентов. Тренинг называется просто и исчерпывающе: Memento Mori (с лат. «Помни о смерти»).

Университетская «могила» была вырыта энтузиастом Джоном Хакингом, священником в студенческой церкви, как раз 10 лет назад, в 2009 году (но освещать массовость такого явления в СМИ начали только сейчас). Он пояснил свое нововведение так: «Люди больше не говорят о смерти. И я спросил себя: как я могу придать старой идее Memento Mori новое обличье? Притворяться мертвым — вовсе не предназначение этой могилы. Ее предназначение — заставить что-то сделать со своей жизнью».

Кто-то организует практически полноценную церемонию захоронения, кто-то - просто опускает в землю.

В той же Корее это организовано несколько иначе: тебя не просто закапывают под землю, а организуют настоящую церемонию похорон: включая составление завещания, фотографию на память и прощание с родственниками, затем под траурную музыку пациента кладут в гроб. Именно пациента, это — не секта или экстремальное увлечение, а целая медицинская практика. Это способ людей по-новому (прямо из гроба) взглянуть на свою жизнь и научиться по-настоящему ценить ее. Поэтому неудивительно, что в основном клиенты, пользующиеся данной тяжелой практикой, — те, кто находится в депрессии или в тяжелой жизненной ситуации.

В Челябинске все происходит куда прозаичнее. Это не организуют медцентры и клиники. Скорее, закапывание для вас проведут ребят из экстрим-клуба. На сайте и в группах — как положено, сертификаты, гарантирующие надежность оборудования. Занимаются такой практикой они с осени прошлого года. За это время процедурой воспользовались около 10 челябинцев. Но прежде всего команда протестировала закапывание на себе.

«Закапывание заживо — жесткая практика, которая помогает перебороть страхи, выйти из депрессии и открыть новую страницу жизни. О практике закапывания пишут, что закапывали себя заживо шаманы в Сибири, Тибете и на Алтае, а еще — древние славяне и мексиканцы, — поясняет член команды Кристина Зайцева. — Это был способ снять отрицательную энергию, прикоснуться к смерти, чтобы научиться контролировать страх перед ней (который, как известно, главный человеческий страх) и обрести энергетическое и физическое здоровье. Говорят, самое тяжелое — это привыкнуть к ощущениям в первые 10 минут. Под землей слышно стук сердца и свое дыхание — из-за маски оно издает звук мурлыканья, поэтому чтобы услышать ответ сверху, нужно задержать дыхание — чтобы была тишина».

Процесс проводится строго под наблюдением

Что по этому поводу думают челябинские психологи? Что вообще толкает молодых (и не только их) людей на разные экстримальные виды деятельности и риск здоровьем (как минимум психическим)?

"Первое — для людей важны сами ощущения, выработка адреналина, - поясняет доцент кафедры психологии ЧелГУ Екатерина Веденеева. — Вторая категория — это те, кто выбирают риск, такие игры со смертью. Дальше: если мы говорим про молодых людей, про подростковый, юношеский возраст — это может быть поиск себя, идентичности, утверждения своей личности через экстремальные виды деятельности, это может быть поднятие своей самооценки. Для подростков еще характерно выражение внутренней боли, с которой они сталкиваются, и если не находят отклика, то они словно клин клином вышибают — нужно сделать себе еще экстремальнее, еще больнее через такую форму.

В психологии используется метод танатотерапии. Это лечение через переживание смерти.

Что касается закапывания — в психологии действительно есть такое направление, как танатотерапия, то есть это лечение через переживание смерти. Она в Россию пришла из-за рубежа. Танатотерапия действует, когда человек сталкивается с переживанием смерти через этот ритуал захоронения. Считается, что происходит некое обновление ценностей, понимание смысла жизни. Если это проводят люди, которые далеки от психотерапии, в непрофессиональных руках такие эксперименты могут быть чреваты. Все-таки отчасти это медицинская техника, это должно сопровождаться профессионалом, психотерапевтом, который сопровождает процесс и выводит на осознавание, дает возможность обсудить через переживания. Если это делать как развлечение — можно ухудшить ситуацию, усилить страхи человека«.

При этом сами ребята из команды гарантируют безопасность: «Внимание!!! Не повторяйте подобное самостоятельно!! Все испытывается на эмоционально устойчивых участниках, под присмотром медика!

В нашей команде закапывание производит врач и психотерапевт. Риск примерно такой же, как при любом экстремальном развлечении, будь то американские горки или прыжок с парашютом».

Так что любой желающий сможет отдать примерно 2 500 тысячи рублей и взглянуть на свою жизнь по-новому. Ну, не взглянуть, конечно — из-под слоя земли много не увидишь — но полежать немного по ту сторону земли, размышляя над вечным. Но лучше для начала все-таки понять, зачем это вообще нужно — и если есть серьезные проблемы, обратиться в специализированное учреждение.