Что это было?

Январь-2022 в Челябинске, России, мире...

pixabay.com

Американцы задумали новый сериал про Россию с уже затертыми до дыр клише: медведи, шапки-ушанки, балалайки и, конечно, водка. В России тем временем разбирают скандал с футболистом и «Наташей». А Челябинск как приобрел новый арт-объект, так стремительно его и лишился. Наш внештатный колумнист Петр Васильев традиционно по итогам месяца бросает взор на его основные события и размышляет: что это было?

Мир: в уютном плену дремучих стереотипов

Американцы снимают сериал про якобы события в России

Казалось бы, эпоха конфронтации и «холодной войны» закончилась с падением берлинской стены, воссоединением двух Германий, прекращением жесткого военно-политического противостояния по оси Восток — Запад. Так, да не так. А ведь одно время в ходу даже был лозунг, он же концепция: «Европа — наш общий дом», который спустя годы назовут то ли глупостью, то ли изменой.

Хотя тот период мог стать (но не стал) переходным, нашим общим шансом выкарабкаться из плена убогих идеологических стереотипов и уж если не построить чудесный новый мир, то хотя бы перестать смотреть друг на друга сквозь прицел... Но шансом этим мы не воспользовались. Может, не смогли, может, не захотели — только это тема другой колонки. Сейчас же о том, как мы его (наш шанс) бездарно профукали, чем теперь кто-то бравирует и даже стебется, а кто-то принялся на нем откровенно паразитировать и зарабатывать, благо материал сам в руки идет.

На днях в сети появилась подборка фотографий со съемок нового фильма (или сериала) «Секретное вторжение» (Secret Invasion) от Marvel Studios — американской киностудии, дочерней компании Walt Disney Studios (наиболее известные фильмы, собравшие более одного миллиарда долларов кассовой прибыли в Северной Америке на своих наиболее известных проектах: «Люди Икс», «Человек-паук» и кинематографическая вселенная Marvel).

Ожидается, что шоу выйдет в следующем году и будет состоять из шести эпизодов

Новое кино не отличает замысловатость сюжета или текста, а вы что еще ждете от очередной идеологически «заряженной» киношки? События шестисерийного фильма в жанре action (приключения) разворачиваются на территории современной России. Хотя сцены праздника Дня народного единства снимались в канадском Галифаксе, а улицы британского города Лидса должны, по мнению сценаристов и режиссеров, «сыграть роль» Москвы. На кадрах массовка — люди в шапках-ушанках, машины с российскими номерами, припаркованные возле здания с вывеской «Галерея сумасшедшего».

Чем не старый добрый блокбастер о Джеймсе Бонде «Из России с любовью»?! Разве только в актерском составе различия. В том агента 007 играл легендарный Шон Коннери, в новой агитке снимаются Сэмюэл Л. Джексон, Эмилия Кларк и Коби Смолдерс. А так — посылы, декорации, антураж фактически те же. Подозреваю, и диалоги не сильно отличаются. Представления Запада о России за это время хоть и дрейфовали по шкале доброго отношения от минус 10 в сторону зоны положительного восприятия, но так за 0 и не перевалили. Идеологемы все те же: медведи, шапки-ушанки, балалайки и, конечно, водка, а зачем что-то новое добавлять. Все сценарные замыслы и линии досконально проработаны...

Чья тут вина? Она обоюдна. Нет кого-то одного виноватого. Как не появляется infant terrible сам по себе, без внешних сопутствующих всей его ужасности благоприятствующих факторов.

И пока Запад будет продолжать штамповать на своих «фабриках грез» идеологически заряженные киношки про Россию, издавать им под стать книжки, такие же научные доклады, проводить аналогичную политику, стоит ли обижаться, что россияне на шутливый вопрос на музыкальном сайте в инете: «Кого послать на следующий конкурс Евровидения: Манижу, Моргенштерна, кого-то еще или сразу истребитель СУ-57?» массово голосуют за последний вариант...

Россия: профессионализм ничто, хайп — все, или SMMщики рулят

SMM-отдел футбольного клуба ЦСКА вляпался в скандал федерального масштаба

Это ж как надо презирать свою страну, чтобы написать: «Юсуф, это Россия, у нас много Наташ тут!» («Yusuf, its Russia, we have many Natashas here» — орфография поста сохранена...).

Надпись появилась не на какой-нибудь личной страничке морального деграданта, а на вполне официальном аккаунте в соцсетях, принадлежащем футбольному клубу ЦСКА. И разместили ее там вполне официальные лица — сотрудники клубного медиаотдела, посчитав, видимо, вполне невинной, а главное, смешной шуткой, анонсирующей переход в команду на правах аренды турецкого атакующего полузащитника французского «Лилля» Юсуфа Языджи.

В головах армейских «креаклов» Турция, как и турецкие мужчины, включая футболистов, очевидно, прочно ассоциируются с охочестью до легкодоступных женщин, которые, был период в 90-х, ездили из России в ту страну отдохнуть и, что греха таить, подзаработать на курорте... Так и появилось это имя нарицательное Natasha.

Только какая связь между поведением пониженной социальной ответственности и задачами бороться на футбольных полях за чемпионство и попадание в еврокубки?! А ведь перед ЦСКА именно такая задача, как я понимаю, сейчас ставится, иначе зачем дорогостоящие усиления?!

Трансфер игрока такого уровня, как Юсуф Языджи, для всего российского футбола — событие знаковое. Он — чемпион Франции прошлого года, обладатель Кубка, игрок основного состава сборной Турции. Так что в Россию приехал однозначно футбольный топ. Интересно, размещая подобный пост про «Наташ», в головы этих, с позволения сказать, «творцов» не приходила мысль, что профессиональный футбол как спорт высших достижений и секс-туризм — виды деятельности, мягко сказать, несколько разные. И даже шутить на эту тему не столько глупо, сколько непрофессионально. Особенно от имени профессионального футбольного клуба. Хотя и с прочих точек зрения тоже: и отношения к своей стране, и фактора национальной принадлежности игрока, который в вашу страну приехал защищать цвета вашего клуба, и с позиций общечеловеческой морали...

Но у новоявленных креаклов свои профессиональные лекала, подходы и приемы, где суть и смысл ничто, хайп — все! Где содержание подменяется скабрезным юморком. Аналитика и аргументация вытеснена горлопанством и порванным на груди тельником...

Да, пост тот провисел чуть меньше суток и был удален по распоряжению высокого клубного руководства. И даже не важно, какого уровня, спасибо и на том, что еще остались те, кто понимает разницу между задорно, смешно и глупо. Клуб официально извинился, пишут, что вроде даже отстранил некоторых «ретивых творцов» от работы.

Впрочем, тут же нашлись и те, кто публично встал на их защиту. А как вы хотели, когда пошлость и дурь не просто проникли в мейнстрим, а запросто стали формировать повестку, подруливая всем и вся, вон даже во МХАТ пробрались, не говоря уж про всякие низкопробные телешоу и т. д. и т. п. Футбол тоже, увы, не стал исключением. Так и рулят, пока в очередной раз кто-то не схватится за голову и не потребует снять срочно...

Че: артобъект за десятку миллионов, и это все?!

Скульптура за 10 миллионов рублей вызвала немало вопросов у горожан

Что сегодня только не измеряют?! Всевозможные рейтинги, казалось бы, призваны убедить нас, рядовых потребителей, во всем: от свежести продуктов и прочности памперсов до успешности управленцев самых разных уровней. Например, есть рейтинг, кто из чиновников является топ-блогером. Да-да, многие власть имущие сами ведут свои блоги в соцсетях...

Рейтинги выпускаются регулярно. Они доходчиво объяснят, на примерах показывая, в какую сторону качнулись экономические показатели, пошли в рост или наоборот. Или подтверждают умозаключение, что жить становится лучше, а главное, веселее...

Вот только недостаток у них один, при этом глобальный — рейтинги нематериальны, ни проверить, ни пощупать. Как, например, булку в магазине: свежая или не очень. А может, черствая совсем? Рейтинги — не булка, приходится верить (или нет) аргументации экспертов. А тут хочешь не хочешь, вспоминается Александр Грибоедов с его бессмертным: «А судьи кто?»

Но вдруг оказалось, что чиновники в погоне за рейтинговыми очками — ведь успешность, как и трудоемкость деяний, надо же как-то измерять — сами, не подозревая того, подсказали изумительный способ оценивать их «душ прекрасные порывы», как и управленческие кульбиты. Такая подсказка недавно появилась в Челябинске, практически в самом центре города — арт-объект «Три кита» называется.

«Композицию из трех огромных светящихся китов установили на набережной реки Миасс. По контракту арт-объект обошелся городским властям в 9,7 миллиона рублей. Однако челябинцы считают, что скульптура абсолютно не стоит своих денег. Корпус фигур выполнен из тонкой арматуры, а светоотражающие детали сделаны из пластика и скреплены нейлоновыми стяжками. На некоторых частях уличного украшения горожане заметили скотч», рассказали о «творческой победе» местные СМИ.

Пределу возмущения челябинских соцсетей не было границ. Люди стали делиться некоторыми фактами, которые указывали на далеко неправедные действия авторов в деле украшательства города. Пахнуло жареным...

Арт-объект как установили, так быстро и демонтировали

Мэрия предпочла не касаться «художественных достоинств» композиции, заявив, что «работы еще не приняты и не оплачены». Хотя появилась и другая информация, что заказчики арт-объекта, которых народная молва сходу окрестила «моральными урбанистами», будут уволены со своих постов и новыми «творческими находками» город и горожан «не порадуют».

Только если взглянуть на «Трех китов» как на некий маркер (он же рейтинг) успешности деятельности городских управленцев, то боюсь даже предположить, на какую оценку они наработали...

А ведь таких инсталляций в Челябинске, да и в других местах, сегодня хватает. Достаточно вспомнить «три красных фонаря» на аллее у челябинской городской библиотеки. Или установленную в Нововоронеже фигуру металлической «Аленки» с выражением лица, как у хоккеиста, впечатывающего противника в борт... и, как говорится, и т. д. и т. п.

Прокуратура взялась за проверку «трех китов». Интересно будет дождаться результатов.

Так что невеселое зрелище являет собой арт-объект «Три кита» как некий маркер чиновничьей успешности на этом фоне. Как пошутил один из пользователей соцсетей, уж очень на «три кита местной коррупции» смахивает...