Вероломство образов

В челябинском Музее изобразительных искусств выставили работы великого Рене Магритта

Зеленое яблоко Магритта — один из самых узнаваемых образов в живописи ХХ века
Наиль Фаттахов

Магритт оказал колоссальное влияние на всю поп-культуру ХХ века. Достаточно сказать, что логотип телекомпании CBS — вдохновлен глазом с его картины «Фальшивое зеркало», а «Сын человеческий» с зеленым яблоком на месте лица человека в котелке — одна из самых узнаваемых картин в мире.

— В те годы не было ни 3D-технологий, ни фантастических фильмов с потрясающими компьютерными эффектами. Все было проще, сказочные миры создавались карандашом, ручкой, красками, кистью. Чудеса создавались простыми средствами, а не гигантскими голливудскими командами, — поясняет «эффект Магритта» директор музея Станислав Ткаченко. — Чудеса создавались скромным бельгийским художником, человеком в котелке и черном пальто, живущим в маленьком домике. Из его головы выскакивали эти образы, которые он переносил на холсты, пока любимая Жоржетта готовила ему горячий бельгийский шоколад.

«Империя света» (слева) — одна из самых завораживающих работ Магритта

Несмотря на известность и влияние, классик сюрреализма Магритт почти всю жизнь прожил в скромной квартирке в Брюсселе, где не было даже ванной комнаты. Ванну пришлось поставить на кухне. На кухне же, кстати, он и работал, поскольку она была самым теплым помещением в доме. Почти любой предмет интерьера, который появлялся в доме, Магритт делал деталью своих картин, и даже узнаваемый образ полуоткрытой двери списан с реальной двери его дома. Сейчас там открыт его дом-музей.

Магритт пришел в искусство из рекламы

Рене Магритт пришел в искусство из рекламы, возможно, поэтому его картины кажутся очень ясными и простыми на первый взгляд. Парадокс в том, как при помощи этой ясности, при помощи комбинации знакомых всем предметов (трубка, яблоко, клетка и так далее) Магритт умудрялся загадывать загадки, которые каждый зритель разгадывает для себя сам. Он, кстати, ненавидел, когда его картины пытались публично интерпретировать или придавать им некий туманный символизм.

Слева направо: председатель отделения Союза художников РФ Анатолий Костюк, заместитель министра культуры Ирина Анфалова-Шишкина и директор музея Станислав Ткаченко

Большую часть жизни он вовсе не был богат и это обстоятельство повлияло на семейную жизнь: они с Жоржеттой так и не завели детей. «Ребенком» для них стала собака, к которой художник настолько привязался, что после смерти любимца сделал его чучело. Все изменила выставка в США, когда в 1954 году американские художники открыли для себя дар Магритта, перекраивающего реальность с гениальной простотой. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, как говорят, остались под большим впечатлением от его работ.

Творчество Магритта повлияло на создателей поп-арта

Он одним из первых начал использовать слова на своих полотнах. В этом отношении очень известна серия его работ «Вероломство образов», где художник изображал, например, курительную трубку с надписью «Это не трубка». Это отрицание шокировало и заставляло задуматься. «Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной „Это трубка“, я бы солгал!», — пояснял свою работу Магритт.

Магритт был против сложных интерпретаций его творчества

— В отличие от других сюрреалистов, он не любил Фрейда. Он шел вовсе не от Фрейда. Это не подсознание, это не тайные желания, это не подавленное либидо. Ничего из великих фрейдовских «заманух», оказавших сильное влияние на умы людей, — комментирует Станислав Ткаченко.

Магритт не разделял фрейдистских идей

Магритт, как и его собрат по цеху Сальвадор Дали, всю жизнь поклонялся одной музе — своей жене Жоржетте, с которой прожил больше сорока лет, вплоть до своей смерти. Однако он является полной противоположностью Дали. Тот был мистификатором, мастером эпатажа и блестящим пиарщиком, а Магритт был воплощением скромности и непритязательности.

Директор Камерного театра Илья Коломейский

Представленная в музее коллекция является самым полным собранием работ художника в России. Все они были приобретены «Арт-Банком» (Санкт-Петербург) у частных коллекционеров из Франции, Бельгии и Скандинавии. Они выполнены в технике цветной литографии — технологии, которая наилучшим образом передает богатство живописного полотна. Они помечены сигнатурой Фонда Магритта, а на четырех из них стоит автограф вдовы художника.

Выставка «Рене Магритт. Вероломство образов» в Музее изобразительного искусства в Челябинске продлится до 20 января.