Колхозный водевиль

Впервые в Челябинске — балет Большого театра

пресс-служба Большого театра

Второй визит Большого театра с гастролями в Челябинск состоялся с балетом «Светлый ручей». Яркая, красочная и легкая история о жизни колхоза — хит, который уже успели оценить зрители со всего мира. Как встретили южноуральцы труппу столичного театра увидел «Челябинский обзор» — на генеральной репетиции и премьере.

Репетиция

— Поехали, поехали. Начинаем! — звучный голос Махара Вазиева разносится по залу челябинского оперного театра. Руководитель балетной труппы Большого внимательно следит за своими артистами на генеральной репетиции спектакля «Светлый ручей». Буквально через несколько часов, вечером, челябинская публика впервые оценит балет в исполнении труппы главного театры страны.

Сотрудничество это для южноуральцев не новое. Все мы помним успех оперы «Богема», которую москвичи показали нам в прошлом году (заодно оставив декорации и костюмы челябинской труппе).

У балета, кстати, непростая история. И давняя. Впервые он был поставлен еще в 1935-м — и с успехом принят публикой. Но, не продержавшись и года на сцене, был закрыт — не соответствовал, так сказать, линии партии. Постановка подверглась критике на страницах газеты «Правда» (за которой стоял лично Сталин) — и почти на 70 лет покинула подмостки.

Главная героиня спектакля — Зина

Возрожден «Светлый ручей» был лишь в 2003 году заботами хореографа Алексея Ратманского. Спектакль успела оценить и полюбить публика в Париже и Нью-Йорке, совсем недавно труппа вернулась из Лондона, где также, по словам артистов, их сопровождал триумф.

Безмятежная жизнь колхоза «Светлый ручей» на предгорьях Кавказа. Перед зрителям разворачиваются веселые картины сельской жизни. Агрономы, трактористы и доярки отмечают праздник урожая, на который съезжаются столичные артисты (прямо-таки интересная возникает параллель. Надеемся, это не намек, что Челябинск — колхоз?). Главная героиня — умница и красавица Зина — сталкивается с неверностью мужа, запавшего на приезжую танцовщицу. Решив проучить благоверного, Зина переодевается в костюм этой самой артистки — своей давней подруги, с которой они вместе учились танцам. Смотрится балет легко, незатейливо, впечатляя больше не неожиданными поворотами и глубиной сюжета, а зрелищными массовыми номерами и танцевальной, торжественно-праздничной музыкой Шостаковича.

«Светлый ручей» — комедия, созданная по канонам французского водевиля

Серпом и молотом по искусству. Чтобы антуражем зрители прониклись сразу же, прямо с первыми нотами перед глазами встает экран с лозунгами советских времен. Но пусть картины из жизни советского села не обманывают. Это произведение создано по законам французского водевиля, лишь помещенного в более оригинальные (колхозно-натуральные) декорации и близкие нам реалии. В нем царят изящество, легкость и юмор, а более привычные для классического балета трагедия и рок замещаются любовными переживаниями и незатейливыми интригами в играх с переодеваниями.

— Я не первый раз здесь, уже имела честь выступать на этой сцене. Танцевала Китри и Аврору, участвовала в гала-концертах. Для меня всегда большая радость сюда приехать, — признается солистка Дарья Хохлова. Она исполняет партию главной героини Зины. Ее дебют в этой роли состоялся как раз в Лондоне. — Я никогда не делю публику на европейскую и отечественную, но, конечно, гораздо приятнее выступать перед соотечественниками.

Солистка Дарья Хохлова

— Я надеюсь, что наш шедевр, наш хит придется по душе публике, — отметила Екатерина Шипулина, исполняющая роль танцовщицы. — Зрители по всему миру принимают спектакль с большим успехом. Несмотря на то, что колхозная тема, например, в Японии или Америке не очень близка людям, спектакль сразу влюбляет себя публику, зрители смеются и находятся на одной волне с артистами.

Сразу две партии исполнил в Челябинске артист Игорь Цвирко. Не одновременно, конечно. В двух выступлениях он исполняет роль главного героя, ветреного мужа Зины Петра, а в еще одном — второстепенную роль гармониста.

— К сожалению, артисты получают травмы. У нас такая товарищеская взаимозаменяемость. Если один не может выступить, другой его подменяет. Мне все партии нравятся, лишь бы на сцену выходить. Этот балет настолько задевает внутренние чувства, в нем всегда приятно выступать — он комедийный, легкий, — отмечает танцор.

В Челябинске выступают два состава артистов — причем первых состава

Главная сложность при переносе столичных постановок на сцену театра оперы и балета им. Глинки — стесненность в масштабах, размерах площадки. При этом все нужно отладить и довести до совершенство буквально за считанные часы. Труппа в полном составе доехала до Челябинска лишь накануне выступления, а сцену впервые опробовали за несколько часов до показа.

— Мы достаточно гибкие люди и понимаем, что размеры сцены здесь не как в Большом театре, но технически это возможно. Это связано с декорациями прежде всего. Мы не так часто ездим по регионам, не буду скрывать. Я очень рад, что мы приехали сюда. Да, мы востребованы, мы ездим по всему миру, по лучшим площадкам мира. Это все замечательно, но, наверное, куда важнее, что мы сюда приезжаем, и поддерживаем свою публику. А публика нас любит и не всегда может себе позволить приехать в Москву, — добавляет руководитель труппы Махар Вазиев.

Руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев

Премьера

Вечером отремонтированный театр оперы и балета, наконец, распахивает свои двери, открывая новый сезон. Свободных мест, несмотря на «кусающуюся» цену билетов, в зале нет. На выступление прибывают и VIPы — такое событие, как приезд Большого, не смогли пропустить первые лица области. Алексей Текслер вместе гендиректором столичного театра Владимиром Уриным выступает с приветственным словом — небольшим, чтобы не слишком оттягивать то, что будет дальше.

А дальше — все то, что было на репетиции. Только лучше, громче, артистичнее. Солисты и кордебалет устраивают гармоничную вакханалию из ярких красок, пестрых костюмов. Праздник урожая — это танцы, подарки, свидания и розыгрыши, а также выставка достижений родного колхоза — по сцене катят огромные арбузы и гордо несут огурцы размером с небольшую лодку. Зрителям, ничего не понимающим в классическом балете, настоящее раздолье — сюжет считывается даже без программок, остается любоваться мастерством артистов, буйством цвета и музыкой.

Никаких классических пачек

Все свое богатство — костюмы, декорации, реквизит — столичные артисты привезли с собой. Но и челябинские деятели искусства не остались в стороне от этого культурного праздника. Столичные артисты выступают под аккомпанемент оркестра театра имени Глинки. А вот руководит коллективом маэстро Большого театра — Алексей Богорад.

Приезд балетной труппы главного театра страны в столицу Южного Урала стал возможен благодаря соглашению о сотрудничестве между гендиректором Большого театра и губернатором Челябинской области и прошел при поддержке федеральной программы «Большие гастроли». И сотрудничество, кстати, на этом не закончено. Впереди — еще минимум три сезона с приятными сюрпризами.