Идеальный шторм

Во что превратится Комсомольский проспект в Челябинске после ремонта?

Андрей Ткаченко

Возмущения челябинцев по поводу ремонта Комсомольского проспекта вылились в разъяснения. Сегодня в мэрии презентовали детали реконструкции. Ясности стало больше, однако готового проекта так и не представили. Да и сложилось впечатление, что все видоизменения заточены под о-о-о-о-очень схематичные условия, в которых не должно быть никаких изъянов. Разбираем, как слайды могут наложиться на нашу реальность.

— Я там сегодня ехал. Это (непечатное слово). Кто это проектировал/согласовывал?!!!

Мэрия молчит.

— А что они с парковочными карманами сотворили?!!!

Мэрия молчит.

— Парковки у магазинов убрали. Другие парковки переделали так, что пользоваться ими теперь невозможно. Это удар и по бизнесу, и по жителям этих домов. Теперь паркуются во дворах, а жителям это зачем?

Мэрия молчит.

Ремонт Комсомольского проспекта, в принципе, секретом Полишинеля и не был. Еще в апреле замглавы по дорожному хозяйству Максим Куляшов анонсировал, что там не просто переложат асфальт, а подойдут к вопросу комплексно:

«Появится разделительный газон с деревьями на участке от улицы Солнечной до Ворошилова. Кроме того, появятся велодорожки и выделенная полоса для общественного транспорта. Пересмотрены все парковочные карманы вдоль проспекта. Большинство из них будут „канализированы“ и иметь точки въезда и выезда, чтобы автомобили при движении не мешали общественному транспорту и велосипедистам. Появятся пешеходные островки там, где это необходимо и возможно», — рассказывал вице-мэр.

Ремонт разбили на два этапа: от Чайковского до Чичерина и от Каслинского до Свердловского проспекта. Вопросы посыпались на этапе реализации. Но все они терялись в безмолвствовании. Так начали нарождаться слухи и народные прогнозы:

«Погрязнем в пробках. И так пробки, а после такого ремонта не проедем. Проще было Комсомольский проспект вообще закрыть, высадить цветочки и сделать пешеходным в таком случае. Где удобные парковки? Где третья полоса? Было три полосы, останется одна», — обратилась челябинка уже к губернатору через соцсети.

Шла неделя, вторая. От отсутствия ответов возмущение нарастало как снежный ком. К началу июня про какой-то странный ремонт Комсомольского наслышаны были, наверное, даже жители окраин Челябинска. А, собственно говоря, что смущает-то?

Островки безопасности

Островки безопасности на разных участках разных размеров

В принципе, вопроса о том, нужны ли островки безопасности (а по научному: рефюжи), даже и не возникает. Широченный проспект, по 3 (а где-то даже 4) полосы в каждую сторону. Замешкался, не успел перейти улицу целиком — будет, где переждать до следующего зеленого сигнала светофора. Проблема в том, что они разные! Где-то шириной 2 метра, где-то 5, а где-то очевидцы рулеткой намеряли даже 7,5. Катишься себе в крайней третьей полосе на машине — бац! Упираешься в препятствие. Включаешь поворотник, злые водители тебя не пропускают. Кто-то втискивается. Тут же «фа-фа», сигналы, возмущения. В битве за полосу побеждает сильнейший.

Автомобили при движении внезапно натыкаются на препятствие, приходится резко перестраиваться, что удается не всегда

Парковочные карманы

Первые этажи домов по Комсомольскому проспекту в большинстве своем занял бизнес: продуктовые магазины; аптеки; пиццерии; пункты выдачи Ozon, Wildberries и других маркетплейсов; стоматологии... для удобства подъезда машин там были выделенные под парковки карманы. Теперь все. Доступ перекрыт бетонными блоками. Паркуйтесь, дорогие горожане, где хотите.

Парковочные карманы теперь перекрыты бордюрами

Нет, где-то, конечно, смонтированы отдельно въезды/выезды. Тут заехал, через несколько метров выехал. Но вот, например, возле ТК «Комсомольский» въезд/выезд совмещены в одном повороте.

Въезд к ТК есть, а вот выезд загорожен уже бордюрами

Такая же история прямиком у Администрации Курчатовского района. А вот теперь представьте. Едет машина по Комсомольскому проспекту. Ей надо повернуть на парковку. В этот момент с парковки выезжает другая машина. Они упираются друг в друга. Все. Пока те разъедутся, целая полоса для движения блокирована. Опять поворотник, опять попытка перестроиться. Хаос. Бардак. Дискомфорт совершенно на ровном месте. Как можно было так спроектировать?

Где проект?

К этому вопросу и подводили все предшествующие. Перед ремонтом дорог обычно проводятся некие разработки. Привлекаются проектные организации, выезжают специалисты, проводятся инженерные изыскания...ну, в общем — это не просто «а давайте сюда асфальт положим, а тут бордюров налепим». По такому достаточно сложному принципу, например, еще в прошлом (!) году были объявлены торги на «выполнение проектно-изыскательских работ по объекту : „Ремонт ул. Цвиллинга от пр. Ленина до ул. Торговой“» или «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту „Капитальный ремонт Привокзальной площади в г. Челябинске“».

Реконструкция — это серьезно. Это делается для сотен тысяч горожан. Тут нельзя ошибаться. Следовательно, должен быть проект.

Так мы думали, но никаких заявок на изыскательские работы по проспекту при этом не нашли. Обнаружили лишь, что в этом году была проведена закупка уже непосредственно на ремонт проспекта. Но проекта там нет! Давайте наложим это на уйму вопросов от горожан. Вот мэрия и получила, что получила. Уйму недовольства, сводящегося порой даже к ненормативной лексике, и не собирающегося стихать. 

4 июня 2021 года

В мэрии решили наконец рассказать о ремонте Комсомольского проспекта

Администрация прерывает молчание и зазывает СМИ на брифинг, посвященный реконструкции. Ответ держат вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов, председатель Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Ринат Кучитаров и доселе не известная нам женщина в красном.

— Не секрет, что у нас на Комсомольском проспекте приоритет в удобстве передвижения отдан водителям. Мы своими инженерными решениями уравниваем всех, — с ходу приземляет автомобилистов Максим Куляшов.

Замглавы администрации по дорожному хозяйству презентует планы реконструкции Комсомольского проспекта

Цель — не только приведение дорог в нормативное состояние, но и сокращение дорожно-транспортных происшествий. На сегодняшний день ширина полос для движения варьируется от 3,8 до 4,5 метров. Что хотят сделать?

  • Первую полосу в сторону центра отдать целиком под общественный транспорт
  • Остальные сузить до 3,25 метров

В сторону Северо-Запада по проекту будет четыре полосы, а в сторону центра — уже три. Когда одну отдадут автобусам и троллейбусам, автомобилистам останется две. Куляшов заявляет, что сужение полос позволит избежать так называемых «шашечных перестроений» (когда машины снуют между рядами). Все будут ехать друг за другом, что в теории должно пропускную способность лишь увеличить.

Проект реконструкции перекрестка Комсомольского проспекта и улицы Молодогвардейцев

Затронули в мэрии и наболевшую тему островков, точнее, их разномастицу. Ссылаются, что ширину рассчитывали, отталкиваясь от размера полос. По ГОСТу вышли на показатели 2–5 метров.

— Я с рулеткой ходила по перекресткам, там 7,5 метров! — раздалось в зале.

Барышню, подавшую возмущенный вопль, попытались утихомирить, что по документам 5 метров. Дама стала настаивать на своих расчетах. Сошлись на том, что конструкции проверят на месте, а там решат: принимать работу подрядчика или пусть переделывает.

Правоту действий дорожники доказывали больше часа. Запись трансляции можно посмотреть здесь. На какие вопросы (субъективно) не удалось получить убедительных ответов?

Вопросы к Администрации Челябинска не стихали больше часа

— Как сделали такой нелепый заезд к Администрации Курчатовского района?
— Мы уже поняли ошибку, будем переделывать.
— А как так проектировали-то тогда? Кто вообще проектировал?

Тут подала голос женщина в красном. Оказалось, что это начальник отдела обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожного хозяйства Ксения Кондратова.

— Она в прошлом году с дочерью попала в тяжелую аварию, — шепнули автору строк, — на себе ощутила, насколько пешеходам на Комсомольском небезопасно.

— Вы же понимаете, что город — это живой организм, — стали убеждать собравшихся, — нельзя сделать один раз на века. Переделки могут потребоваться всегда.

— Покажите проект, — не успокаивалась публика.

— Он технически сложный. Там всякие инженерные сети на чертежах есть, уйма лишних деталей. Вы в нем мало что поймете, — гнули свою линию дорожники.

— Но у нас не складывается ощущения цельности, — не сдавались собравшиеся.

— К проектным решениям мы подходим очень гибко. Приходится что-то (например, выделенные полосы) корректировать. Эта документация не статичная. Мы прислушиваемся и к мнению специалистов, и к мнению жителей города, — продолжали упорствовать в обтекаемости формулировок чиновники, подспудно вызывая ощущение, что новых переделок по ходу пьесы все же не избежать. Вот только за чей счет — подрядчика или городской казны?

Впрочем, удобоваримую выжимку проекта пообещали представить на следующей неделе. А заодно анонсировали выездной тур, чтобы еще раз рассказать и показать, как все будет, непосредственно на месте.

Напоследок

На сегодня работы выполнены примерно на 40%. Пока дорожники еще даже основной слой асфальта не уложили. Но чтобы как-то движение упорядочить, в ближайшие дни на дорогу должны нанести временную разметку.

Правда, пока, несмотря на заверения, что все делается в соответствии с ГОСТами и нормативами, так и выскакивает незримый Станиславский, вызывая предчувствие, что «гладко лишь на бумаге».

Берем тезис, что при сужении полос автомобилисты за счет уменьшения дистанции будут ехать более организованно. Возможно. Но это в теории. А на практике? А взять главных возмутителей спокойствия на дорогах — маршрутчиков. Годами нарушают: устраивают гонки, резко выруливают с остановки в третий ряд, подрезают и творят всяческие бесчинства, часто становятся героями новостей, пополняя статистику аварийности. Что они, вдруг в одночасье станут шелковыми и послушными? А что будет на обновленных дорогах, когда еще и ДТП произойдет? Движение вообще практически встанет?

— Это вопросы контроля в первую очередь. Мы же исходим из того, что все участники движения должны быть законопослушными и соблюдать правила дорожного движения, — аргументирует Максим Куляшов...

В общем, может, мэрия и права. Но как слайды наложатся на наши реалии, узнаем 20 августа. По контракту подрядчик должен завершить работы к этой дате. А там и посмотрим, к чему придут дорожники: к идеальной модели движения или идеальному шторму...

Из словаря: Идеальный шторм — фразеологизм, означающий ситуацию, возникшую путем такого сложения ряда факторов, в результате которого их суммарный негативный эффект существенно возрастает.