Владимир Елистратов:

«Я — осторожный глава, но развитию это мешать не должно»

Андрей Ткаченко

В каких направлениях будет развиваться Челябинск? Когда уборка снега будет устраивать население? Когда ржавые маршрутки исчезнут с улиц, а на дороги выйдет новый полноценный транспорт? Будет ли столица Южного Урала отказываться от панельного домостроения? Об этом и многом другом в первом интервью нового главы Челябинска.

— Владимир Алексеевич. Во-первых, позвольте поздравить вас с избранием. Мне видится, раз вы в роли главы — новичок, уместнее будет задавать вопросы не из разряда «когда появится уже завтра, а уже лучше сегодня», а, скорее, о перспективах. У политиков и бизнесменов есть такое понятие, как точки роста. Какие вы видите в Челябинске?

— Я их на конкурсе, в принципе, уже озвучивал. И прошу выражение «точка роста» не расценивать как «что-то где-то вырастет». Я бы назвал это знаковыми моментами для Челябинска. Городу нужны реформы в экологии, здравоохранении, образовании, ЖКХ и социальной сфере. Я обещал в случае избрания меня главой реконструировать по максимуму дворы в городе и от своих слов не отказываюсь. Для социального благополучия также мы за три года отремонтируем несколько больниц, построим порядка 20 новых детских садов. Транспорт должен кардинально поменяться в лучшую сторону. Обращу пристальное внимание на жилищно-коммунальное хозяйство, где, на мой взгляд, нужен ряд изменений. В частности, ситуация по уборке снега меня совсем не устраивает.

— Раз уже вы про уборку снега заговорили, точнее, про проблемы с ней. Эта часть городского хозяйства в предыдущие годы была попросту приватизирована. На частные структуры повлиять, конечно, можно, но сложно. Давайте вспомним, как в прошлом месяце каждое аппаратное совещание начиналось с критики дорожников и коммунальщиков. У вас нет ощущения, что предприятия, которые ежедневно должны следить за инфраструктурой для поддержки нормальной жизнедеятельности мегаполиса, должны быть муниципальными?

— В данный момент я внимательно изучаю этот вопрос. Я бы не стал ставить знак равенства между приватизацией и проблемами. Просто на рынке сложилась такая ситуация, где подрядные организации по уборке снега начали массово экономить. И такая экономия сказалась на качестве: где-то технику не выводят, где-то снег могут попросту в кучу сгрести.

Мое мнение — надо изменить условия для подрядчиков, сделать упор на качество. Чтобы они понимали: деньги, на которые рассчитывают, получат, только если город чистый. Если нет — значит, не получат.

— Насколько я знаю, контракты отыгрываются заранее. Осенью проводятся торги, победитель забирает себе лот.

— Да, заранее. Но в конкурсной документации можно написать абстрактно «уборка снега», а можно к этому добавить уйму параметров. Считаю, что в этом направлении надо поработать, чтобы горожане не переживали, а заранее знали: если в бюджете есть такая статья расходов, значит, Челябинск будет убран.

— То есть вы за юридическую составляющую. В связи с этим у меня вот какой вопрос: с 19 января 2015 года вы занимали должность заместителя Главы Администрации города Челябинска по правовым и имущественным вопросам. С реформой власти в октябре 2015-го стали называться заместитель Главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам. С точки зрения законности тех или иных решений, думается мне, администрация Челябинска будет подкована. Но юристы — настолько дотошные люди, что иногда во время рабочих моментов хочется и ругнуться. Я с одной стороны понимаю: одно неверное движение, один неверный шаг — и можно очень оступиться. А уж тем более — на вашем посту, который подразумевает огромное количество ограничений. Но ведь рывок в развитии, как мне представляется, вполне может граничить и с некой долей авантюризма. Какой стиль правления нам продемонстрирует Владимир Елистратов?

— Ну, скрупулезность — это, наверное, не самая худшая черта человека. Определенные меры осторожности, конечно же, будут. Те жизненные знания, которые у меня присутствуют (успел поработать в совхозе и каменщиком, начальником автоматноревольверного цеха и главным бухгалтером. Кроме того, в активе несколько лет службы в милиции в 90-е годы — прим. редакции), не позволят мне заступать за спорную черту. Но эта осторожность не должна мешать развитию.

— А каким лично вы видите Челябинск? Как бы описали, охарактеризовали?

— Современным, инвестиционно привлекательным, удобным для жителей. Таким он, по большому счету, скоро и станет в связи с мероприятиями в следующем году.

— Вы имеете в виду саммиты ШОС и БРИКС?

— Да, про них идет речь. Мы сейчас активно к этому готовимся. Занимаемся демонтажом ларьков и рекламных конструкций. Скоро приступим к благоустройству скверов Алое поле, у ЮУрГУ, Юбилейного, на площади Революции и других.

— Челябинцы, как думаете, оценят старания? Я почему о поддержке населения заговорил. В одном из интервью директор челябинского филиала РАНХиГС рассказывал про исследование: «Где бы вы хотели, чтобы жили ваши дети?». Так, по его словам, лишь 22,6% ответивших горожан назвали Челябинск. Такое ощущение, что челябинцы не то что властям не верят, а в сам город. Вы понимаете, что вам придется перебарывать этот пессимизм, что не так легко. Когда человек живет в своей реальности, его оттуда крайне проблематично вытащить. Но ведь надо!

— Да я думаю, так много перебарывать не требуется. Есть, конечно, группа людей, склонных видеть жизнь в городе в мрачных тонах. Но такие в основном в соцсетях нагнетают. При этом население Челябинска растет и прирастает. Горожане даже жалуются, что не хватает мест в детских садах. Получается, что челябинцы рожают детей для отправки их в другой город? Как-то странно, не находите?

— Саммиты вы назвали шансом на развитие города. Между тем 2020 год для Челябинска знаменателен еще и тем, что у города заканчивается срок действия генерального плана развития — пожалуй, ключевого стратегического документа для муниципалитета. Какая работа сейчас ведется в этом направлении?

— Мы его озвучим даже чуть раньше: в конце 2019 года. Сделаем этого для того, чтобы было время на устранение замечаний, которые могут появиться.

— Есть сейчас уже какие-то хотя бы общие ориентиры?

— Свалки не будет точно (смеется), а так я не хотел бы пока озвучивать детали этого документа. Всему свое время.

— Я бы не сказал, что лично меня чем-то Челябинск сильно раздражает, но есть один заметный фактор: население привыкло спрашивать с властей, но не с себя. И тут мне видится город, который делают сами горожане: окурки на тротуарах, заезженные машинами газоны, битое стекло на детских площадках и так далее. С менталитетом намерены что-то делать?

— Согласен... но частично. У нас город, конечно, не такой мрачный, как вы описали: окурки не везде, разбитые бутылки далеко не на каждой площадке. Нормальный у нас город: с трудовой историей, трудовыми династиями, своими традициями. И на любого дебошира найдется тот, кто поставит его на место.

— Вас избрали депутаты Челябинской городской Думы. Но оценку вашей работе так или иначе дает население. Перед кем больше чувствуете ответственность? Ну и, как следствие, поддержку?

— Естественно, я чувствую большую ответственность перед населением. Но и депутатов со счетов сбрасывать не надо: им же челябинцы тоже несут свои наказы. Соответственно, у них есть возможность передавать пожелания и наставления мне. А все население города в один день не примешь. Так вместе и будем стремиться сделать наш город лучше.

— Ну жители вам уже какие-то пожелания озвучили. Я имею в виду период, когда вы в качестве врио объехали все районы Челябинска и в каждом случае пообщались напрямую с горожанами. Сейчас рабочие поездки прекратились, в каком формате вы продолжите взаимодействовать с населением?

— Ну мне этот формат понравился, он помог увидеть интересы населения, узнать, что в первую очередь волнует. Были как стратегические вопросы, так и какие-то конкретные бытовые вещи.

— Например?

— Жаловались, что на «Плодушке» бегает много собак. Могу отчитаться, что работа в этом направлении выполнена. А вообще у меня на контроле перечень вопросов. Я их сейчас разбросал по ведомствам, в скором времени соберу ответы. И по итогам запланируем новый объезд районов. Я должен встречаться с населением, не имея за душой долгов.

— А какие-нибудь тайные инспекции предполагаете? У ваших предшественников было такое в истории правления городом.

— Ну о тайном говорить не принято. Вы же понимаете, о чем я (смеется).

— Продолжая тему взаимодействия с населением. Если в подъезде перегорела лампочка, то жалобы начинают писать сразу чуть ли не Владимиру Путину. А если в городе что-то не так, то виноват автоматически глава. Между тем, Администрация Челябинска — это целая структура с управлениями, комитетами, а также сотрудниками, отвечающими за конкретные направления. Не думаете, что иногда вещи стоит называть своими именами, и имя напортачившего чиновника следует просто предать огласке, чтобы самому не получать все шишки от недовольных челябинцев?

— Думаю, это не совсем правильно. Глава действительно отвечает за все. Если он неудачно выстроил работу со своими заместителями — это его личная проблема. Народ не должен получить жертву в виде уволенного чиновника и успокоиться. Я наших виновников знаю, но это наша внутренняя работа. Главное, довести ее до конца, а не устраивать публичные порки.

— Но некоторые обещания руководителей Управления транспорта, например, звучат из года в год. Так, например, что Олег Козлов и Роман Болотов (экс-руководители Управления — прим. редакции), что Максим Кичеев (нынешний руководитель Управления) заверяли, что вскоре изменятся требования к подвижному составу для проведения муниципальных конкурсов: наличие терминалов для безналичной оплаты проезда, автобусы средней вместимости. Во-первых, когда ждать изменений? Ну и давайте сначала вашу оценку состояния общественного транспорта выслушаем.

— То, что сегодня с общественным транспортом в городе происходит, не устраивает никого. Попытки решить вопросы без серьезных финансовых вложений не привели к положительным результатам. Сейчас уже проработана конкретная «дорожная карта», сейчас изучаются все предложения по закупке трамваев и автобусов на сжиженном газе. В июле уже должны определиться: какого типа автобусы и у какого поставщика мы будем приобретать. Параллельно есть соглашение о строительстве в городе соответствующей сети заправочных станций.

— Ну появятся в городе новые автобусы. А куда денутся маршрутки? Практика показывает, что даже если с перевозчиком расторгается договор на обслуживание маршрута, на убитые ГАЗели и ржавые ПАЗики вешается табличка «экскурсионный». В итоге как ездили, так и продолжают ездить.

— Нами организованы рейды совместно с прокуратурой и управлением государственного автодорожного надзора. Стараемся пресекать попытки. Люди находят уловки в законодательстве, но мое мнение, что когда в городе появится серьезный оператор с соответствующим автопарком, маршруткам и этим «экскурсионкам» придется нелегко.

— Но глава может вызвать к себе в кабинет кого-нибудь из таких транспортников, стукнуть кулаком по столу и сказать: «Ты чего творишь!»

— Чтобы озвучить эту фразу, необязательно вызывать к себе в кабинет, они сами это понимают (улыбается). На сегодняшний день разработаны меры по эвакуации этого транспорта, что для нелегальных перевозчиков очень даже неприятно. Чтобы вызволить автобус со штрафстоянки, надо заплатить немалый штраф. И экономика у них сильно проседает.

— Перед разговором с вами издание «Челябинский обзор» объявило прием вопросов от населения, часть из них я хотел бы озвучить от лица горожан:

  • Когда в городе будет нормальная транспортная система, а не засилие маршруток?

— Я уже вам рассказал, что делается в этом направлении.

— В вопросе звучит слово «когда».

— Один из вариантов — к концу года.

  • Есть ли план по окончанию панельной стройки?

— У меня лично к панельной стройке ровное отношение по той причине, что панельное — не значит старое и убогое. На сегодняшний день технические требования к панелям сделаны таким образом, что дома могут быть разной расцветки с приличной архитектурой. Ну и давайте не забывать об экономической составляющей. Пока люди будут покупать панельное жилье, они сами будут за него рублем и голосовать.

  • В Челябинске не борются с машинами на газонах во дворах и с теми, что перегораживают проходы пешеходам с колясками и старикам (да и вообще всем). ГИБДД не имеет права, районные власти не имеют возможности их штрафовать. Нужно бороться с этим злом. Машины топчут траву, разносят грязь. И еще мешают пожарным и скорым. Нужно на местном уровне принять закон об эвакуации таких авто. Или разработать систему действенных штрафов. Пусть мэр в этом активно поможет.

— Не вижу смысла что-то менять по той причине, что на сегодняшний день хватает прав и полномочий для того, чтобы эвакуировать и штрафовать тех, кто заезжает на газоны. Просто машин в городе слишком много и всех на одном эвакуаторе не увезешь. Но правовые основания есть.

— У меня тут противоречие в голове, надеюсь, поможете решить. С одной стороны, тратятся колоссальные деньги на благоустройство дворов, с другой — они уже через несколько месяцев заезжены и загажены. Смысл тогда что-то делать, когда не ценят?

— Вполне возможно, надо делать препятствий больше, может, бордюры повыше, чтобы водители не могли на них заезжать. Я подумаю еще над этим. А пока продолжим эвакуировать и штрафовать.

— А давайте про вас не как про градоначальника. Кто вы, Владимир Елистратов? Чем занимаетесь в свободное время? Где любите гулять? Пять внуков, вот знаю, у вас есть.

— Ну, пятью внуками людей моего возраста не удивишь. Гуляю я в Челябинске везде, друзей у меня много по всему городу. Но чаще получается выбираться в городской бор или парк имени Пушкина, так как рядом живу. В рабочее время особо не до прогулок, в основном в выходные. Есть там у меня свои тропы, маршруты. Чаще всего дохожу до карьера и обратно. Этого хватает.

— А про хобби расскажете? Я понимаю, что у вас сейчас гораздо меньше свободного времени...

— Охотой увлекаюсь. Но опять-таки, в рамках закона, когда выдают разрешение (смеется).

— Ну и напоследок: если в Челябинске вернут прямые выборы главы — вы примете в них участие?

— Когда вернут, буду принимать решение.